Философия Эссе Гуманитарные науки

Эссе на тему «Что есть истина?» По тексту «Символ пещеры» Платона

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Истина – понятие многозначное. Причем оно употребляется и в обыденном значении, где полностью зависит от контекста и в философском, где определяется не относительно характеристики каких-либо предметов, вещей объективного мира, а как особая характеристика знаний об этих предметах.
Первые попытки теоретического осмысления классической концепции истины восходят еще к античной философии. У Платона встречаем следующую характеристику понятия истины: «…тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе,– лжет…»[1,с.214].
Платон (428 или 427-348 или 347 до н. э.) один из известнейших древнегреческих философов считается основоположником объективного идеализма.
Понятие соответствия мыслей действительности является основополагающим понятием классической концепции истины.
Обратимся еще к понятию действительности, которое является одним из главных в концепции, так как связано с реальностью. В том случае, когда познание ориентировано и направлено на внешний мир, то понятие реальности отождествляется с понятием объективного мира. Такую точку зрения мы наблюдаем не только у материалистов, но с этим были согласны и объективные идеалисты, в частности Платон.
Собственное понятие истины Платон раскрывает во многих своих произведениях, одним из них является трактат «Государство», в который философ помещает «Миф о пещере». Содержание мифа и его интерпретации становились основой споров философов различных направлений и времен. Часто его трактуют для доказательства совершенно разнородных понятий. Мы обратимся к содержанию мифа, чтобы услышать мысль самого Платона об истине, как он ее понимал.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Созерцание истины для Платона высший смысл жизни. В этом он видит назначение философии, ее истинную цель. Философия для Платона — это некоторого рода созерцание, «созерцание истины». Оно не является чисто интеллектуальным; это не просто мудрость, но любовь к мудрости. Философ же — это любящий мудрость. Но это не равнозначно человеку, любящему знание в том смысле, в каком про любознательного человека можно сказать, что он любит знание; вульгарное любопытство не делает философом. Философ — это еще и человек, который любит «созерцать истину».
Критикуя знания людей, которые направлены лишь на понимание сути вещей, Платон признает, что противоречия, возникающие при определенных мыслях этого общего знания, могут стимулировать истинное познание и исследования.
Философ также признает за чувственным познанием право на путь к истине в том смысле, что при таком знании неизбежно возникают противоречия, и они – путь к исследованию истины. В этом смысле диалектику Платон понимает как положительную верховную науку, которая ведет от осознания противоречий чувственного мира к постижению истинной сути вещей.
Таким образом, искусство диалектики заключается в искусстве побуждать к размышлению посредством указания на противоречия между мыслью и определенными условиями внешнего мира.

 

Фрагмент текста работы:

 

Основная часть
Миф о пещере дает понятие об иерархии видов знаний.
Платон предлагает представить жизнь неких людей в глубокой пещере, прикованных цепями. Лица их обращены в противоположную сторону от огня костра у них за спиной и солнечного света, который виден у выхода из пещеры. Солнечный свет отгорожен от людей высокой стеной.
Следующая картина, представленная в пещере: за стеной двигаются другие, свободные, люди, имеющие в руках различные предметы. Свет, отбиваясь от предметов, падает на противоположную стену и образовывает тени, которые видят узники.
При всем при этом, существует реальная жизнь вне пещеры, наполненная разными звуками и голосами, но несвободные жители пещеры слышат лишь отголоски этих реальных звуков.
Тени на стене и эхо реальных звуков воспринимаются узниками как нечто реальное, поскольку другого они не видят.
Следующий этап предположения: сбрасывание оков одним из узников. Ему открывается совсем другая реальность. Предположим, он ценой громадных усилий все же сумеет освоиться и в какой-то степени понять, где настоящая реальность, а где только ее проекция. И даже больше того, узник при помощи извне попадает на волю, в реальный мир, к солнцу. Естественно, что в первые минуты он будет ослеплен, но потом его глаза увидят реальные очертания вещей, освещенных солнечным светом. К человеку неизбежно придет понимание того, что истинной причиной всех видимых вещей есть солнце.
Символ пещеры у Платона – разграничение высших идей (солнечный свет) и чувственно воспринимаемых вещей, которые представляют собой лишь тени настоящих идей, их копии и подобия, но слабые и недоразвитые.
В чем разница между чувственным и сверхчувственным представлением и восприятием?
Согласно Платону, есть два вида реальности: на уровне простого чувствования (оно достаточно примитивное и недоразвитое, как у людей в пещере) и на высшем уровне (это постижение высшего уровня присуще избранным, но эта избранность достигается упорным умственным трудом и самосовершенствованием). Стена, которая разделяет два типа бытия достаточно реальное препятствие, но далеко не непреодолимое. Платон не делает познание истинной реальности уделом избранных. Достичь совершенства может каждый при сильном желании, упорстве и труде над собой. Пройти дорогой от чувственного понимания вещей к их истинному пониманию и есть путь настоящего философа, который должен стремиться к высшей идее, Идее блага.
Мнение о том, что миф о пещере символизирует ступени познания в мировоззрении Платона, довольно правдоподобно. Если принять за воображение наблюдение за тенями и восприятие отголосков звуков, то можно смело припустить, что видение реальных предметов – это верование, а образ солнца представляет собой созерцание в его чистом виде, умопостижение на уровне интуиции.
Трактовка Платоновского мифа о пещере неоднозначна и многогранна. Кроме сказанного выше, можно припустить, что философ считает пещерной жизнь людей, которые опираются только на чувства и считают лишь чувственные вещи реальными. Согласно Платону необходимо стремиться не просто к постижению вещей, а к постижению их идей и тогда человеку откроется чистый свет правды. Весь этот нелегкий путь восхождения от простого чувственного к созерцательному умопостигаемому представляет собой «освобождение от оков», т. е. преображение, духовное перерождение. Высшим познанием является, согласно Платону, созерцание божественного, выраженного в образе солнца или Блага. Эта последняя мысль древнего философа лежит в основе теории идеализма современной философии.
Благо, по Платону, – это причина самого знания и познаваемости истины, а не то, что придает истинность познаваемым вещам.
Кто хочет сознательно жить и действовать, тот должен стремиться к Благу, которое является, согласно Платону причиной всего истинного и прекрасного.
Мифом о пещере Платон хотел сказать о различии между состоянием человека, который познал культуру философии и унынием узников, которые не знакомы с познанием идеи вообще и высшей идеи в частности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы