Эссе на тему Экономическая программа консервативных партий.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Последние несколько десятилетий характеризуются усилением позиций правых и консервативных политических сил в большинстве развитых стран. Среди наиболее мощных консервативных партий можно назвать Консервативную партию Великобритании, Республиканскую партию США, Либерально-демократическую партию Японии, а также австралийских консерваторов.
Следует отметить, что в большинстве случаев современные консервативные партии потеряли классические признаки консерватизма. Сегодня среди них выделяют неоконсерваторов, новых правых, традиционалистских или патерналистских консерваторов и тому подобное.
В ряде стран консервативные партии относительно их позиции по вопросам, связанным с экономической сферой и ролью государства в регулировании экономики, относят к радикалистским течениям консерватизма. Многим из них присущи черты либертарианства.
Особенностью современного ренессанса консерваторов является то, что они выступают инициаторами изменений. Неоконсерваторы проявляют высокий уровень гибкости и прагматизма, а также умение приспосабливаться к новым условиям.
Неоконсервативные партии чувствуют настроения большинства населения, требует принятия мер против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, бездумного расходования государственных средств, негативных явлений в социальной жизни.
Популярный лозунг консерваторов «Закон и порядок». Закон и порядок в государстве характерные для сильного государства.
В сильном государстве власть и бизнес разделены, а политическая модернизация является предпосылкой этого.
Заключение:
В течение 80-х лет неоконсервативная политика распространилась среди других стран Западной Европы и США. Хотя в деталях она отличалась от британской модели, однако в целом везде ее осуществление было связано с проведением аналогичных мероприятий: снижение налогов на высокодоходные группы населения и корпорации с одновременным повышением косвенных налогов, которые ложились на плечи широких масс, сокращение взносов предпринимателей в фонды социального страхования; свертывание ряда программ социальной помощи малообеспеченным слоям, а также сокращение государственных расходов на образование и здравоохранение; ликвидация убыточных предприятий традиционных отраслей промышленности — угольной, металлургической, тяжелого машиностроения и тому подобное; широкая распродажа государственной собственности и имущества (то есть передача их в частные руки), что часто мотивировалось стремлением сократить дефицит госбюджета до которого довели неокейнсианцы в своем стремлении создать «общество массового потребления». Появляется альтернатива государству «всеобщего благосостояния» под названием «государство возможностей». Эти вопросы активно обсуждаются в политологической и социологической литературе. Если «государство всеобщего благосостояния» поддерживало доходы граждан на приемлемом уровне через механизмы перераспределения, то «государство возможностей» ориентируется на сочетание прав и обязанностей. При этом главный акцент делается на большую ответственность индивида, относительно собственного благосостояния. «Государство возможностей» своей главной задачей видит в помощи бедным слоям населения повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, и таким образом освободиться от программ государственной помощи. Подавляющее большинство населения получает за свой труд доход, превышающий прожиточный минимум, везде создана надежная система социального страхования и обеспечения. Законодательная защита прав собственности гарантирует свободу личности и демократическое устройство общества и государства.
Фрагмент текста работы:
Изложение основных положений.
Период поворота к неоконсерватизму является историческим феноменом уже прошедшего времени, но его значение в социально-политической жизни стран было столь велико. Но следует отметить, что на фоне всех правых правительств выделяется консерваторское правительство Маргарет Тэтчер в Великобритании. Это можно объяснить следующими факторами.
Именно в Великобритания раньше всех других стран был осуществлен «правый поворот». И именно правительство М.Тэтчер разработало систему мер государственной политики в отраслях экономики, внутренней и внешней политики для регулирования экономических и социальных проблем, которая затем была применена другими государствами.
Происходит поворот политики вправо по сравнению с предыдущим периодом «государства всеобщего благосостояния» под лозунгами: возродить экономику страны, сократить налогообложение; обуздать инфляцию; ослабить могущество профсоюзов, создать благоприятные условия для бизнеса, в том числе мелкого, чтобы возродить «дух предпринимательства», ограничение вмешательства государства в экономическую и социальную сферу, сократить госаппарат, приватизировать национализированное промышленное производство.
В борьбе с инфляцией берется на вооружение теория монитаризма Милтона Фридмена (чикагская школа экономической мысли). Суть теории сводилась к тезису: причина инфляции заключается в опережении темпов роста количества денег (находящихся в обращении) над темпами увеличения экономического продукта. Поскольку правительство может регулировать выпуск денежной массы то в его силах уменьшить этот разрыв и так побороть инфляцию. И действительно – инфляция сократилась – с 19% 1980г. до 3-4% в середине 80-х годов. Теория монетаризма предполагала также требование отказаться от любого регулирования экономики, оставить это «свободному рынку», а государство имеет право вмешиваться только в деятельность государственного сектора, подлежащего существенному сокращению. Государственные предприятия, которые останутся, будут поставлены в одинаковые рыночные условия с частными.
М. Тэтчер сразу закрыла нерентабельные государственные предприятия черной металлургии, угольной и автомобильной промышленности. В начале это привело к падению производства промышленной продукции в 1982 году на 14%. Падение было самым большим за всю историю Соединенного Королевства, следствием чего стал резкий (в два раза) рост безработицы — до 3 млн. чел., или 12% рабочей силы. Но в дальнейшей перспективе, с 1982 г. начался быстрый рост промышленности – на уровне 3-4% в год – вплоть до 1990 года. Вместе с деиндустриализацией, активно проводилась политика денационализации – самая масштабная программа приватизации государственного сектора в западном мире. За 11 лет в руки частного капитала перешла почти половина государственных предприятий, целые отрасли экономики. Стабильное поступление крупных сумм в государственный бюджет от распродажи государственного имущества позволило резко снизить высокую ставку налога на прибыль – с 83% до 40%. .
При этом сокращается сфера социального обеспечения. Даже безработные стали платить налог на помощь, размер и срок предоставления которой уменьшились. Сокращались помощь по болезни и для семей бастующих, пенсии на детей, по инвалидности и в связи с несчастными случаями на производстве. К середине 80-х годов государственные ассигнования на социальные нужды сократились с 6,6 млрд. фунтов стерлингов до 2,3 млрд . И хотя инфляция уменьшилась, цены на транспорт, некоторые муниципальные услуги и водоснабжение, а также квартплата заметно выросли. Таким образом, принятые меры привели к серьезному падению жизненного уровня беднейших слоев населения. . Зато в три раза увеличилось число миллионеров (до 20 000) . Ощутимо сократилась также часть государственных расходов на науку, образование и здравоохранение.
Воплощением политической философии М. Тэтчер стало выражение: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Поэтому, мол, тем, кто зарабатывает, нет необходимости даром лечиться и учиться. Государству же нужно вернуться к роли «ночного сторожа»: тем, кто обогащается, оно не мешает, а тем, кто разоряется, оно не должно спешить на помощь.
Накануне выборов 1987 года Тэтчер неожиданно обратилась к решению запущенных социальных проблем – жилищных, образовательных, национальной системы здравоохранения, в поддержку которых было выделено больше средств, чем в предыдущие годы, а также в очередной раз были снижены налоги, что приветствовалось деловыми кругами и «средним классом». В предвыборных программах использовалась идея «народного капитализма». М. Тэтчер заявляла: «Народный капитализм – это путь к единой нации, единому народу». Крупнейшим шагом в этом направлении называлась программа увеличения количества семей, проживающих в собственных домах и квартирах, которая осуществлялась за счет приватизации государственного жилищного сектора: в 1980 был принят закон «О жилье», согласно которому наниматели государственных и ведомственных квартир могли приобрести на выплату квартиры и коттеджи, где они жили. Всего за 80-х годов было распродано 1,5 млн. единиц жилья. Не менее важным элементом «народного капитализма» стала массовая распродажа населению по низким ценам акций денационализированных предприятий. Многие рядовые граждане, включая рабочих, приобрели их. Количество акционеров в Британии, которое в 1979 году составляло 3 млн. чел., стало быстро расти и достигло почти 11 млн. чел. в 1990 году, впервые превысив количество членов профсоюзов. Причем половина из них обладала акциями предприятий, на которых работала. Все это дало повод консерваторам говорить о переходе денационализированных предприятий «с рук государства в руки народа». Мероприятия по увеличению количества домовладельцев и мелких акционеров оказались популярными среди обеспеченных слоев трудящихся, прежде всего квалифицированных рабочих.
Подводя итоги, можно сказать, что в целом для экономики и промышленности Великобритании годы тэтчеризма стали периодом подъема. Минимизация вмешательства государства в жизнь граждан, сокращение социальных программ помощи, поддержка малого и среднего бизнеса и льготная система налогообложения корпораций, жесткая политика в отношении профсоюзов оказались достаточно эффективными в условиях социально-экономического кризиса, существовавшей в то время в Великобритании.
Политика правительства консерваторов в главе с М.Тэтчер была основана прежде всего на интересах правящей элиты страны. Среди главных направлений данной политики следует выделить денационализацию экономики и приватизацию отраслей хозяйства. Во главу угла было поставлено развитие малого и среднего бизнеса.
В области жилищной политики предпочтение было отдано увеличению процента частного сектора. С этой целью были разработаны специальные программы кредитования, рассчитанные прежде всего на средний класс и молодые семьи.
Основными положениями программы тэтчеризма были следующие: частное предпринимательство является основой любой процветающей экономики; свобода, равные возможности, поддержка малого и среднего бизнеса являются главными составляющими экономической политики государства; для достижения экономической стабильности и преодоления кризиса нужно, чтобы все трудоспособные граждане обеспечивали себя сами. В связи с этим государство должно оказывать помощь исключительно нетрудоспособным слоям населения (исходя из этого, позже были сокращены все государственные социальные программы); вмешательство государства в частную жизнь должно свестись к минимуму; профсоюзам предоставляется право защиты интересов трудящихся, но они не должны каким-то образом ущемлять интересы других слоев населения. В связи с этим следует ограничить право профсоюзов на забастовки, так как они наносят ущерб обществу.