Эссе на тему Эссе на тему: «Двадцатый век… И черная, земная кровь, Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Введение:
Любой взятый сам по себе исторический период важен – просто потому, что он всенепременно определяет следующий: само течение истории создает связь поколений. Представленные же строки предупреждают нас о грандиозных переменах – и что же, они наступают, бесповоротно и неотвратимо, как век железный сменяется мглою: возможно самые значительные перемены в истории России, а то и мира, чье лицо меняется. Одна за одной падают монархии, начинаются войны и революции невиданные прежде, а рука народная поднимается на всё: от веры до героев, от царей до устройства Лиги Наций, от Вердена до Нобеля.
Сам автор этих строк, Александр Блок говорит о «поэме, полной революционных предчувствий» и как видно… нет, не с высоты времен, потому что здесь не приходится говорить о высоте, но лишь о прошествии времени, они сбылись: и неслыханные перемены, и невиданные мятежи, ибо не представить человеку прошлого века ни верденскую мясорубку, ни советское государство.
Что же следует раскрыть нам на столь малом числе страниц?
Фрагмент текста работы:
Основная часть
Быть может, саму тематику поэмы «Возмездия»? Так о ней говорит сам Блок ясно и прямо: случай, когда критики не нужны. Он хотел показать, как безжалостно время к роду человеческому: именно конкретно выбранному роду, как стираются следы не только человеческой личности, но и сама эта личность теряется на фоне событий: «неузнаваемая, обезображенная, искалеченная», но ей вослед следует прямой ряд потомков, один за одним они наследуют друг другу, если уж Мойры не прервали течение этого рода, и что же: кто-то наконец восстанет против самих событий, событий такого рода, которые в предчувствии кажутся неизбежными и, быть может, остановит их: эпилог мог бы обещать нам это. Но события наступили. Поэма не была дописана, а в конце ее – лишь тишина и смерть: сцена потрясающего опустошения.
Быть может, нам о говорят здесь о прогрессе? Прогрессе такого рода, где
«…пушки новые мешают
Сойтись лицом к лицу с врагом».
Или, как говорил Станислав Ежи Лец: «Если кричат: “Да здравствует прогресс!”, всегда справляйся: “Прогресс чего?”», потому что прогресс начала ХХ века означает танки и дирижабли, означает «кровавые советы» и «кровавые воскресенья». Означает боевые газы и отравляющие вещества, врага, видимого лишь через перекрестье прицела, прогресс листовок и прогресс кричащих газетных заголовков, уничтожающие, нет, не человека, саму человечность. Альфред Нобель из компании, добывающей «земную кровь» создает фактически оружейно-химическую компанию, изобретая динамит, и только потом основывает соответствующую премию, ну а сам автор цитаты, положенной в основу работы, умирает в тяжелых и голодных условиях нового века: таковы результаты «перемен и мятежей».
Добавим о черной земной крови: металлах и нефти. В век машин их требуется все больше и больше, можно проследить это на примере тех же братьев Нобелей. В 1879 году они основывают в России «Нефтепромышленное общество братьев Нобель», в это время строится из металла железная дорога из Баку (основного места разработки) до черноморских портов, из которых кораблями (опять же из металла), нефть и керосин экспортируются для все более нуждающейся европейской промышленности. Фактически иностранный капитал: иноземные нефтедобывающие фирмы и кредит на постройку железной дороги прямо развивает добывающую промышленность и инфраструктуру Российской Империи.
Ну, и, наконец: падают рубежи, как в смысле переносном: падает небо перед дирижаблями, падает царство подводное перед подводными лодками, падают расстояния между странами, ибо сеть железных дорог опутывает мир (и заметьте, все это может быть использовано в военных целях). Так и в смысле прямом – падают рубежи Империй: Австро-Венгерской и Германской, Османской и Российской, даже Китайская империя не остается в стороне и там вспыхивает гражданская война; и падают рубежи между людьми: суть классов теряется, люди становятся…равнее. И вспыхивают мятежи: мятежи в искусстве (см. например, сомнительную работу «Дегуманизация искусства» Хосе Ортеги-и-Гассета), мятежи духа, отцов и детей… ну и действительные мятежи, да что там революции: тут можно вспомнить Русскую, Иранскую, Китайскую, Турецкую, Мексиканскую, Австрийскую, Германскую, Испанскую…и можно продолжать!
Что же: под действием века прошедшего – девятнадцатого, века «железного» наступает век двадцатый: требуя больше стали, больше топлива, больше комфорта, больше прибылей, больше прав в конце-то концов!, мир разрушает рубежи, создавая неслыханные перемены и неслыханные мятежи.
Dixi.