Эссе Гуманитарные науки Социология

Эссе на тему И. Гоффман: представление себя другим

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Современное
социологическое знаниевое пространство:

Ирвин Гофман и
символический интеракционизм 5

2. Ирвин Гофман о сути представления себя другим 7

Заключение 9

Список
использованной литературы 10

  

Введение:

 

Актуальность темы. Во
всей целостности своего существования, т.е. как личность, человек
характеризуется как деятельностное и диалогичное живое существо, сущность
которого порождается, преобразуется и отстаивается в совместном существовании с
другими людьми. На коммуникативный мир как пространство личностного роста,
определяющее воздействие оказывает общение. Низкий уровень культуры общения зачастую
приводит к социальным конфликтам. Человек — субъект действия/общения — должен
уметь ставить цели, стремится к их достижению, однако, предвидя при этом и
изменения в ситуации.

Ирвин Гофман (1922-1982
гг.) снискал признание в мировом социологическом сообществе как «талантливейший микросоциолог,
исследователь ритуалов повседневного общения»[1].
Весомым вкладом И. Гофмана в социологию считается создание
драматургической социологии. «Драматургический» подход к
социальному взаимодействию Гофманом обозначался и рассматривался как
универсальный метод социологического исследования.

Объектом данной работы является
«драматургическая социология» И. Гофмана, предмет работы – один из главных
трудов И. Гофмана — «Представление себя другим в повседневной жизни».

Цель работы – обзорно-аналитическое
рассмотрение обозначенной И. Гофманом специфики социальных взаимодействий, в
основе которых опыт общения как жизненный опыт индивида.

Задачи работы заключаются
в следующем:

— выявить определяющее
влияние на «драматургическую социологию» И. Гофмана американского прагматизма и
символического интеракционизма;

— рассмотреть структурно-содержательную
составляющую работы И.Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»;


 проанализировать социально-нормативную специфику социологии общения И. Гофмана; —
обозначить, что социальная микросистема взаимодействия «лицом-к-лицу» Гофмана
не даёт исчерпывающей характеристики общества как целостности. [1] Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория
интеллектуального изменения. — Новосибирск: 2002. — С.8.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Работу И. Гофмана «Представление себя другим» можно
охарактеризовать как социальное нормативное учение, т.к. американским
социологом были обозначены интерпретации нормативных сценариев социальных взаимодействий,
направленные, по большому счёту, на качественное переустройство социального
бытия. При этом социальная микросистема взаимодействия «лицом-к-лицу» Гофмана,
не является полным отображением макросоциологических структур/законов, т.е. не
даёт исчерпывающей характеристики общества как целостности.

Дополняя
точку зрения А.В. Назарчука  — «философию
коммуникации можно рассматривать как отправную точку формирования нового
понимания общества»[1],
отметим, что созданная И. Гофманом социология коммуникации — социология
повседневного общения может рассматриваться/оцениваться как вторая отправная
точка формирования «нового понимания общества». При этом важно подчеркнуть, что
И. Гофман не ставит точку — он обозначает многоточие, что
всегда бывает присуще крупным исследователям. Так, к числу учёных «из
многоточия» можно отнести американского
социолога и философа Рэндалла Коллинза (род. 1941 г.), alma mater для которого — университет Беркли (Калифорния, США), где И.
Гофман работал преподавателем. Под непосредственным влиянием взглядов И.
Гофмана Р. Коллинз создал новую, интегративную, научную дисциплину «социология
философий». Получается, что социологические взгляды И. Гофмана уже оказали
существенное влияние на формирование социологической системы XXI века. И можно выразить уверенность,
что этот процесс – влияние взглядов/трудов И. Гофмана на формирование новых
социологических построений – ещё далеко не закончен. [1] Назарчук А.В. Идея коммуникации и новые философские понятия
XX
века//Вопросы философии. – 2011. — № 5. – С.157-165; Назарчук А.В. Теория
коммуникации в современной философии. — М.: 2009. – 320 с.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Современное
социологическое знаниевое пространство:

Ирвин
Гофман и символический интеракционизм На взгляды Гофмана, характеризуемого как «гениальный мастер социологического
микроинтерпретирования», оказали определяющее влияние представители
американского прагматизма – У. Джемс и Дж. Сантаяна, благодаря которым Гоффман
формулирует ключевые понятия своих социологических интерпретаций. Гофмана
характеризует особый интерес к повседневному поведению людей,
доступному для наблюдения и осуществляющемуся в форме их социального
взаимодействия.

К числу наиболее известных работ И. Гофмана относятся: работа «Представление
себя другим в повседневной жизни» (в другом переводе «Презентация “Себя” в
повседневной жизни»), увидевшая свет в 1959 г., «Стигма: заметки об управлении
расстроенной идентичностью», а также работа «Поведение в общественных местах:
заметки о социальной организации собраний». Последняя работа И.
Гофмана — «Формы разговора», вышла в 1981 г.

Общий
взгляд на теоретическую сущность современной социологии позволяет обозначить в
ней две большие группы – макросоциологическую и микросоциологическую. Если в макросоциологической
группе структурных теорий общество рассматривается в качестве единого целого,
то микросоциологическая группа может быть обозначена как интерпретирующая:
теории, её составляющие, сосредотачивают своё внимание исключительно на
изучении человеческих взаимодействий, а не на обществе как целостности. Поведение
людей в микросоциологических теориях рассматривается как социальное действие/взаимодействие[1], нуждающееся в
интерпретации. Символический интеракционизм[2] представляет группу теорий
микросоциологических. Социальное взаимодействие является центральным понятием
теории символического интеракционизма, взаимодействие воплощается в  языке как в его медиуме, в этой идее
заключается сущность символического содержания социальных взаимодействий.

Социальность
в современную эпоху постмодерна (хотя уже известны и другие названия нашего
времени — постпостмодерн[3]) – это социальность
контакта, множества врéменных и временных связей. В своих социологических
построениях И. Гофман опирается на идеи символического интеракционизма и
антропологии, сосредотачивая своё внимание на микросоциуме – на пределах
непосредственного жизненного опыта индивида. Благодаря такому подходу им  выработан категориальный аппарат, необходимый
для описания типичных ситуаций повседневной жизни, или социальных ситуаций,
представленных им в виде театра. Его «драматургический» подход к социальному
взаимодействию иногда  называется «драматическим»
— с позиций рассмотрения общества как драмы – «метод социодрамы».

Можно
сказать, что Гофман и предпринял интерпретирование социальных взаимодействий
посредством обозначения тех «театральных» действий, которые все мы
предпринимаем в процессе общения с другими людьми. Здесь напрашивается
цитирование Шекспира – «весь мир театр….», ставшее уже очень давно общим местом
в структурах повседневных социальных коммуникаций, равно как и в структурах
социально-гуманитарного знания.

2. Ирвин Гофман о сути
представления себя другим Работа
И. Гофмана «Представление себя другим» состоит из введения, шести глав и
заключения, озаглавленного им «Рамки социального взаимодействия». Сами названия
глав и параграфов отсылают читателя к театру, так, глава 1 носит название
«Исполнения» (англ. Perfomance),
а параграф 1.3 именуется «Театральное воплощение»; глава  4 называется «Противоречивые роли», а
параграф 5.2 – «Сценические разговоры»; заключительный, пятый параграф
заключения назван Гофманом «Инсценирование и социальное “Я” человека»[4]. Индивид
в условиях социальных ситуаций исполняет некую функциональную роль, стремясь при
этом представить себя в наиболее выгодном для себя социальном ракурсе. В этом
состоит суть драматургической социологии в целом, и работы «Представление себя
другим», в частности. Гофман обозначает: человек вынужден создавать свой
позитивный имидж в глазах социального окружения (целью чего является успешная
карьера), вместо сосредоточения усилий на формировании себя в качестве
личности. Гофман дает системе отношений обобщенное название «порядок
взаимодействия»[5].

Базовый
термин в социальной драматургии Гофмана – исполнение.  Исполнение – это все проявления активности
индивида за время его непрерывного присутствия перед конкретными зрителями,
т.е. какой-либо «аудиторией», предложенной жизненными обстоятельствами.

Гофман
изучает маски или личины социальных актеров, то есть  всех нас. Эти маски, в конце концов,
прирастают к нашему лицу и становятся более подлинными нашими «Я», чем то
воображаемое «Я», каким представляют себя люди, какими они хотят быть. Маска  — это роль, которая оправдывается самой жизнью.
Задачи социальных взаимодействий (социальных коммуникаций) сводятся к наиболее эффективному
способу самовыражения, к созданию людьми «нужных» впечатлений о себе. Гофман
выделяет произвольное и непроизвольное типы самовыражения; непроизвольное (невербальное)
– более театральное, им, к примеру, может являться жест. Концепт «телесная
идиома», которым пользуется для описания такой формы взаимодействия И. Гофман,
символически выражаясь,  является
телесной подписью.

«Социальная
ситуация» по И. Гофману (термин перенят от У. Томаса – одного из
основоположников Чикагской социологической школы) означает ситуацию
развёртывания формальной структуры общения с действующим в ней жёстким
социальным порядком[6].
Ключевой фактор в структуре социальных взаимодействий —  это поддержание определённой социальной ситуации
до конца, невзирая  на множество
потенциальных опасностей/угроз для неё. [1] Спиркин А.Г. Взаимодействие//Новая
философская энциклопедия/Ин-т философии РАН. — М.: 2010.Т.1-4. — 2816 с. –
[Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH362f18985da035620b8c36.(дата
обращения: 06.05.2021). [2] Символический интеракционизм
относится к числу семи школ, доминирующих в современной социологии: «1)
структурный функционализм, неофункционализм и теория конфликта; 2)
неомарксистские теории; 3) теория систем; 4) символический интеракционизм; 5)
этнометодология; 6) теория обмена, сетевая теория и теория рационального
выбора; 7) современная теория феминизма. — Шубрт   И. Антиномии, дилеммы и дискуссии в
современной социологической мысли: очерки 
социальной теории.  – М.: 2018. –
с.6-8. [3] Павлов А.В. Философия культуры в постпостмодернизме:
критический анализ/Дисс. докт. филос. наук. – М.: ИФ РАН, 2019. – с.3. [4] Гофман И. Представление себя
другим в повседневной жизни. — М.: 2000. — с.45; 63; 179; 217; 284 (страницы
приводятся последовательно — в соответствии с упомянутыми разделами работы). [5] Гофман И. Представление себя другим в повседневной
жизни.- М.: 2000. – с.24. [6] Цит. по Общая
социология. Хрестоматия/Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин. — М.: 2006. – с.142.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы