Эссе на тему Александр Македонский: великий стратег или фанатичный вояка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Александр
Македонский: великий стратег или фанатичный вояка Справился
ли надменный Александр Македонский с "гордиевым узлом"?
Наши
современники, как правило, имеют вот какие представления об этом «интеллектуальном
подвиге» Александра Македонского:
"Александр
разрубил Гордиев узел. Эта красивая легенда появилась еще в античные времена.
Хитрым узлом к алтарю Фригийского храма Зевса была привязана колесница.
Оракулы предсказали, что тот, кто сможет распутать этот божественный клубок,
станет завоевателем мира. Но никому не удавалось сделать это до Александра
Македонского. Он просто взял, да и разрубил узел.
И исходя
из того, что сторонники и последователи славного полководца-завоевателя всегда
были подвержены приукрашиванию и идеализации этого исторического лица,
попробуем разобраться, что побудило
македонского полководца, которого лица с имперским способом мышления прозвали Великим,
взяться за развязку обязательства интеллектуальной задачи, авторами которой
были мудрецы из фригийского города Гордион, и попробуем установить, решил ли ее
на самом деле надменный и славолюбивый завоеватель мира.
Согласно
греческой легенде, бывший земледелец, фригийский царь Гордий, основавший город
Гордион — столицу Фригии (в Малой Азии), придумал очень интересное «пророчество
оракула». Оно, говоря современным языком, было «с издевкой»" над
напыщенными и надменным лицами, которые мечтали о власти над всеми людьми,
подобной власти Зевса.
В
легенде повествуется, что царь Гордий поставил в Акрополе своего города у храма
Зевса колесницу, которой был обязан своей власти[1]. К
ее дышлу он приказал привязать ярмо с помощью очень запутанного узла с
кизиловый коры. Со временем кора высохла и затвердела, а потому «решить» узел
было практически невозможно. Затем Гордей объявил «благую весть» о «замысле
бога Зевса»: один весьма уважаемый оракул, по божьему наущению, предрек, что
тот, кто решит (то есть распутает) этот узел, покорит своей власти Азию и
станет обладателем четырех сторон света.
Никто из
желающих решить «гордиев узел» не мог справиться с этой «очень сложной»
головоломкой, хотя, как известно, все гениальное — просто. Их отчаянные потуги
достичь недостижимое всегда забавляли жрецов храма после того, как обессиленные
и расстроенные претенденты на мировое господство (а это были, как правило,
знатные, богатые, важные лица) в отчаянии покидали место, где стояла колесница.
И вот
однажды эту «сложную» головоломку решил решить Александр Македонский, который с
юношеских лет мечтал о славе покорителя народов мира. Себя, как представителя
рода, «рожденного Зевсом»[2],
он считал способным решать самые сложные вопросы, а потому "пророчество
оракула" о «замысле Зевса» показалось ему очень привлекательным. Кроме
этого, попытки к решению задачи «гордиева узла» Александра побудили очень
сложные обстоятельства, в которых он оказался ровно через год после вторжения
его войск в Малую Азию.
Английский
историк Питер Грин рассказывает о них в своей работе «Александр Македонский.
Царь четырёх сторон света». А обстоятельства сложились следующие:
В начале
333 года до н. е. греко-македонское войско, двигаясь по Малой Азии, достигло
города Гордион, столицы Фригии. Здесь оно соединилось с войском победоносного
соратника Александра, Пармениона, а также с теми воинами, которые побывали дома
в зимнем отпуске. Вместе с ними пришло и долгожданное пополнение. От
командиров, вернувшихся из Греции, Александр узнал, что ситуация в Элладе очень
ухудшилась. В любой момент греческие города-государства могли восстать против
власти Александра, которую греки считали тиранией. К тому же персидский царь
Дарий III позволил своему полководцу греку-наемнику Мемнону применить
тактику, которую тот предлагал еще в начале войны, а именно: перенести военные
действия в Греции. Это могло бы вернуть Александра обратно. Вряд ли он смотрел бы
сквозь пальцы на то, как персы хозяйничают в его владениях, и не бросился бы
защищать греческие города-полисы. Мемнон начал готовить персидский флот к вторжению
персидского войска на территорию островной и материковой Греции.
И
наконец, Александр понимал, что продолжая восточный поход в то время, когда
персы планируют нанести контрудар по глубоким тылам македонян, он рискует
потерять контроль над Геллеспонтом (Дарданеллами) — проливом, через который
осуществляется его связь с Македонией. Однако возвращение греко-македонского
войска назад могло сделать бесполезными все его титанические усилия по
завоеванию Персии. При таких обстоятельствах Александру, как никогда, нужно
было предвещание сверху.
Следовательно,
он должен был принять довольно серьезное обоснованное решение. Александр всегда
отдавал все силы, чтобы то или иное дело стало успешным, и поэтому не все
проблемы обсуждал с другими, а, как правило, обдумывал их сам. В конце концов
царь решил довериться судьбе, чтобы добиться самому божественного одобрения
своих действий. Логично рассуждая, что если он решит задачу «гордиева узла»,
который, как утверждают гордионские жрецы, является «замыслом Зевса», то, безусловно,
уже одержит победу над Дарием. Пускай пока и психологическую.
На
рассвете Александр спросил у царского предсказателя Аристандра, есть ли ему
смысл делать попытку решить «гордиев узел»? Тот ответил, что он, Александр —
потомок Геракла, из рода, «рожденного Зевсом», а поэтому ему обязательно
повезет. Успешное решение головоломки, подчеркнул предсказатель, безусловно,
всех очень удивит и не только усилит авторитет македонского царя среди воинов
его армии, но и не на шутку напугает его врагов и заставит их многократно
подумать, следует ли им выступать против царского, то есть «божественного»
лица, которому покровительствует сам Зевс.
Александр
понял, что его попытка решить «гордиев узел», кроме испытания личной судьбы,
была бы, в случае удачи, замечательным пропагандистским мероприятием. Царь
принял окончательное решение: он будет решать этот загадочный узел.
Человек,
который принимает решение, идя на риск, отличается самообладанием. Александр
был именно таким человеком — самовластным и решительным. Он всегда
руководствовался правилом: не откладывать на завтра то, что можно сделать
сегодня. Поэтому сразу же после обеда царь со своей многочисленной свитой
прибыл в храм Зевса.
Когда
царский предвестник Аристандр сообщил жрецам, что Александр намерен решить
гордиев узел жрецы посоветовали Аристандру предупредить царя, что до сих пор
никому это сделать не удалось. И если он горит желанием испытать судьбу, то пусть
будет так.
Царь-полководец
заметил, что жрецы храма Зевса, имитируя верноподданнические позы и серьезные
выражения лиц, прикладывали много усилий, чтобы не показать полуоткрытой
издевки над попыткой Александра. Македонский понял, что попал в беду, в
ловушку, которую подготовили для него гордионскеи жрецы (и они знали об этом).
От
мысли, что его хотят сделать посмешищем, царь, неожиданно для всех, взорвался
яростью. Молниеносно выхватив из ножен меч и громко воскликнув: "Не все ли
равно, как я с ним справлюсь!", он со всей силы ударил мечом по гордиеву
узлу. Разрубив его одним махом,
взбешенный Александр поднял меч над головой и решительно двинулся в сторону
жрецов с намерением порубить и их. Но, сделав всего два-три шага, он замер как
вкопанный, ошеломленный тем, что услышал в свой адрес. Жрецы громко, не жалея себя,
начали прославлять его как очень толкового и находчивого, остроумного, умного и
мудрого из всех всех людей, которому нет цены, потому что не хватит всех
талантов золота, существующих на планете Земля, чтобы оценить его огромный
талант — талант «сына могущественного бога Зевса», который, в отличие от многих
знатных и умных людей, смог таки разгадать «замысел своего всесильного отца
[Зевса]», и теперь как талантливый полководец, несомненно, покорит Азию и
станет мощным и славным царем четырех сторон света[3].
Гнев
Александра остыл, и к нему вернулось благоразумие стратега. Теперь он четко
осознавал, что жрецы гордионского храма Зевса, от имени мифического царя
Гордея, придумали способ насмехаться над славолюбцами. Александр помнил афоризм
своего учителя, Аристотеля: «Остроумный тот, кто шутит со вкусом», но признать
коварную шутку гордионских жрецов остроумной он не мог, потому что сам чуть не
стал её жертвой. За такую шутку над македонским царем — лицом из рода, «рожденного
Зевсом», да еще и в храме Зевса, шутники должны были заплатить самым дорогим —
своей жизнью.
Однако
выйдя из сложной ситуации «с честью», царь решил не наказывать этих
злоумышленников. Напротив, приказал щедро наградить их большой суммой золотых
монет, на которых было выгравировано его изображение в виде Геракла с львиной
шкурой на голове. Они получили золото за то, что и в дальнейшем будут
прославлять огромный полководческий талант «божественного» царя Александра
Великого. Это нужно было для острастки явных и потенциальных врагов, чтобы
сломать их волю и решимость оказывать ему вооруженное сопротивление. Гордиев
узел, который древние мудрецы считали мифическим символом недостижимой цели —
установление мирового господства, имеет важную особенность: он не решается.
Гениальный полководец не понимал главной философской идеи головоломки, а именно:
никому и никогда не удастся завоевать весь мир.
Хотя,
возможно, позже хорошо образованный и толковый Александр догадался, на что именно
намекали жрецы города Гордион, предлагая всем желающим решить гордиев узел, и
обещая перспективу, от которой кружится голова. И если это так, Александр ни за
что бы не признал их убеждения истиной. Ведь его завоевательная стратегия до
поры до времени срабатывала. Однако конечная цель Александра Македонского
оказалась иллюзорной и невыполнимой.
Уже при
попытке покорить и захватить Индию, ему не хватило сил, чтобы закрепить победу
над войском индийского царя Пора, хотя тот и был захвачен в плен и казнен.
Мощное греко-македонское войско, состоявшее из опытных воинов, за время
восточного похода сильно поредело, а потому Александр вынужден был пополнять
его людьми из завоеванных стран. Теперь иностранцы составляли львиную долю
войска Александра. Они значительно уступали македонским воинам волевыми
качествами, искусством владения оружием, смелостью и дисциплинированностью на
поле боя. Эти горе-воины не имели другой (благородной) мотивации воевать, кроме
возможности грабить покоренных, а потому были ненадежными. Они могли в любой
момент изменить.
Но самым
скверным было то, что измученные и усталые бесчисленными битвами македонские
воины-ветераны потеряли желание воевать дальше. Они отказались идти вглубь
Индии, где их неизбежно ждали еще более ожесточенные бои, чем битва с войском
царя Пора. Александр, осознал неперспективность похода вглубь Индии и повел
остатки греко-македонского войска непригодным для жизни путем — по побережью
Аравийского моря, по безводным пустыням и полупустыням к Вавилону.
А в
Вавилоне, при невыясненных обстоятельствах он заболел и умер в 33-летнем возрасте.
Единственное,
что удалось Александру — так это сделать дело, подобное «деянию» Герострата,
который сжег одно из «чудес света» — храм Артемиды, чтобы стать известным всем
лицом. А именно Александр разрушил «храм» тех, кого сам пожелал считать своими
врагами, «храм» под названием «Персидская империя». Это было, действительно,
великое дело, которое под силу не каждому полководцу. Но и без вмешательства
Александра Македонского Персидская империя рано или поздно развалилась бы на
отдельные государства. Ведь все империи не долговечны, так как в их «утробах»
зарождаются и развиваются предпосылки для их уничтожения внутренними и внешними
силами. Так, кстати, произошло (и очень быстро) и с империей Александра
Македонского, которая только появилась на просторах Персидской империи.
За что
же тогда умер Александр Македонский? За свою аморальную (по сути) и
недостижимую цель стать покорителем и угнетателем всего рода человеческого? За
свою мечту прославиться поступками, которые до него не делал еще никто?
«Для того, чтобы делать добро, благородные
поступки, не обязательно царствовать над сушей и морями» — это выражение
философа Аристотеля, несомненно, касалось Александра — его бывшего ученика,
которому он прививал идеи гуманизма и справедливости. Как, кстати, и другое его
высказывание: «Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но
зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости.
Действительно, нет ничего более страшного (ужаснее, уродливые) вооруженной
несправедливости». Мечта Аристотеля, как педагога, воспитать справедливого
монарха, который своими мудрыми делами и законами должен способствовать
процветанию Греко-Македонского государства, также оказалась невыполнимой.
Сразу же
после загадочной смерти Александра Македонского в Вавилоне, его огромная
империя, которая простиралась от Дуная до Инда, для создания которой он
растратил невероятное количество средств и потерял множество человеческих
жизней, развалилась на отдельные сатрапии.
Еще в
течение сорока лет шли ожесточенные кровавые междоусобные войны между его
военачальниками-сатрапами, и империя, образовавшаяся во время восточных походов
их кумира-предводителя, исчезла без следа.
Итак,
"гордиев узел" — это не "крепкий орешек", который при
определенных усилиях можно расколоть. Это философский символ слишком сложного
узла самых разных проблем военного, политического, экономического, религиозного,
этно-культурного, социального, философского и психологического характера, который
никому в мире не было и не будет под силу решить силовыми методами. [1] Грин Питер. Александр Македонский. Царь
четырёх сторон света. – Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Изд-во
Центрполиграф, 2003. – 301 с. [2] Мифологический словарь: Кн. для учителя /
М. Н. Ботвинник, Б. М. Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Селецкий – 4-е изд., испр.
и перераб. – М.: Изд-во “Просвещение”, 1985. – 176 с. [3] Хрестоматия по истории древнего мира:
Пособие для учителя /Сост. Е. А. Черкасова. – М: Просвещение, 1991. – 288 с.