Эссе на тему Церковь и государство в России в начале ХХ века.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Церковь и государство в России в начале ХХ века
По моему мнению, в настоящий период времени не утратили актуальности исторические уроки взаимоотношений государства и Русской Православной церкви в минувшем столетии, ведь они позволяют учитывать ошибки прошлого при осуществлении современной государственной конфессиональной политики. Ученые не перестают проявлять большую заинтересованность к историческим предпосылкам религиозного подъема постсоветского периода, к феномену устойчивости религиозных традиций, которые сохранились и получили новое развитие вопреки попыткам советской власти изолировать религиозные объединения от жизни общества .
Поскольку, как известно, история православной церкви в ХХ в. детерминирована трансформациями отечественной государственности того периода, в данном эссе логично, как представляется, охарактеризовать русскую православную церковь сквозь призму взаимоотношений государства и церкви.
Анализ источниковедческой базы показывает, что не известная ранее информация о жизни и деятельности религиозных организаций, их взаимоотношениях с государством и, одновременно, авторская точка зрения на существо государственно-церковных отношений на разных этапах российской истории достаточно полно представлена в работах митрополитов игумена Иннокентий (Павлова) и В. Цыпина.
А хронику беспрецедентных антирелигиозных гонений в коммунистическую эпоху помогают восстановить официальные документы советской власти, воспоминания современников, в том числе церковных иерархов и государственных деятелей .
В начале XX века в церковной и светской печати непрерывно отмечалось, что главной причиной кризисного положения Церкви являлось ее подчинение государству. Были выдвинуты требования, освободить Церковь от жесткой опеки государства. Ставились вопросы о проведении реформ, которые призывали поднять ее авторитет, моральный и материальный уровень духовенства.
Я полагаю, что ни одна область жизни церкви к началу ХХ в. уже не оставалась без стороннего вмешательства. Государство не только определяло характер собственных отношений с Церковью, однако, и Церкви с обществом. Регламентация религиозной жизни государственными законами, в особенности в 19 – начале 20 веков, большинством воспринималось как проявление принуждения и религиозной нетерпимости, которым противопоставляли требование свободы совести.
Русская православная церковь, которая заботливо культивировалась законодательством, охранялась от каких-либо посягательств жесткими уголовными карами, во главе священной особы государя императора, была частью государственного бюрократического аппарата, который стоял на страже существующего политического порядка. К началу 20 в. в ее владении находились 4 духовных академии, 53 семинарии, 35 тыс. начальных школ, 55 тыс. приходных храмов и 25 тыс. часовен .
Вся территория страны подразделялась на епархии. Наблюдался внешний рост Русской православной церкви. Епархии – это основное звено местного церковного управления. Особенностью административно-территориального деления Церкви было то, что границы епархии, обычно, совпадали с границами губерний. Таким образом, был обеспечен дополнительный контроль над церковью и необходимое согласование действий духовной и светской властей.
С моей точки зрения, в истории России взаимоотношения государства и церкви всегда носили сложный и противоречивый характер. С одной стороны, государство стремилось укрепить позиции церкви, проводя целую серию реформ, с иной, оно постепенно подчиняло ее, лишало самостоятельности. В итоге с утверждением абсолютизма в России РПЦ фактически оказалось в полном подчинении у светской власти, а управление церковью было частью государственного аппарата по церковным делам.
Российский император официально считался главой Русской православной церкви. Законодательной инициативы сама Церковь была лишена. Церковь, непосредственно связанная с государственной властью и зависимая от нее, служила важным орудием проведения политики самодержавия: она выполняла функцию нравственного воздействия на народные массы для того, чтобы воспитывать их в духе покорности престолу.
С приходом к власти большевиков жизнь нашего народа изменилась коренным образом. Новое правительство готовилось построить социалистическое общество, но для этого необходимо было уничтожить старую капиталистическую систему, а вместе с ней и ту идеологическую основу, которая существовала ранее. Сильное религиозное влечение, как считали большевики, препятствовало строительству жизни на новых началах, а потому следовало сделать религию частным делом, то есть отделить церковь от государства. Начало широкомасштабной кампании большевистского правительства по отделению церкви положил «Декрет о земле», ликвидировавший церковное и монастырское землевладение. Основным же принято считать Декрет СНК РФСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым церковь отделялась от государства, отстранялась от преподавания, лишалась прав юридического лица, собственности и т.д. Однако на практике претворение этих положений в жизнь происходило с большим трудом, не так, как этого хотелось, и позднее, чем планировалось.
Сентябрь 1918 г. ознаменовался началом «красного террора» и гражданской войны. Именно в этот период на всей территории страны ожесточилась борьба с духовенством, которое было на стороне белогвардейцев, выступавших под эгидой православной России. И хотя прямого участия духовенство в белом движении не принимало, большевики все же расценивали его действия как контрреволюционные.
Следующий серьезный удар по церкви был нанесен в 1922 г., когда после засухи 1921 г. в стране начался массовый голод. Первыми, кто пришел на помощь голодающим, стали священнослужители, но желание помочь обернулось для них весьма плачевно – изданием 23 февраля провокационного Постановления ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», который предписывал изъятие в месячный срок всех драгоценных предметов из золота, серебра и камней из церковных имуществ.
Духовенство расценивало это как акт святотатства, а, следовательно, не желало выполнять предписания правительства, что еще больше усугубило ситуацию: вспыхнувшее сопротивление со стороны верующих было поставлено в вину церкви и использовано как очередной повод для репрессий.
19 марта 1922 г. В.И. Ленин направил письмо строгой секретности Политбюро ЦК РКП(б), в котором говорил о том, что в связи со сложившейся обстановкой настало наиболее удобное время для еще более мощного удара по церкви и ее репутации и для изъятия у нее всех имеющихся ценностей, так необходимых для дальнейшего государственного строительства . Получается, что большевики хотели в данной ситуации не только сосредоточить всю власть в своих руках, но и извлечь из этого выгоду в виде материальных ценностей.
Следует упомянуть еще одну меру борьбы с церковью, предпринятую государством и вызвавшую серьезное негодование священнослужителей и верующих – закрытие храмов, которое зачастую сопровождалось надругательством над ними. Церкви закрывали под предлогом борьбы с эпидемией или за мелкие нарушения установленных государством норм, а потом долго тянули с их открытием. К тому же число прихожан с каждым годом стремительно уменьшалось из-за нетерпимой обстановки вокруг церкви, атеистической пропаганды со стороны государства, из-за огромных налогов, которые им приходилось платить, из-за постоянных штрафов, усугублявших итак непомерные расходы на содержание храма.
Еще одним – последним шагом на пути отделения церкви от государства (если сказать точнее – ее полного разгрома) стали репрессии в отношении священнослужителей в 30-х гг. ХХ века. Первая волна захлестнула духовенство в 1930-1934 гг. в связи с началом коллективизации, которая шла не так, как планировалось. Естественно, своих неудачах большевики обвиняли врагов, а главным из них была, как раз-таки, церковь. По их мнению, священнослужители проводили антиколхозную и, в целом, антисоветскую агитацию, создавали организованную оппозицию, уничтожали скот, посевы и т.д. На основании этих доводов советское правительство применяло в отношении духовенства массовые репрессии .
Таким образом, 1920-1930 гг. стали для духовенства всей страны поистине трагическими. То, что строилось почти тысячелетие, было разрушено большевиками всего лишь за 20 лет. Новое правительство не видело создание общества нового типа без уничтожения старой идеологии, а потому считало необходимым выделение церкви в отдельный (частный) от государства институт. Понятно, что народ не был готов к столь стремительным и коренным преобразованиям, держался за свое прошлое, за ту идеологию, ту веру, которые давала ему церковь. Но большевистское правительство не желало долго ждать результатов, поэтому прибегло к столь серьезным мерам, вызвавшим столь губительные последствия: институт церкви был не просто отделен от государства, а был полностью разрушен.
Таким образом, во взаимоотношениях между Церковью и государством нужно учитывать различие их природы. Церковь основана непосредственно Богом; богоустановленность же государственной власти в историческом процессе представляет себя опосредованно. Цель Церкви заключается в вечном спасении народа, целью государства является их земное благополучие.
Российское государство светское и оно не связывает себя какими-то религиозными обязательствами. Сотрудничество государства с Церковью ограничивается некоторыми областями и основывается на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Обладая разной природой, государство и Церковь применяют разные средства для достижения собственных целей. В осуществлении благотворительных, социальных, образовательных и иных общественно значимых программ Церковь способна рассчитывать на содействие и помощь государства. Деятельность и задачи государственной власти и Церкви способны совпадать не только в достижении чисто земной пользы, однако и в осуществлении спасительной миссии Церкви.
Традиционная область общественных трудов Православной Церкви заключается в заботе перед государством о нуждах народа, о заботах и правах общественных групп либо отдельного гражданина.