Эссе на тему Эссе как размышление на тему: «Сильные» и «слабые» стороны буддизма
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Основная часть 3
Заключение 6
Список литературы 7
Введение:
Буддизм — религиозно-философское учение о духовном пробуждении, самая старая из трех мировых религий. Буддизм возник в Индии примерно в VI в до н.э. Примерно в это же время в Китае возникает конфуцианство, а в Греции – философия. То есть, можно говорить о том, что в мире появляется философское мировоззрение. При этом надо понимать, насколько все эти философские системы различны. Может быть, это соображение и надо брать за основу, прежде чем начать рассуждать о «сильных» и «слабых» сторонах буддизма. Ведь та или иная философская система, тот или иной способ мышления, взгляд на объективную реальность зависят не только от времени, но и от места проживания мыслящего субъекта. Причем, проблемы существуют не только с типом мышления, но и с переводом с санскрита на европейские языки.
Прежде чем начать анализировать буддизм, нужно понять, что буддизма как целостной системы не существует. Это огромное количество различных течений и направлений, часто очень сильно отличающихся друг от друга в зависимости от времени и места возникновения и распространения. Ведь сам термин «буддизм» был придуман европейцами в XIX веке, как, впрочем, и такое понятие как ламаизм. В настоящее время некоторые исследователи и буддийские деятели определяют буддизм как «науку о сознании».
Основными направлениями буддизма сегодня считаются хинаяна, махаяна, ваджраяна. То есть, в европейском понимании – «малая колесница», «большая колесница», и «алмазная колесница». Причем, в каждом из этих направлений существует еще много ответвлений. Если же подробно вникать во все тонкости направлений буддизма, то, пожалуй, и полжизни не хватит.
Заключение:
Буддизм с самого начала своего существования мыслился как определенный проект преобразования человека из существа страдающего и онтологически несчастного в существо свободное и совершенное.
Буддизм ее отрицает существование богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов предков, существ ада, богов в виде животных, птиц и т.п.), но он не отводит им никакой важной роли в религиозной жизни. Можно в них верить, можно им поклоняться, но, в сущности, это есть пустая трата времени.
В зависимости от среды обитания буддизм принимает самые разнообразные формы. Китайский буддизм говорит с китайцами на языке китайской культуры и китайской системы ценностей. Японский буддизм синтезирует буддийские идеи и японскую культуру и т.п. В этой способности гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт буддизм не имеет себе равных среди других мировых религий.
Фрагмент текста работы:
Основная часть
Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, взявший впоследствии себе имя Будда Шакьямуни. И здесь сразу начинаются проблемы. В хинаяне считается, что это был реально существующий человек, достигший просветления. А в махаяне Будда – это метафизическая реальность, первоприрода, первоматерия, источник всего сущего.
Несмотря на то, что единого буддизма не существует, принято считать, что у всех его направлений существует нечто общее, некий круг идей, их объединяюцих. Во-первых, это так называемые «четыре благородных истины» или «четыре столпа буддизма». Во-вторых, учение о причинно-зависимом происхождении и карме. В-третьих, доктрины «не-души» и учение о мгновенности. И, последнее — буддийская космология.
О Четырех благородных истинах знают все и звучат они примерно так:
• существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;
• существует причина страдания, которой является жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению;
• существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды;
• существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания.
«Все есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Поистине все пять групп привязанности суть страдание», — так формулирует исследователь буддизма Е.А.Торчинов первую истину.
Так вот понятие «страдание» при переводе европейцы призывают заменить на слова «неудовлетворенность», «фрустрация», «проблемы». Но считается, что русское слово «страдание» по смыслу лежит наиболее близко к оригиналу.
Причина страдания – жажда к жизни, воля к жизни присуща всему живому. А жизнь регулируется законом кармы. Карма – центральное понятие буддизма. Обычно его трактуют как «судьбу» или «участь». На самом деле, карма – это «дело», «действие», «акт», причем, акт не только физический, но и вербальный, ментальный, волевой. Карма – это действие, имеющее следствие, результат. Совокупность всех действий (карма) определяет новое рождение, кто, где, когда и с какими проблемами рождается.
Третья истина: несмотря на то, что вся жизнь пронизана страданием, существует состояние, в котором страданий нет. Этого состояния можно достичь и это есть нирвана. Понятие нирвана зачастую трактуют как внутреннюю свободу личности. Но, во-первых, в буддизме нет понятия личности, а во-вторых, более уместно перевести его как «угасание», «затухание». Примером может служить успокоившееся после шторма море. То есть угасают именно страсти, привязанности, а не само бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание.
Четвертая истина указывает путь прекращения страданий – Благородный Восьмеричный путь. Весь буддийский путь делится на три больших этапа: этап мудрости (две ступени), этап нравственности, или соблюдения обетов (две ступени), и этап сосредоточения, то есть психопрактики (три ступени). Здесь полностью расписывается, как должен правильно вести себя человек, что делать и чего не делать. Например: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам».
Надо иметь в виду, что слово «правильный» переводится еще и как «целостный», «полный». То есть это поведение должно охватывать все стороны человеческой жизни.
Интересным отличием буддизма от других неиндийских и даже индийских религий является учение о несуществовании индивидуального субстанциального «я», или души (атмана), называемого обычно на санскрите анатмавада. Здесь также таится отличие индийского мышления от европейского. Как пишет Торчинов, если Кант считал веру в бессмертие души одним из постулатов нравственности, то буддизм, напротив, утверждает, что именно чувство «я» и возникающая из него привязанность к «я» есть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений. Буддизм не воспринимает личность как нечто само по себе существующее. Нет отдельно человека и луны, есть человек, любующийся луной. Луна – часть личности, включенная в нее. Мир, в котором живет человек, есть мир, который он переживает. Отсюда и мгновенность мира, постоянное его изменение.
Что касается буддийской космологии, то буддизм, в принципе, не отвергает наличие объективного мира. Но надо понимать, что буддийский мир – это мир, включенный в сознание каждого отдельно взятого человека, т.е. часть его личности. Мир как объективная реальность не интересует буддистов, тем более, что они понимают, что этот мир совершенно разный для разных живых существ. Все зависит от индивидуальных особенностей, чувственного аппарата и т.д. то, что для одного благо, для другого – смерть.
Итак, в чем же «сильная» сторона буддизма? Еще раз подчеркну, что очень сложно судить о явлении из другой культуры. По моему мнению, религия эта бесконечно мудрая. Вернее, даже не религия, так как на религию буддизм не похож, в нем нет догматов, в нем нет разделения на «верных» и «неверных». Буддизм не претендует на монопольную истину. Он не призывает людей отказываться от другой веры. В нем вообще нет веры. В этом тоже его сила. Буддисты понимают, что каждый человек уникален, что в разных обстоятельствах люди действуют по-разному. Нет одного рецепта для всех, разные люди – разные методы. К тому же буддизм советует придерживаться принципа среднего пути, рекомендующего избегать крайностей, как гедонизма так и аскетизма.
Буддизм верит в исключительную природу человека, при этом с сочувствием относиться к животным. Только человек способен порождать карму и быть ответственным за свои поступки. А другие живые существа только невинно страдают за человеческие деяния. В отличие от, например, христианства, не признающего наличия души у животных, буддизм призывает гуманно относиться к каждому живому существу.
Очень современны буддийские взгляды на объективный мир и его субъективное восприятие. Об этой проблеме очень много пишет член – корреспондент Российской академии образования, доктор биологических и филологических наук Т.В.Черниговская. Все это – «сильные» стороны буддизма.
Что касается его «слабых» сторон, мне их найти нелегко. По моему мнению, самое «слабое» место буддизма – это то, что буддизм – учение, которого очень нелегко придерживаться. Ведь нельзя быть буддистом наполовину, надо полностью следовать его основам. Но совсем не каждый человек готов, например, быть вегетарианцем. Так что, каждый должен сам выбирать свой путь