Государственные и муниципальные финансы Эссе Экономические науки

Эссе на тему Актуальные вопросы управления фондом национального благосостояния в условиях длительной макроэкономической нестабильности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Актуальные вопросы управления Фондом национального благосостояния в условиях длительной макроэкономической нестабильности
Учитывая условия нестабильной геополитической обстановки в мире, снижение нефтегазовых доходов, неустойчивость государственной финансово-кредитной системы, одним из главных инструментов в борьбе с кризисом можно считать суверенные фонды. Особую актуальность приобретают вопросы обоснованного и грамотного использования в долгосрочной перспективе средств Фонда национального благосостояния, под которым в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ ст.96.10 понимается определенная часть средств федерального бюджета страны, которая подлежит учету и управлению в целях обеспечения пенсионных накоплений людей в России, а также обеспечения сбалансированности и покрытия дефицита, как бюджета Пенсионного фонда России, так и федерального бюджета [1, с. 139]. Основные средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) считаются резервом государства нашей страны. Они чаще всего используются на софинансирование различных пенсионных накоплений и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда России. Общий объем средств данного фонда, который направляется на указанные цели, прежде всего, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год, а также на плановый период.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» [1, ст. 96.10]. Средства фонда формируются за счет доходов, полученных от управления средствами фонда и дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, если объем средств Резервного фонда достигает нормативного значения. Семь процентов средств Фонда национального благосостояния на основании отдельных решений Правительства РФ может размещаться на депозитах Внешэкономбанка. «Для финансирования инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством РФ, десять процентов средств фонда может размещаться в российских кредитных организациях, объем собственных средств, которых составляет не менее 100 млрд. рублей, на субординированных депозитах либо в субординированные облигации данных кредитных организаций» [1, ст. 96.10].
Макроэкономическая политика в условиях возрастающей глобализации мирового рынка для стран-экспортеров нефти имеет специфические трудности, связанные с «Голландской болезнью», которая заключается снижении конкурентоспособности национальной валюты, росте инфляции, колебаниями доходов государственного бюджета, а так же невосполнимостью и ограниченностью природных ресурсов. Ряд существующих проблем требует рационализации, как расходов, так и поступающих доходов бюджета в долгосрочном периоде. Соответственно, политика государства должна быть направлена на создание, так называемой «подушки безопасности», которая бы сглаживала последствия колебаний экономической конъюнктуры.
Таким образом, в 2004 году в Российской Федерации был создан Стабилизационный фонд, который формировался из остатков профицита федерального бюджета и налогов от реализации нефти на мировом рынке. В связи с проблемой старения населения в Российской Федерации и накоплением капитала в 2008 году Стабилизационный фонд преобразовали в Резервный и Фонд национального благосостояния. Целью Фонда национального благосостояния является как раз гарантия софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации [1, с. 56].
Фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета, в которые входят налоги на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, на газ природный, на товары, выработанные из нефти, за исключением нефтегазового трансферта. После достижения Резервного фонда 10% от планируемого ВВП страны, активы поступают в Фонд национального благосостояния, которые впоследствии могут вкладываться в долговые ценные бумаги иностранных государств в размере 100%, долговые обязательства юридических лиц в размере, не превышающем 30%, депозиты в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» не более 40% и тд. [1, с 57]
В связи с нарастающими недовольствами населения и специалистов в сфере финансов из-за долгосрочных вкладов Фонда национального благосостояния в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ» 2012 – 2014 гг. впервые был поставлен вопрос о возможности использования 50% средств Фонда национального благосостояния на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов с ограниченным сроком действия [2]. Экономика РФ в 2012 – 2014 гг. была относительно стабильной и годовая инфляция не превышала 7%, поэтому средства Фонда национального благосостояния следовало использовать на приоритетные направления, а не хранить в иностранной валюте и в долговых ценных бумагах, доходность которых не превышает 1% в год. Дилемма использования средств Фонда национального благосостояния основана на нерациональном размещении денежных ресурсов в период экономического кризиса. Кризис конца 2014 – 2015 годов почти в два раза понизил покупательную способность рубля при этом в соответствии с «антикризисным планом» Правительства РФ 38 433,9 млн рублей размещаются на субординированный депозит в Газпромбанке в целях софинансирования инфраструктурных проектов.

 

Коэффициент демографического старения населения в 2015 году составил 19,87%, что говорит об очень высоком уровне старости в стране по шкале Ж.Боже – Гранье – Э.Россета, помимо всего коэффициент имеет тенденцию к росту. Нерациональное использование активов Фонда национального благосостояния может привести к невозможности покрытия дефицита Пенсионного фонда, поэтому на современном этапе следует максимально возможно сохранить имеющиеся средства для обеспечения стабильности социальной поддержки граждан пенсионного возраста, инвалидов, военнослужащих и тд. Проблема старения населения является, и будет являться крайне актуальной для Российской Федерации. В дальнейшем можно будет вернуться к данному варианту использования средств Фонда национального благосостояния, но при условии преодоления экономического финансового кризиса, стабильности национальной валюты и приемлемого уровня инфляции.
Экономика любого государства должна обладать определенным запасом прочности, который в тяжелых кризисных условиях является гарантом стабильного функционирования различных экономических процессов. Так как особенностью российской экономики является ее экспертно – сырьевая направленность, то объективно полагать, что наибольший удельный вес среди доходных источников федерального бюджета занимают доходы от реализации полезных ископаемых (цветные металлы, углеводородное сырье и другое). В связи с этим перед Правительством РФ возникли вопросы, связанные с использованием данных доходов. Их суть заключалась в следующем:
1. Формирование механизма перераспределения существующих доходов от реализации имеющихся природных ресурсов между настоящим и будущим периодом, когда полезные ископаемые в стране будут исчерпаны;
2. Гарантированность сохранения полученных доходов для будущих поколений;
3. Стабилизация кризисных явлений при резких колебаниях рыночных цен на полезные ископаемые. Для решения перечисленных задач Правительством РФ в 2004 году было решено создать сберегательный, или стабилизационный фонд, который использовался бы в целях стабилизации экономики. Стабилизационный фонд представлял собой часть средств федерального бюджета, которая образовывалась за счет превышения цены за полезные ресурсы над их базисной ценой. Учет данных средств осуществляется обособленно, так же как и их управление, а использование направлено на реализацию сбалансированности федерального бюджета в случае снижения цены на полезные ископаемы ниже базового уровня. Таким образом, механизм стабилизационного фонда заключался в том, что если цена за нефть была ниже базовой, то денежные средства из данного фонда направлялись на покрытие дефицита бюджета.
А в случае превышения цены – средства могли бы использоваться на иные цели, к примеру, для осуществления каких либо новых инвестиционных проектов. Однако в законодательстве основные принципы формирования данного фонда и направления для использования его средств – прописаны были не четко и не полно. Вместе с тем благоприятная конъюнктура на мировых финансовых рынках, стабильный рост цены на нефть, по сравнению с бюджетными прогнозами, проведение налоговой реформы, результатом которой стало повышение ставок на экспорт нефти с августа 2004 г. привели к тому, что установленные критерии формирования Стабилизационного фонда перестали отвечать ситуации сложившейся в национальной экономике. В результате чего предельный объем Стабилизационного фонда был превышен в несколько раз, и к январю 2008 г. составил почти 4 трлн. руб.
Современный мир находится в постоянном развитии и поэтому не отличается стабильностью. К тому же экономические и финансовые кризисы происходят часто и неожиданно, последствия которых становятся всё масштабней и разрушительней. Поэтому все страны подвержены многочисленным рискам и для обеспечения своей безопасности откладывают средства на «чёрный день» в виде финансовых резервов. Раньше для обеспечения этой задачи в России функционировал Стабилизационный фонд, а 1 февраля 2008 г. он был разделён на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд – это специальный фонд, используемый для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и / или для государственных нужд в долгосрочной перспективе. Основное назначение Резервного фонда заключалось в обеспечении макроэкономической стабильности в периоды экономического спада.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы