Социология социальной работы Эссе Гуманитарные науки

Эссе на тему Что такое социальная реальность? Какую роль она играет в практике социальной работы?

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

В общественных науках нет единства в понимании природы социальной реальности. Сторонники так называемого социального реализма рассматривают социальную реальность как реальность самого общества как надындивидуальной сущности, «большого организма». Социальная реальность объективна и самодостаточна. Т.е. она как некое сущее довлеет над индивидами, детерминирует их поступки и способы мышления. Наиболее явно такая трактовка социальной реальности присутствует в различных версиях марксизма, позитивизма, социального органицизма (натурализма). Так, например, в трудах Э.Дюркгейма социальная реальность, трактуется в духе его позитивистской методологии «социологизма» как система связанных между собой фактов, оказывающих «давление» на общество.
Представители социальной феноменологии определяют социальную реальность как «повседневный мир, переживаемый и интерпретируемый действующими в нем людьми, как структурированный мир значений, выступающих в форме типических представлений об объектах этого мира» [4, C.51]. Социальные феноменологи не отрицают объективного статуса социальной реальности, но полагают, что она обладает объективной фактичностью, поскольку люди (члены определенного общества) относятся к ней как к объективной реальности, данности.
В понимании реальности следует избегать вульгарного натурализма. Реальность не есть то, что независимо от индивидов, их сознания. Под реальностью мы понимаем устойчивые представления людей о самодостаточности и необходимости их бытия в мире, не требующие специальных доказательств. Но социальная реальность невозможна без определенного осмысления, уровня рефлективности.
Попытки примирить и по возможности синтезировать концепты адептов социального реализма и социальной феноменологии, осуществляемые такими философами как Э.Гидденс, П.Бурдье, Р.Коллинз, П.Штомпка и др. представляют определенный научный интерес. Но, вряд ли следует считать эти попытки вполне успешными в силу того, что слишком разняться их методологические позиции.
С нашей точки зрения, поиск адекватных характеристик социальной реальности возможен при условии учета того факта, что социальная реальность представляет собой исторический феномен.
Социальная реальность не есть заданное сущее, всегда присутствующее в структуре социума как его неизменный и неизменяемый элемент (как полагают адепты различных версий социального реализма). С другой стороны, она не есть лишь продукт обыденных интерпретаций и объяснений (социальный феноменологизм). В этом случае природа социальной реальности эфемерна, условна, относительна и абсолютно субъективна.
Итак, что такое социальная реальность? Для того чтобы лучше представить что такое социальная реальность попробуем разграничить схожие по смыслу понятия. Другими словами, попытаемся показать, чем, на наш взгляд, не является социальная реальность.
Социальная реальность не тождественна социальной действительности. Социальная действительность есть всё многообразие проявлений жизни людей в обществе: объективных и субъективных, контролируемых и эмерджентных, случайных, эпизодических. Социальная действительность в этом смысле шире понятия социальной реальности, «схватывающего» только те стороны и проявления общественной и индивидуальной жизни, которые связаны между собой единым идентифицирующим началом. Т.е. человек может находиться «внутри» социальной действительности, но ей не принадлежать, не идентифицировать себя с ней. Как объект изучения социальная действительность имеет, казалось бы, преимущество по сравнению с социальной реальностью. Дело в том, что «непринадлежность» к действительности дает возможность исследователю или наблюдателю занимать «позицию вненаходимости» (термин М.Бахтина), т.е. объективно и беспристрастно ее интерпретировать «со стороны».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы