Эссе на тему «Истина – это полезная ложь» (Ф.Ницше)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Актуальность темы. К проблеме истины обращались многие философы. И не смотря на различное понимание сущности истины, большинство философов пришло к тому, что истина – это цель, к которой устремлено познание. Истина представляет собой наивысшую ценность и наивысший смысл. Достижение истины является апогеем всего познания. Но можно ли познать истину? Кто её придумал или изобрёл? И вообще в мире есть только одна истина или истин может быть много? Однозначного ответа на эти вопросы нет. Каждый философ отвечает на них по-своему, и у каждого есть своя правда и свои заблуждения.
Понимание истины для человека имеет огромное значение, так как именно истина лежит в основе человеческих мыслей, чувств, поведения. Поэтому всем людям без исключения необходимо понимать, что же такое истина, и как её можно обрести, а для такого понимания необходимо изучить взгляды различных философов и сформировать собственную позицию.
Тема выбрана не случайно, ведь Ф. Ницше был одним из выдающихся философов. Его работы легли в основы целых идеологий. Изучение взглядов Ф. Ницше на истину, позволит немного приблизиться к пониманию этого понятия.
Цель исследования – сформировать собственное мнение об истине.
Задачи исследования:
1. Проанализировать взгляды Ф. Ницше на тему истины;
2. Рассмотреть понимание трактатов Ф. Ницше современными учёными;
3. Сформулировать собственное понимание высказывания Ф. Ницше «Истина – это полезная ложь».
Заключение:
В результате анализа взглядов Ницше на тему истины и ещё нескольких учёных нами была сформировано собственное понимание истины. Абсолютной истины не существует и не может существовать. Мир слишком большой, разнообразный и меняющийся, чтобы существовали одни истины на все времена.
Но есть другие истины, не абсолютные. Они помогают нам регулировать своё поведение (мораль, религия), свои мысли (наука), чувства. Они помогают нам иногда не думать, а просто жить. Истины нужны людям. Благодаря ним даже совершенно разные люди могут находиться в мире, а не враждовать друг с другом.
Главное то, что человек всегда должен помнить о своей ограниченности и не возвышать себя над всеми другими. Он должен всегда находиться в поиске, в движении. А также мудрый человек должен уметь понимать и принимать истины других людей. Узнавая чужие истины и миры, мы обогащаем свою картину мира.
Фрагмент текста работы:
Проблема истины
Рассуждая об истине Ницше говорит, о том, что истина – это величайшее знание, это основа всех основ, но познать её человеку невозможно. Наш интеллект является «жалким, призрачным и мимолетным» [4]. Интеллект человека не существовал до его рождения, и не будет существовать после смерти человека. Люди считают, что их интеллект – это основа всего в мире, это высшая мера справедливости и истины, но на самом деле это не так, человек лишь жалкая частица бытия.
То что, познаёт человек с помощью интеллекта и называет истиной, на самом деле – лишь «толпа метафор, метонимий, антропоморфизмов, — короче, сумма человеческих отношений, которые были возвышены, перенесены и украшены поэзией и риторикой» [4].
На мой взгляд, Ницше абсолютно прав. Человек не может познать истину. Во-первых, потому что истина – это вневременное понятие и для того чтобы её понять нужно жить бесконечно. Сколько раз уже менялись истины, если рассмотреть их в контексте истории! То Солнце вращалось вокруг Земли, то Земля вокруг Солнца. То самой мельчайшей частицей был электрон, то квант. Да, можно сказать, что раньше были не истины, а заблуждения. Но люди то в них верили, как в истины! А есть ли гарантия, что сегодняшние истины не являются такими же заблуждениями и не сменятся на другие через несколько лет? Гарантий нет. И скорее всего действительно сегодняшние истину уйдут в прошлое, а на смену им придут другие.
Во-вторых, чтобы понять истину нужно охватить взглядом и мыслью все события во всей бесконечной взаимосвязи. В противном случае – это будет не истина, а лишь обрывок какого-то знания. Ницше говорит, что как мы считаем себя самыми умными и знающими, так и самая маленькая букашка уверенна в том, что она тоже всё знает и ведает [4]. Наше познание ограничено нашими возможностями. И от этого никуда не деться. Мы не можем изучить весь мир во всех нюансах и подробностях. Поэтому мы не можем судить об устройстве мира справедливо.
Таким образом, то, что мы называем истиной, действительно не является таковой. Но сам Ницше говорит, что истина – это ложь, но ложь полезная.
То есть, открывая ту или иную истину, человек «живет в некотором спокойствии, уверенности и последовательности» [4]. Конечно, человеку нужна уверенность, нужна какая-то опора, именно поэтому люди и открывают истину. Во все времена людям была нужна опора.
Древние люди объясняли всё происходящее действиями Богов (мифы). И для них это было истиной. Это помогало им жить, так как они могли увидеть в мире какие-то закономерности.
В Средневековье за опору люди взяли себе веру в Бога. Бог всем управляет и руководит. Его пути неисповедимы. И это устраивало людей.