Философия Эссе Гуманитарные науки

Эссе на тему Философия и религия: сходства и различия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Тема представляет собой обыденное разграничение понятий, в
данном случае связанное с отношением к миру, или, как это нынче принято
говорить, мировоззрением. Мы не видим никакой важности в означенной теме самой
по себе, так как в указанном разделении не видится нам никаких следствий, т.е. только
лишь сухой остаток: знание как таковое. Правда, еще Аристотель[1]
рассматривает философию как наиболее общую науку, стремящуюся именно к знанию
как таковому, но право же, к примеру, Ницше[2]
и Маркс[3]
смотрят на философию иначе – именно как на практическое руководство для
человечества и именно такого взгляда придерживаемся и мы, не считая философию
наукой[4].

Нам также неизвестна и дисциплинарная область в которой
следует рассматривать данную проблему (если, конечно, здесь вообще имеется
проблема) – очевидно, что даже если следовать Аристотелю, и полагать философию
именно наиболее общей наукой и подходить к «дисциплинарности» как к выделению
области научного знания, то в случае «философии» выходит, что мы сравниваем
фактически всю область научного знания с чем-то, т.е. «философия» оказывается
одновременно и субъектной областью в которой происходит рассмотрение и объектом
этого самого рассмотрения, что с нашей точки зрения неприемлемо. Таким образом,
остается лишь рассмотреть данные понятия, собственно, как понятия, т.е. либо с
логической, либо с исторической точки зрения, что весьма странно в курсе
философии. [1] Аристотель, «Метафизика»,
982a-982b [2] скажем, в «Утренней заре»,
раздел «Забота о здоровье» [3] например, в «тезисах о
Фейербахе» [4] во-первых, во времена
Аристотеля термин «наука» понимали иначе, во-вторых «наука» не то чтобы с
необходимостью должна быть позитивной характеристикой

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В итоге мы заключаем, что философия и религия выполняют,
фактически, одни и те же функции: люди с переменным успехом исторически обращаются
к философии и религии за утешением, объяснением, советом, поддержкой,
направлением. Возможно даже предположить, что изначально один тип людей
занимался подобным: жрец предшествует философу.

Однако функции эти выполняются различным образом: философия апеллирует
в первую очередь к разуму, стоящему над восприятиями, а религия – к чувству
причастности предданному сверхъестественному.

Относительно же темы и дисциплины, поясняя сказанное во
введении, следует заметить, что, скажем, «Красное и черное: сходства и
различия» не предполагает некоего философского подтекста, по меньшей мере до
тех пор, пока данные понятия не будут выведены из самой философии, хотя тут
очень легко сформулировать философский вопрос, к примеру: «Следует ли нам
применять красное и черное и в каких случаях?»

 

Фрагмент текста работы:

 

Основная часть

В меру наших скромных сил дадим краткие определения
рассматриваемым терминам. Определим религию как способ восприятия мира
(мировоззрение), обусловленный верой в сверхъестественное, а философию – как
способ восприятия мира (мировоззрение), стремящийся к выработке утверждений о воспринимаемом
и самом этом восприятии. Гегель[1]утверждает,
что «К философии {в отличии от религии} предъявляют требование оправдать свое
начинание, свой способ познания» и, соответственно, тут-то философия и предъявляет
к религии именно такое требование и возникает антагонизм, т.е. религия может
выступать для философии в лучшем случае лишь как некая философская система,
основанная на определенной системе аксиом (причем в общем случае для философа
аксиомы конкретной религии представляются весьма сомнительными).

С точки зрения же религии все совершенно наоборот –
философия может лишь привносит законченность, целостность, системность (во
всяком случае такова, к примеру, схоластическая философия) в заведомо принятый
и правильный способ восприятия мира, т.е. не более чем пояснять божественный
свет.

Таким образом, если религия уже содержит в себе веру
определенного рода, то философия, охватывая перечень наук как инструментарий,
создает себе такую веру[2],
т.е. занимается «веротворчеством».

С другой стороны, и философия, и религия выступают как формы
мировоззрения – именно являются способами восприятия мира, создавая систему
взглядов, оценок и представлений о мире и месте человека в нем, то есть отвечают
на одни и те же вопросы, могут формировать собственную этику и служить
моральным руководством. Более того, философия может выходить за пределы
возможного опыта (фактически переставая быть наукой, хоть и сохраняя
методологию в той мере, в какой сама себе позволяет, ибо вопрос методологии
выступает общим, а, следовательно, и философским вопросом) т.е. являться
метафизической и трансцендентальной, каковой нам и предстает религия. [1] «Лекции по истории
философии», α. Различие между философией и религией [2] Во всяком случае институт
философии РАН делает такое утверждение своей последней премией

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы