Эссе на тему Антимонопольное регулирование экосистем
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Антимонопольное регулирование экосистем
Экосистемы представляют собой не только новое направление в развитии сферы предоставления услуг, в том числе и финансовых, но и новый формат ведения предпринимательской деятельности, в том числе и с использованием цифровых технологий.
В качестве примера экосистем можно привести платформы Сбер и Яндекс. В частности, группа компаний Сбер разрабатывает новые направления деятельности помимо финансовой, например, сферу электронной торговли. При этом Сбер позиционирует себя как доверенного помощника и навигатора в меняющемся мире: помогает человеку, бизнесу и стране стабильно развиваться благодаря построению полностью интегрированной экосистемы.
В данном случае экосистема, как правило, представляет собой единое пользовательское пространство и формируются вокруг повседневных потребностей клиента, включая сервисы для шопинга, поездок, платежей, развлечений и др. Поскольку экосистема является достаточно новым способом ведения бизнеса, возникает вопрос о правовом регулировании правоотношений, возникающих в результате продвижения и использования сервисов бизнес-экосистем.
В связи с правовым регулированием экосистем как нового вида предпринимательской деятельности, возникает вопрос о соблюдении такими группами компаний норм антимонопольного законодательства.
Общественные отношения в области корпоративного управления и экономической деятельности юридических лиц требуют особых подходов к правовому регулированию этой области экономических отношений. Правовое регулирование экономических правоотношений тесно связано с многими условиями такими, как экономическая политика государства, состояние экономики в целом, структура управления компанией, негласные правила ведения бизнеса и др. В связи с этим возникает потребность в дополнительном правовом регулировании данных направлений, а также в государственном контроле за соблюдением антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 34 Конституции РФ установлено право на предпринимательскую и другую экономическую деятельность, но одновременно «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» [1 ].
Понятие недобросовестной конкуренции также достаточно подробно освещается в антимонопольном законодательстве. Причем стоит отметить, что недобросовестная конкуренция в данном случае может использоваться в качестве одного из способов монополизации рынка. В экономике монополизация предполагает установление одной организацией контроля над предложением определенных товаров, а также их ценой и качеством.
В случае c внедрением экосистем наблюдается именно такой контроль одного участника хозяйственной деятельности в сфере предоставления определенных услуг, например, услуг с использованием специально разработанной цифровой платформы.
C другой стороны, запрет на действия компаний, в различных формах ограничивающие конкуренцию, распространяется на всех субъектов экономической деятельности за исключением естественных монополий.
Естественная монополия возникает в тех случаях, когда отсутствие конкуренции вызвано технологическими и экономическими особенностями производства товара и предоставления услуг. Федеральным законом «О естественных монополиях» установлено, что товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от устанавливаемой цены [2 ]. Такой же точки зрения придерживаются и экономисты. В качестве примеров естественных монополий в Российской Федерации можно привести железнодорожные перевозки, поставки нефти и газа с использованием трубопроводов, поставки электроэнергии и др.
Деятельность компаний, развивающих и внедряющих собственные экосистемы, в связи с технологическими особенностями внедрения специальных цифровых платформ вполне можно отнести к деятельности естественных монополий.
Вместе с тем что деятельность таких крупных компаний не может не ограничивать развития мелкого и среднего бизнеса в определенных сферах деятельности, как, например, службы доставки Сбера, или сервис такси в Яндексе.
Федеральный закон «О защите конкуренции» достаточно подробно регулирует правоотношения в данной области. Антимонопольное регулирование и проверка состояния конкуренции на рынках товаров и услуг в Российской Федерации проводится ФАС России. Но основная сложность заключается в том, что правовой статус бизнес-экосистем в российском законодательстве не определен. Поэтому необходимо дополнительное правовое регулирование.
Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность экосистем в соответствии с нормами российского законодательства можно отнести как монополистической деятельности, ограничивающей конкуренцию, так и к коммерческой деятельности естественных монополий. Поэтому представляется целесообразным на законодательном уровне установить правовой статус экосистем.