Эссе на тему Конфликт «реальность» по фильму «Расёмон».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Конфликт реальности и
иллюзии как таковое можно рассматривать с различных сторон, так как он
предполагает точки зрения смотрящего и того, кто предлагает саму информацию.
Иллюзия может быть нарушена, при этом позволяя увидеть правду и реальность, из
чего и конфликт может быть исчерпан.
Говоря о реальности,
следует понимать, что в ней присутствует множество тайн, которые могут сокрыть
ее и создать иллюзию. Сами события будут показаны с видимой стороны, которую
часто могут принять за иллюзорную, а также со стороны незримой, духовной. Можно
ли ее считать нарушением правила правда, остается вопросом. Поэтому суждение о
реальности и ее конфликте не стоит сводить исключительно к констатации фактов,
но и пренебрегать ими также не следует. При этом сами факты, использованные без
целого, могут запутать смотрящего и заставить его сомневаться.
Реальность как таковая
зависит от многого. То есть не следует ее оценивать исключительно благодаря
историческому смыслу или тому, сколько веса она придает событию существования чего-то
в реальности. Как говорил М. Элиаде, «более величественной и богатой смыслом,
чем реальность современная» [М. Элиаде, 2001, с. 47].
В каждой эпохе или этносе
присутствует свое отношение к реальности. При этом стоит заметить, что подобные
представления имели большое влияние на повседневную жизнь и то, как
воспринималась людьми обыденность за чертой этой реальности.
Сами события реальности
могут присутствовать не только в виде факта, сколько являясь столкновением
нескольких фактов, которые даже могут противоречить друг другу. При этом важным
является тот факт, что реальность, которая относится к духовной области
человека, может вступать в конфликт, противоречить себе, но при это открывать
какие-то сокрытые от взгляда смотрящего тайны. Метафизическая реальность может
находиться в виде различных версий, но при этом ни одна из них не является
единственной.
Говоря о фильме Акиры
Куросавы «Расёмон», вышедшего на экраны в 1950 году, следует упомянуть, что
события, которые в нем разворачиваются, поддаются в первую очередь именно
влиянию духовной реальности, но никак не той, которая может выстраивать
обыденность в самом ее проявлении. Зритель может узнать версию случившегося от
каждого, кто как-либо был задействован в случившемся – от разбойника Тадземару,
от жены убитого самурая, от дровосека, который оказался свидетелем убийства,
даже от духа жертвы, рассказавшего свою версию с помощью ведьмы. Можно узнать
любую из версий, но при этом так и не понять, что случилось на самом деле. В
этом и проявляется главный конфликт данного фильма. Реальность накладывается на
понятие игры, становясь лишь рабом тех фактов, которые проявляются раз за
разом. Четыре версии правда, и каждая из них имеет свою истину.
При этом подобное
развитие событий невозможно полноценно назвать игрой. Чем больше реальность
ускользает от зрителя, тем больше проявляется иллюзия знания. Когда выступает
разбойник, жена самурая, дровосек и дух самурая, можно почувствовать себя между
двумя мирами – реальностью и той иллюзией, которая сплетается благодаря словам
героев.
Несмотря на то, что в
Стране восходящего солнца чаще всего правду сокроют в полумраке, окутают
туманом и лишь после будут выдвигать утверждения, которые не терпят возражений,
финал «Расёмона» можно считать ясным и четким, а вещи в нем приобретают свои
истинные имена. Зло скрывается в дрянном поступке, как сорванная с подкидыша
последняя пеленка, но и добро проявляется в том, что этого подкидыша прижимают
к себе и отдают ему свою жизнь.
Вечно ускользающая истина
в фильме встает на весы вместе с поступком дровосека, который единственный
прекратил сомневаться в реальности. Именно благодаря ему конфликт иллюзии и
реальности уравновешивается. Истина превращается в жертву, на которую ему все
же приходится идти. Важным является желание сердца, то, как дровосек
преодолевает свои сомнения, как все же идет на свой последний шаг и последнее
решение. В конфликте может победить либо истина, брошенная миру, либо иллюзия,
которую можно легко сокрыть под маской. В этом случае важны слова А. Эйнштейна:
«Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица» [А.
Эйнштейн, 2007, с. 804]. Движения истинного человека, «внутреннего», его сердце
становятся символом бытия.
Важный остается вопрос,
есть ли истина в том, что будут говорить персонажи, которые могут из
второстепенных превратиться в главных, существует ли у них свой уникальный
взгляд на события. Скорее всего, нет. Дирижер в виде главного рассказчика будет
диктовать то, как следует воспринимать ситуацию, особенно это заметно в фильме
«Расёмон».
То, как Куросава
раскрывает свое видение на события и их взаимосвязь, достаточно диалогичен и
многовариантен. Он бросает в реальность зрителя, но не создает для него
иллюзию. Он показывает, что каждый из участников события имеет свою правду и
берет на себя вину. При этом лишь сами мотивы их поступков остаются сокрытыми.
То, что показано, как покаяние, можно принять и за приступ гордыни. Важным
остается лишь близость героев к границе реальности и иллюзии, соприкосновения
двух миров, что и придает истинный масштаб реальности.
Следует сказать о
парадоксальности самой ситуации в фильме. Все четыре участника события –
разбойник, жена самурая, дух самурая и дровосек – являются не только простыми
свидетелями, но и активными участниками. Они при этом заняты исключительно
собой, своим взглядом, своим вариантом события. Каждое из показаний разительно
отличается. И при этом встает вопрос, имеет ли подобный взгляд на событие
полноценно истинным и реальным. Следует отметить, чем больше реальность
наполняется истиной, тем больше она становится непостижимой, тем больше она беднеет,
приближается к иллюзии, из-за чего все сложнее ухватить истину. От этого
появляется ощущение, что все это становится не более, чем простой маской для
реальности.
Рассмотрев
предоставленные выше рассуждение о том, почему же в фильме настолько
переплетается иллюзия и реальность, стоит задаться вопросом, в чем же так
переплетается этот конфликт и в чем он проявляется. Главное его проявление –
невозможность сложить воедино все кусочки паззла, которые бы каким-либо образом
помогли найти тайну случившегося. Наслаиваясь один на одного, все представления
свидетелей о ситуации становятся бесполезными, так как правда раскрыты не
будет. После все же стоит сказать, что глядя на данный вопрос с социальной
точки зрения, нельзя говорить о том, что каждый сказал правду, не пытаясь
прикрыть ее собственной ложью. Человеческий фактор здесь заставляет реальность
искажаться, представляться перед смотрящим с совершенной иного ракурса. То есть
конфликт реальности вспарывает сюжет этого фильма, не позволяя в полной мере
ощутить правдивость и истинность любого изложения событий.
Следует сказать, что в
основе фильма А. Куросавы «Расёмон» присутствует мотив незавершенности. Важным
является полнота реальности, которая и становится неким подобие иллюзии. Чем
больше узнаешь, чем больше проникаешь в знания, которые имеют персонажи, тем
больше скрывается истина. В том и проявляется главный конфликт. Он обновляет
бытие героев, перекраивает его для зрителей. Незавершенность противостоит
раздробленности, реальность же становится противником иллюзии. Создание всего,
будь то замок, поэма, сновидение или сама жизнь, будет остановлено. Любое
расследование окажется в тупике, так как не будет иметь достаточного количества
улик, фрагментов.