Эссе на тему «Философско-педагогические идеи Античного мира»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Ученик
Сократа, философ Платон (427–347 до н. э.) основал Афинскую
философскую школу – Академию и проповедовал там всестороннее образование.
Педагогические идеи Платона неразрывно связаны с его философским учением об
особом интеллектуальном мире – мире идей.
Педагогические
суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По
Платону, земная жизнь – преходящий этап движения человека к «истинному бытию –
неким умопостигаемым и бестелесным идеям».
Земная жизнь
должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение
знаний, таким образом, выступает процессом воспоминания о бестелесном мире
идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек.
Платон
оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком
направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь».
Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое
главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного»
[2].
В учении
Платона об идеальном государстве можно найти обширную программу образования и
воспитания населения, которая пронизана основной мыслью о связи воспитания и
образования с общественным устройством. Указанная мысль и в настоящее время
является актуальной, так как наблюдается прямая зависимость системы образования
и воспитания от типа общественного устройства в сегодняшнем обществе. Именно посредством
образования и воспитания передаются, перенимаются и постигаются те ценности,
нормы, которые государство считает необходимым утвердить в роли первостатейных,
именно образование и воспитание формируют облик общества.
По мысли
философа, цель воспитания состоит в развитии знания, постигающего гармонию
между реальностью и творческой идеей, заложенной в человеке. Исходя из этого
сущность познания заключается в «припоминании» вечных и неизменных высших идей,
которые изнутри влияют на формирование человека. Таким образом, в педагогике
впервые была поставлена проблема факторов, влияющих на развитие личности.
Воспитание, согласно
воззрению рассматриваемого философа, обозначает воздействие взрослых на детей,
формирование в детях нравственность и добродетели. В свою очередь. в понятие
учение он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а ведущее
свойство науки, по Платону, заключается в том, что она «заставляет душу
пользоваться мышлением для нахождения истины».
Платон полагал,
что внутренним базисом воспитания маленьких, детей выступают эмоции. Он считал,
что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окрашивают
детские представления о добродетели и благе.
Философ
особое значение придавал играм как одному из средств воспитания, а также чтению
и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. Платон считал нужным
закрепить на законодательном уровне, что именно необходимо читать и
рассказывать маленьким детям. Еще большое значение в воспитании он отводил
песням и танцам [1].
В свою
очередь, следует отметить, что именно Платон впервые рассматривал вопросы
воспитания маленьких детей в системе, что было довольно значимо для дальнейшего
развития дошкольного воспитания.
Именно Платон
предложил определенную систему организации образовательного процесса, куда включались риторика, геометрия,
астрономия, музыка:
— с трёх до
шести лет всех детей всех жителей города либо поселка необходимо собирать в
особых местах для игр. Причем специально назначенные стражами закона женщины обязаны
следить за порядком и руководить играми;
— с шести до двенадцати
лет дети в государственной школе обучаются чтению, письму, счёту, а также пению
и игре на музыкальных инструментах;
— затем
четыре года обучающиеся посещают палестру, где основное внимание уделяется всестороннему
физическому воспитанию;
— после этого
юноши изучают арифметику, геометрию и астрономию, по большей части с
практическими целями (предвоенная подготовка);
— с восемнадцати
до двадцати лет обучающиеся в эфебии получают специальную военно-физическую
подготовку. На данной стадии оканчивается образование тех, кто по своим
возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и
купцов.
Лишь лица, у
которых разумная часть души, до тридцати лет осваивают философию, развивают
отвлеченное мышление, изучая для этого геометрию, арифметику и астрономию,
теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в данной
группе наиболее смышленые продолжают свои занятия и, овладев философией,
становятся правителями государства [4].
В идеальном
государстве Платона дети после рождения не остаются в семье, а отдаются в
специальные учреждения, где они растут и воспитываются согласно своему
сословию. В таком Государстве родители не знают своих детей, а дети —
родителей.
Система
образования классифицируется согласно неравенству людей, базисом которого выступают
следующие сословия: философы, управляющие государством и стражи, способные быть
верными государству, и основная масса (ремесленники и земледельцы), которые не
поднимаются выше материальных интересов, и подлежат не столько образованию,
сколько массовому идеологическому воздействию.
Особое
внимание уделялось воспитанию воинов, которое вмещало в себя два направления:
—
гимнастическое, где они учились подавлять свои страсти, отдавая предпочтение
воле и разумному началу;
— мусическое,
где они тренировались укрощать свою ярость, трансформируя ее в ощущение
гармонии с окружающим миром.
Философ
полагал, что в идеальном обществе государством должен управлять руководитель
образования. Каждый человек обязан посвятить себя тому делу, к которому у него
есть природные способности и склонности.