Эссе на тему Бытие как основная категория философии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Сущность и роль бытия как основной категории философии в современный период 4
2. Формы и виды бытия как основной категории философии 8
Заключение 11
Список литературы 12
Введение:
Проблема бытия, так или иначе, проявляется в любых философских рассуждениях. Многие мыслители задумывались о том, что есть бытие. Это понятие появилось с возникновением философии. Глубина его поистине бездонна.
В обыденности слово «бытие» означает жизнь, существование. В философии понятию бытия придаётся максимально обобщённый и универсальный характер.
Ученые философы заинтересованы в познании всей совокупности существующего. Например, это могут быть и вещи, которые имеют определенные свойства, а могут и разного рода явления сознания, разума или духа. При этом всеми общими и не общими чертами определенных явлений материальной и духовной реальности можно пренебречь. Каждая вещь, каждый процесс, каждое свойство либо отношение, каждая мысль существует.
Бытие — одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде.
Философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.
Вопрос бытия имел, имеет и будет иметь всегда высокую актуальность, ибо философия не добралась до полного и исчерпывающего понимания сущности бытия.
Тема имеет внушительную степень научной разработанности. Ее исследованием занимались такие философы как: Парменид, Платон, Аристотель, Рене Декарт, Джордж Беркли, Мартин Хайдеггер и другие.
Целью работы является анализ бытия как основной категории философии.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Бытие – это фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философского рассуждения, послужившим импульсом для возникновения и развития философской мысли. Бытие — одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в её наиболее общем виде.
Сущность бытия представляется бесконечным множеством существования, либо существованием в бесконечном многомерном состоянии. В человеческой деятельности понятие бытия можно осмыслить и осознать в конкретных локальных состояниях в зависимости о многообразия факторов деятельности людей.
2. выделяются два виды бытия. Первый вид бытия – бытие объективное (или материальное бытие). Сюда относится все, что есть в окружающем мире за пределами сознания человека, весь объективный мир: живая/неживая природа, звездные системы, микроорганизмы, в том числе микробы известные и неизвестные. Кстати, сюда относится и сам человек. Объективная реальность – это все, что существует вне сознания человека. В то же время есть субъективная реальность, которую создает сознание человека: знания, мысли, переживания, эмоции, мораль, эстетические идеалы, научные концепции и понятия, нормы права, фантазии. Это и есть второй вид бытия – субъективное, или идеальное, бытие.
В структуре бытия выделяют также основные формы бытия: бытие вещей и процессов природы; бытие человека; бытие духовного; бытие социального.
Все формы бытия взаимосвязаны друг с другом и, вместе с тем, имеют свою специфику.
Фрагмент текста работы:
1. Сущность и роль бытия как основной категории философии
В истории философии авторские концепции сущности бытия выявляют единственное непротиворечивое свойство, являющееся метафизическим свойством бытия. Таковым является свойство существования.
Т.е. в широком смысле слова под бытием подразумевают всё существующее, ту совокупность вещей и событий, которые находят себя в пространстве, времени, душе, сознании, духе и т.д.
Исторические бытие рассматривалось в виде акцентирования какого- либо аспекта, который находил отражение в материальном мире, объекте, природе, что не является совсем идеальным, т.к. нечто субъективное или дух тоже могут быть, существовать.
В историческом аспекте философско-религиозной мысли выделяются две основные тенденции толкования бытия :
1. В той или иной форме учить о нём, как о чём-то абсолютном и вечном;
2. Видеть в нём что-то временное и относительное, имеющее грань.
Для первой точки зрения характерно рассматривать бытие в качестве абсолютного субъекта, то есть в качестве некого сопоставления с Абсолютом. Также бытие в данном контексте может послужить основным признаком Абсолюта. Менее распространённой точкой зрения является мнение, которое признаёт в бытии лишь абстракцию онтологии, одну из сторон реальности — Божества, мира, жизни т.д. Эта точка зрения в большей степени связывается с пониманием мира, основываясь на принципах творения, развития и осознанием сущности Абсолюта в рамках таких положений, как дух и ничто.
Идеи первой точки зрения признают суждениями здравого смысла, так как эти позиции довольно просты и понятны, чего не скажешь о второй точке зрения, которая на первый взгляд создаёт впечатление полного противопоставления логическому мышлению. Однако вся простота первой позиции начинает теряться из-за тяжелого понимания бытия со стороны богословия. Практически вся совокупность идей первой позиции выражается в древней философии, являющейся глубоко онтологичной.
В классических системах видения философии выделялась некая дополнительность онтологизма в виде учений Платона и Аристотеля. Платонизм определяет бытие как одну из самых важных характеристик Абсолютного, то есть как сферу идеального. Платон считает допустимым неразделен- ность единого и иного, чем признает относительность самобытности небытия и, следовательно, лжи, безобразия, зла. Проблема статуса в онтологическом аспекте приведенных реалий возможно осознать и осмыслить только в духовном плане. Эти вопросы являются одними из самых сложных для идеалистической философии .
Взгляды Аристотеля, с одной стороны, связаны с позицией платонизма в рассмотрении бытия как важнейшей характеристики Абсолюта. Но другая сторона состоит в том, что небытие будто растворяется в категории возможности. Онтологизм древней философии можно рассмотреть с точки зрения символизирующего афоризма «ничто не происходит из ничего».
Представленные в учебниках определения бытия страдают некорректностью и расхождениями между собой. Чтобы показать, насколько различаются подходы к формулировке дефиниции понятия бытия, обратимся к тем из них, которые представлены в наиболее распространенных учебниках. Так, например, в учебнике по философии под редакцией А.Ф. Зотова, В.В. Миронова и А.В. Розова, изданном под грифом МГУ имени М.В. Ломоносова, встречаем такое определение: «В наиболее широком смысле бытие обозначает собой существование и реализуется для человека как существование мира предметов, мира явлений, мира идей и т.д.». Это «особого рода единство форм и способов существования» . И тут же высказывается мысль, что дать строгое определение категории существования невозможно, поскольку «существование является предельной характеристикой бытия, его самовыражением».
Еще один вариант находим в учебнике под редакцией В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной, где бытие характеризуется следующим образом: «это чистое существование, не имеющее причины, бытие — причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое» . В этой части определения авторы сближают понятия «бытие» и «субстанция». Но дальнейшее рассуждение противоречит только что высказанному определению: «бытие — это не только окружающий нас материальный мир, совокупность вещей или какая-то высшая нематериальная субстанция — Бог или мировой разум и т.д. Все это только проявления бытия». Но что же такое само бытие? Непонятно, входит ли мир как совокупность конкретных единичных чувственно воспринимаемых вещей в состав бытия или нет? Если весь материальный мир, как и Абсолют в лице Бога или мирового разума — это только проявления бытия, то что же такое само бытие? Можно предположить, что это абстрактное понятие, за которым нет реального референта. Или это абстрактный объект? Но тогда мы не можем ничего сказать о содержании бытия: в качестве наиболее широкого по своему объему понятие оно должно быть наиболее бедным по своему содержанию. В данном случае оно может содержать в себе только указание на то, что нечто наличествует. В этом случае применять слово «существует» неправомерно, поскольку существование означает процесс, протекающий во времени и предполагающий какие-то изменения. Иначе говоря, понятие «существование» по своему содержанию богаче, чем понятие «бытие».