Зарубежное регионоведение Эссе Экономические науки

Эссе на тему Китай и Евросоюз, история взаимоотношений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

КИТАЙ И ЕВРОСОЮЗ, ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В 2020 году дипломатическим отношениям Китайской Народной Республики и Европейского союза исполняется 45 лет.

После образования КНР в 1949 г. Китай преимущественно поддерживал отношения лишь с государствами социалистического лагеря во главе с Советским Союзом. Отношения с западноевропейскими государствами в это время были практически заморожены, так как данные государства не признали КНР и продолжали поддерживать (подобно США) официальные отношения с Китайской Республикой на Тайване. В китайской историографии данный период принято именовать периодом «склонения в одну сторону»: в условиях жесткого противостояния двух лагерей (социалистического и империалистического) Китай был вынужден, согласно словам Мао Цзэдуна, пристать к одному из них. В связи с указанным первые шаги по установлению дипломатических отношений с государствами Западной Европы начали предприниматься только после 1963 г. и с начала открытой полемики (в Китае ее именуют «войной слов») и фактического разрыва отношений между КНР и СССР. Согласно мнению Мао Цзэдуна, Китаю требовалось налаживать отношения со странами так называемой «промежуточной зоны», включая Западную Европу.

В 1963 г. зам. министра внешней торговли КНР Лу Сюй-чжан посетил государства Западной Европы, а также провел переговоры о расширении экономических связей между КНР и Францией. В том же году бывший премьер-министр Франции Эдгар Фор по поручению генерала Ш. де Голля посетил Пекин с неофициальной миссией для проведения предварительных переговоров с руководством Китая об официальном признании КНР и восстановлении дипломатических отношений между Парижем и Пекином. В результате, в январе 1964 г. Франция выступила первым государством Западной Европы, установившим с КНР дипломатические отношения на уровне посольств. И на протяжении всего процесса оформления отношений между КНР и государствами нынешнего ЕС именно Франция играла значимую роль в налаживании связей между Брюсселем и Пекином. В 1997 г. Франция первой из западноевропейских стран установила с КНР отношения всеобъемлющего партнерства, и именно в период председательства Франции в ЕС (1999-2002 гг.) были достигнуты договоренности между Брюсселем и Пекином об условиях вступления КНР в ВТО [2].

В 1970 г. Китай установил официальные дипломатические отношения с Италией, в следующем году — с Австрией и Бельгией, а также Исландией и Сан-Марино; в 1972 г. — с Нидерландами и ФРГ, Грецией, а также Мальтой, Люксембургом и Великобританией. В 1973 г. были установлены отношения с Испанией, в следующем году с Португалией и Ирландией. Институциональное оформление контактов непосредственно между Брюсселем и Пекином завершилось в сентябре 1975 г., уже после установления дипотношений между КНР и отдельными государствами-членами Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Разумеется, указанному содействовало восстановление членства КНР в ООН (октябрь 1971 г.): Китай был официально признан мировым сообществом как легитимный участник международных отношений. Стали возрастать торговые связи КНР с ЕЭС: в 1970-1971 гг. именно ЕЭС было 3-м по величине торговым партнером КНР, а в 1972 г. оно достигло 2-го места (вслед за Японией).

В дальнейшие годы принято рассматривать 3 основных этапа в развитии отношений КНР с западноевропейскими государствами, а именно:

— период постепенного наращивания сотрудничества — с 1975 по 1989 г.;

— стремительное охлаждение отношений в 1989-1992 гг.;

— период нормализации и укрепления — 1992-2001 гг.

Следует отметить, что посольство ЕЭС в Пекине открылось только в мае 1988 года, и вскоре отношения существенно осложнились из-за реакции Запада на расстрел студенческих выступлений на площади Тяньаньмэнь в мае 1989 года. В июне 1989 года было принято решение о приостановке экономических и культурных связей с Китаем, а с 1990 года Европа начала активно ставить вопрос о нарушении там прав человека.

Но уже в октябре 1990 года министры иностранных дел государств ЕЭС принимают решение о постепенном возобновлении взаимоотношений с Пекином.

После подписания в 1992 году Маастрихтских соглашений и формирования собственного курса касательно третьих стран, ЕС обрел возможность расширения масштабов политических и экономических отношений.

После того как в декабре 2003 года Европейский Союз объявил Пекин «стратегическим партнёром», Китай в пределах нового уровня отношений потребовал снятия эмбарго на экспорт вооружения из государств Европейского Союза, мотивируя это тем, что Соединенные Штаты Америки поставляют оружие Тайваню. Это требование было поддержано руководителями Франции и Великобритании, организации которых продолжали поставлять в Китай оборудование двойного назначения. Введение эмбарго на экспорт вооружения и военных технологий в Китай в 1989 году, по западным оценкам, сыграло критическую роль в создании китайских систем ПВО и ракет «воздух–воздух».

Между КНР и ЕС поддерживаются связи на уровне военного руководства, однако в то время они носят преимущественно представительский характер. В 1995 году между Францией и Китаем имел место обмен визитами предводителей штабов вооружённых сил, а в 1996 году министр обороны Франции посетил КНР. В марте 2003 года делегация Народно-освободительной Армии Китая посетила Париж и Брюссель, что выступило базисом контактов между НАТО и КНР [1].

В качестве институционального базиса взаимоотношений между Европейским Союзом и Китаем выступило подписанное в 1985 году Соглашение о сотрудничестве. Данный документ, вместе с дополнениями 1994 и 2004 годов в качестве обмена письмами, до сегодняшнего дня рассматривается в качестве базиса экономического и политического сотрудничества между ЕС и Китаем.

Следует отметить, что Соглашение 1985 года существенно расширило сферы взаимоотношений с Китаем, в том числе вопросы инвестирования, создание совместных предприятий, передачу технологий, деятельность в третьих странах и прочее. Статус «страны наибольшего благоприятствования» был расширен, однако множество ограничений остались в силе. Были достигнуты договорённости касательно либерализации торговли и взаимного снятия таможенных барьеров.

15 мая 2001 года Еврокомиссия приняла документ, именованный как «Стратегия ЕС в отношении Китая: Реализация плана 1998 года и дальнейшие шаги в направлении более эффективной политики ЕС». По сути, это только дополнения к принятому в 1998 году документу «Построение всеобъемлющего партнёрства с Китаем».

В настоящее время ЕС выступает одним из основных торговых партнеров Китая. Четверть китайских инвестиций вложено в экономику европейских государств. Европа и Китай становятся стратегическими партерами, чему содействуют значительный торговый оборот и инвестиционная активность. Но, в тоже время, Китай и ЕС продолжают конкурировать друг с другом в качестве крупных экономических центров.

ЕС постоянно вносит коррективы в действующую программу работы с Китаем. Китай является крупным партнером, а отношения с ним обладают большим потенциалом. Однако он же выступает угрозой европейскому развитию и закреплению на мировом рынке, отчего ЕС вырабатывают гибкий подход к сотрудничеству с азиатским государством. Для того, чтобы сохранить собственные интересы европейцы следуют таким принципам как:

— установление отношений с Китаем четко определено;

— постоянное развитие действующих связей;

— адаптация к тенденциям мировой экономики.

База взаимодействия строится в рамках ООН, включая соблюдение прав человека, укрепления мирных отношений и безопасности, а также ускорение глобальных процессов. Торговые войны между США и Китаем привели к тому, что КНР начала действовать в противовес американцам. Выйдя из Парижского соглашения, Трамп открыл дорогу для Китая. По европейским данным китайцы являются крупнейшими инвесторами в отрасль возобновляемых источников энергии [4].

Проблема взаимодействия состоит в том, что в Китае права человека нарушаются намного чаще. В настоящее время государство вносит изменения во внутреннюю социально-экономическую политику, повышая кредит доверия у ЕС.

В целом, отметим, что укрепление отношений меду Китаем и ЕС происходит посредством:

— возможности применять право вето;

— финансовых связей;

— инвестирования в операции по обеспечению мира;

— борьбы за права человека.

Сотрудничество с ООН, с одной стороны, накладывает определенные ограничения на Китай, но разобщенность ее участников гарантирует отсутствие общего давления. Европе выгодно сотрудничать с Китаем для согласований и поддержки отдельных резолюций. Европейская комиссия надеется достичь сбалансированных отношений с азиатской страной. Торговый баланс между Европейским Союзом и КНР показывает значительный разрыв между экспортом и импортом. Он отрицательный, так как поставки из Китая идут полным ходом, а в обратную сторону товарный поток лишь частично загружен.

Основу товарных отношений составляют машины, транспорт, товары фабричного производства, продукция химической промышленности. Получается, что экспорт и импорт совпадают практически полностью, поэтому экономические отношения между странами не являются взаимодополняемыми. ЕС и Китай, наоборот, конкурируют друг с другом. Экономические отношения провоцируют соперничество. Например, в сфере использования сетей 5G, ЕС опасается главенства КНР из-за международных конфликтов по поставкам сетей на мировой рынок.

Политическая ситуация так же изменяется. Если ранее мир был однополярным и малоконкурентным, то сейчас рейтинг доверия к США, Китаю и России является равным. Поэтому экономики вступают в реальное рыночное соперничество друг с другом.

Таким образом, отношения между ЕС и Китаем являются взаимовыгодными. Китай повышает рейтинг доверия на мировой арене, а также закрепляет за собой платежеспособный рынок сбыта. Для Европы сотрудничество с Китаем так же выгодно для насыщения рынка более дешевой продукцией. Однако, экономика Евросоюза может со временем не выдержать конкуренции с китайской, поэтому взаимное сотрудничество требует грамотного научно обоснованного подхода, который сможет сохранить за Европой ее независимость. Отношения между странами находятся на грани между соперничеством и взаимовыгодным сотрудничеством [3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы