Философия Эссе Гуманитарные науки

Эссе на тему Гражданское общество как исторический и современный феномен (на основе труда Гаджиева К. С. «Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

При формировании демократического государства общественные интересы являются ключевым элементом, отправной точкой. Пространство, в котором взаимодействуют и реализуются общественные интересы – это гражданское общество.

При всем разнообразии мнений и взглядов часто можно услышать, что концептуального определения понятия гражданского общества не существует.

В данной работе я попытаюсь проанализировать основные концептуальные идеи такого многомерного феномена, каким является гражданское общество, определить его основные характеристики и свойства, а также проследить этапы развития на основе статьи К.С. Гаджиева «Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования», а также работ других авторов по этой теме.

Как продукт длительного развития, гражданское общество представляет собой определенную форму, состояние социальной организации, которое наиболее полно развилось в Западной Европе. Его классическое понимание, по мнению Гаджиева, основывается на следующих либеральных идеях: индивидуализм, антропоцентризм, неприкосновенность естественных прав и свобод человека, право частной собственности, что наиболее ярко проявилось в тенденции к автономии гражданского общества по отношению к государству в процессе формирования капиталистических отношений. Улучшение его функционирования привело к налаженному механизму взаимодействия между такими институтами, как правовое государство, экономическая сфера и общественный сектор, посредством которого достигается относительная согласованность между государством/властью и обществом, адекватный уровень социально-экономического развития и качества жизни населения. Это означает, что гражданское общество – это не самоцель, а инструмент для достижения достойного качества жизни в обществе, в обществе, в котором созданы все условия для самореализации личности .

Рассматривая эволюцию гражданского общества, я думаю, что можно говорить об отдельных этапах развития этой идеи, которая так или иначе связана с характером взаимоотношений между государством (протогосударством) / властью и обществом.

Существует некая историческая модель гражданского общества в зависимости от состояния взаимоотношений государства и гражданского общества, считает К. Гаджиев. В античные времена, что подтверждается работами Цицерона, Платона и Аристотеля, гражданское общество рассматривалось как совокупность граждан, живущих в границах государства-полиса, и поэтому общество фактически было тождественно государству. То есть характерной чертой этого периода было отсутствие дихотомии (деления) между государством и гражданским обществом .

Дальнейшее развитие идеи гражданского общества происходило в контексте общей тенденции развития философского мышления в целом и социально-политического мышления в частности. А именно в направлении разграничения двух сфер общественного бытия – непосредственно сферы политической активности и сферы частной, неполитической жизни человека, то есть гражданского общества.

Средние века характеризуются как период, когда толкование термина «гражданское общество» было очень разнообразным и неоднозначным, что связано с пониманием места и роли человека и гражданина в обществе и государстве, частности и публичности в отношениях между государством и церковью, процессом секуляризации. Средневековые философы, такие как Ф. Аквинский и А. Аврелий, размышляли над этими вопросами, над принципами функционирования идеального общества. Определенным Рубиконом в отношениях между государством и обществом можно рассматривать теоретическое наследие Н. Макиавелли, противопоставлявшего гражданское общество государственной власти как институту, пытающемуся осуществлять тотальный контроль над жизнью общества до вплоть до его поглощения .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы