Эссе на тему «Исламский фактор» во внешней политике арабских стран и региональных международных отношениях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и особенности арабо-исламского мира 5
2. Исламский фактор в процессе принятия решений 7
3. Исламский фактор во внешней политике арабских государств 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 15
Введение:
Актуальность темы. Вопросы влияния ислама на политические процессы, сферу внешней политики, взаимодействия ислама и государства, исламского фактора в межгосударственных и международных отношениях достаточно продолжительное время занимают видное место в дискурсе, затрагивающем как сферы научных дисциплин, так и прикладной политики.
Само появление ислама, последовавшее затем формирование и становление теократического государства, фиксация некоторых обязательных элементов политической системы в религиозной доктрине является уникальным, актуализируя взаимодействие религии и политики на принципиально новом уровне.
Столкновение идей прозападной модернизации с традиционными устоями, произошедшее в мусульманском мире в XIX – XX вв., вызвало широкие дискуссии касательно места ислама в политике, общественной, экономической, культурной жизни, а также повлекло попытки пересмотра сложившихся представлений либо в сторону «очищения» ислама и «возвращения» к его истокам, либо к отказу от той или иной части его традиционной роли в жизнедеятельности общества и политической системе.
Выход на глобальный уровень идей исламского радикализма и затем события «арабской весны», при всей своей разноплановости, еще более актуализировали изучение влияния исламского фактора на политические процессы и развитие мусульманского мира. Новый виток и новый уровень обсуждений коснулся, прежде всего, стран Ближнего Востока и Северной Африки, однако в той или иной мере затрагивает весь арабо-исламский мир и даже имеет черты глобального характера.
Объектом исследования выступают арабские государства.
Предметом исследования являются исламский фактор во внешней политике арабских государств и региональных международных отношениях.
Целью исследования является анализ исламского фактора во внешней политике арабских государств и региональных международных отношениях.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть сущность и особенности арабо-исламского мира;
2) охарактеризовать исламский фактор в процессе принятия решений в государствах арабского мира;
3) проанализировать исламский фактор в процессе принятия внешнеполитических решений и внешней политике арабских государств.
Методы исследования. В работе использованы комплексный, сравнительный, исторический методы, метод анализа документов и другие.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Арабо-исламский мир выступает в качестве своеобразного центра исламского мира. В нем исключительно высока роль ислама, который оказывает влияние на политические процессы во всех этих странах, независимо от того, какая форма правления и какой тип политической системы в них господствует.
Условно можно разделить мусульманские страны на те, в которых законодательно закреплена роль определяющая роль ислама; группу государств, в которых, как правило, с переменным успехом, происходит борьба между светскими и религиозными силами; светские политические системы, в которых законодательно запрещено участие религиозных партий или движений в политических процессах.
Для каждой из этих групп государств исламский фактор проявляется по-разному, однако объединяет их то, что он в большей или меньшей степени оказывает существенное влияние на внешнеполитический процесс, выступая отличительной особенностью внешней политики мусульманских государств.
Ислам проявляется во внешней политике арабских государств в качестве перманентного фактора, без которого крайне трудно, если вообще возможно, понять внешнюю политику того или иного государства арабского мира.
У ведущих государств арабского мира, прежде всего у Саудовской Аравии, имеется целая система распространения ислама (в своей собственной интерпретации) по всему миру.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и особенности арабо-исламского мира
Термин мусульманские страны обычно подразумевает государства, в которых большинство населения составляют последователи ислама. По информации американского центра Pew Research Center, в настоящее время насчитывается 50 таких государств. Согласно данным The World Atlas, мусульмане составляют большинство населения в 45 государствах мира . Авторы Энциклопедии Британника насчитывают от 30 до 40 таких государств .
В более широком смысле к мусульманским странам можно отнести и другие государства, которые по тем или иным причинам могли бы быть включены в этот список. Например, одним из критериев может быть принадлежность к странам-членам Организации Исламского сотрудничества (ОИС). Согласно Уставу ОИС, для вступления в эту организацию необходимо, чтобы государство, являющееся членом Организации Объединенных Наций, имеющее мусульманское большинство и соблюдающее Устав ОИС, подало заявку на членство, которая затем должна быть одобрена консенсусом Совета министров иностранных дел «на основе согласованных критериев» . В настоящее время членами ОИС являются 57 государств.
В данном, более широком, контексте термин мусульманские государства сближается с понятием исламский мир. Российский эксперт, специалист по исламскому праву, Л. Сюкияйнен отмечает уместность использования терминов «исламский» и «мусульманский» как синонимов, имея в виду и исламский мир, и мусульманские страны .
В то же время, как представляется, в контексте нашего исследования целесообразно понимать под мусульманскими странами только те государства, в которых мусульмане составляют большинство населения. Тем самым, мусульманские страны служат в качестве основы исламского мира, который обладает рядом специфических черт, позволяющих говорить о целой цивилизации.