Эссе на тему Инклюзия-тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Инклюзивное (франц. inclusif-включающий в
себя, от лат.include-заключаю, включаю) или включенное образование- термин,
который используется для описания процесса обучения детей с особыми
потребностями в общеобразовательных учреждениях. Инклюзия означает полное
включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в
которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные школьники. Дети
с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются по одним
программам в одной школе. Причем это не только дети с ограниченными
возможностями здоровья, инвалиды. Это могут быть и талантливые дети, которые
также для эффективного обучения нуждаются в особом подходе, и молодые
спортсмены, у которых нередко после сборов и соревнований возникает проблема
адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни.
Заключение:
Таким образом, на сегодняшний день можно выделить
ряд проблем инклюзивного образования: недостаточная подготовленность
педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Педагоги,
которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными
проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и
методиками специального образовательного процесса, даже не смотря на то, что
прошли курсы повышения квалификации. Педагоги не имеют необходимой квалификации
как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и вовлечения его в
образовательный процесс. Кроме того некоторые педагоги являются противниками
инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит
существенного материального вознаграждения. Инклюзивное образование должно
сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как
внутри учреждения, так и вне его. Внедрение инклюзивного образования в ОУ
выявляет ряд проблем. Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая
позволила бы определять такие критерии, как «численность детей с особенностями
в одном классе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников
инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в
зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка». Во-вторых,
отсутствие необходимой методической литературы. В ОУ обязательно должна
быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД
детей с ограниченными возможностями здоровья.
В-третьих, это необходимость изменения
образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема
финансирования. К сожалению многие ОУ с трудом могут позволить себе организацию
инклюзивных классов, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных
средств обучения, специального оборудования, к которому относятся и специальные
кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки и тактильные
панели, также необходимы средства для организации безбарьерной среды.
Ещё одной проблемой является отсутствие у
педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребёнка с
ОВЗ в обычном классе ОУ. Необходимо провести соответствующую работу по
повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых
непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку, способности принять его на
равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос
нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т.д.), а ведь организовать
полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми
потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех
специалистов.
Немаловажной проблемой является отношение
родителей как нормально развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к
внедрению инклюзивного образования в ОУ. Со стороны родителей « особых» детей
зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности
особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают
ответственность за обучение и воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему
нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, педагогов и специалистов ОУ. Родители
же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными
потребностями, они боятся, что нахождение в классе ребенка с ОВЗ может
навредить их собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения
детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним.
Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на
повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение
родителей в жизнь ОУ. Как видно из вышесказанного, моя позиция абсолютно
идентична позиции профессора Лубовского касательно детей с ОВЗ – их не готовы
принять ни общество ни образовательные учреждения.
Фрагмент текста работы:
Анализ взглядов
Лубовского
Владимир Иванович Лубовский, российский психолог, дефектолог, доктор
психологических наук, профессор, действительный член АПН СССР (с 1989 г.), в
2011г году опубликовал статью «Инклюзия — тупиковый путь для обучения детей с
ограниченными возможностями».
В этой статье, профессор Лубовский, рассказывает об исследованиях, которые
проводились отечественными дефектологами на протяжении нескольких десятков лет.
По его мнению, все эти исследования доказывали высокую эффективность
дифференцированного обучения детей даже со слабовыраженными недостатками.
Далее автор пишет, что «советское государство стимулировало и поддерживало
углубление дифференциации в системе обучения детей с ограниченными
возможностями. Нынешние изменения в системе специального обучения являются
диаметрально противоположными этому направлению и противоречат принципам
педагогики и психологическим данным об особенностях детей с ограниченными
возможностями».
То есть психолог считает, что современная школа непригодна для обучения
детей с ограниченными возможностями, идея ввести инклюзивное образование –
заведомо обречена на провал. В подтверждение этого, автор приводит список
особенностей детей с ограниченными возможностями:
— замедленный по сравнению с нормально развивающимися сверстниками прием и
переработка информации, значительно меньший ее объем и сроки хранения;
— недостатки речевого развития, своеобразные при каждом типе нарушенного
развития;
— низкая работоспособность и быстрая утомляемость.
Профессор Лубовский
предлагает учитывать эти особенности детей с ограниченными возможностями, при
их обучении и говорит о необходимости выполнять следующие условия:
1. Проводить подготовку детей к овладению
школьной программой (пропедевтика — т.е. формирование у них необходимых
знаний).
2. Формировать у них познавательную мотивацию
и положительное отношение к учению.
3. Преподносить новые знания используя
замедленный темп.
4. Уменьшать объем преподносимых знаний, а
также всех инструкций и высказываний педагогов.
5. Использовать наиболее эффективные методы
обучения (например: усиление наглядности, включение практической деятельности,
применение на доступном уровне проблемного подхода).
6. Организовывать занятий так, чтобы избегать
утомления детей.
7. Максимально ограничить постороннюю
стимуляцию, по отношению к учебному процессу.
8. Постоянно контролировать понимание детьми
всего учебного материала (особенно вербального).
9. Учитывать сенсорные возможности ребенка
(оптимальное освещение рабочего места, наличие звукоусиливающей аппаратуры и
т.д.)
Психолог утверждает, что все эти условия
соблюсти в массовой школе невозможно, но такие условия обучения – норма для
специализированных школ, которые существовали много лет, а теперь закрыты.