Эссе на тему Концепт с точки зрения когнитивной лингвистики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Когнитивная лингвистика возникла на базе когнитивной науки, которая занимается исследованием процессов, связанных с мышлением, а также с механизмом функционирования знаний о мире, накопленных за всю историю человечества. Когнитивная наука изучает знание и познание, исследует результаты восприятия человеком окружающего мира и предметно-познавательной деятельности общества. Все это накапливается как осмысленные и приведенные в фиксированную систему данные, определенным образом репрезентированные в сознании человека, составляя тем самым базу для процессов познания, которые и называются ментальными, или когнитивными.
Центром внимания для когнитивной лингвистики является язык как коммуникационный механизм, поскольку он служит основным инструментом, с помощью которого человечество получает, обрабатывает, хранит и передает накопленную информацию. Язык — это главное средство воплощения мысли. Своими уникальными возможностями язык позволяет систематизировать и упорядочивать ту массу накопленных знаний, необходимых для формирования языковой картины мира, уникальной для каждой этнокультурной общности.
Когнитивная лингвистика рассматривает участие языка в различных процессах жизнедеятельности человека и общества, а также саму природу языка. Центральный вопрос для рассмотрения в когнитивной лингвистике — это формирование такой модели языкового общения, которая являлась бы основой обмена всей суммой знаний, а также создание приемлемых моделей функционирования и структуры языкового сознания.
Когнитивная лингвистика ставит перед собой следующие задачи: определение отношений между когнитивными структурами сознания и единицами языка; выяснение соотношения между реальной научной и «наивной» (языковой) картин мира; определение средств и способов, посредством которых происходит языковая категоризация и концептуализация культурных постоянных. Также важной задачей является создание и определение той системы универсальных концептов, которые организуют концептосферу культуры.
Уже несколько раз прозвучавший термин «концепт» есть центральный объект изучения в когнитивной лингвистике. На нынешнем этапе развития лингвистической науки принято разделять такие термины, как «понятие» и «концепт», хотя в латинском языке они имеют одинаковую семантику: conceptus – мысль, понятие (лат). Понятие определяется как сумма всех познанных значимых признаков объекта, а концепт – это некое ментальное национально-специфическое образование, содержанием которого считаются все накопленные знания об объекте, а выражением – система лексических, фразеологических, паремиологических языковых средств, которые служат для вербализации этих знаний. Значит, можно сделать вывод о том, что концепт имеет значительно более развитую структуру, чем понятие.
Среди ученых-лингвистов нет единого мнения по поводу определения концепта, к этому существуют разные подходы. Концептом можно считать, с одной стороны, слой культуры в человеческом сознании, это именно то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. С другой стороны, именно посредством концепта человек сам входит в культуру, а иногда и влияет на нее.
Исследование так называемой концептосферы языка дает возможность выявить специфику ментального мира определенного этноса. Представляя траекторию полета человеческой мысли, можно определить ее специфику, а значит и познакомиться с культурой определенного народа на протяжении всей истории ее становления.
Концепты как определенные мыслительные образы, соответствующие определенным языковым знакам, в современной лингвистике являются предметом живого обсуждения. Даже само понятие концепта, позаимстовванное лингвистами в когнитологии, стало наиболее подходящим для изучения языка, создало фундамент для дальнейшего развития когнитивной лингвистики как науки. Концепты формируют семантическое пространство определенного языка, по которому можно делать выводы о системе знаний в их конкретном преломлении для определенной нации.