Государственное управление во внешнеполитической деятельности Эссе Гуманитарные науки

Эссе на тему 1. Важнейшие задачи в области современной геополитики — Государственное управление во внешнеполитической деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования дискурса как геополитической составляющей информационного противоборства 5
1.1 Государственное управление во внешнеполитической деятельности России 5
1.2 Национальные интересы как геополитическая категория в условиях формирования эффективной системы информационного противоборства 13
Глава 2 Основные геополитические задачи России в современной внешнеполитической ситуации 19
2.1 Политика ядерного сдерживания России и геополитические последствия 19
2.2. Глобальные вызовы и угрозы национальным интересам России в современных геополитических условиях 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40

 

  

Введение:

 

Формирование внешнеполитического курса России — одна из важнейших тем для углубленного политологического исследования. Российское государство, занимая уникальное геополитическое положение на евразийском пространстве, является активным участником международных отношений. Определение приоритетов внешней политики России на протяжении истории являлось основой формирования внешнеполитического курса страны. Исторический подход позволил выявить определенные закономерности в осуществлении российской внешней политики, которые влияют на характер, направленность, приоритетность при формировании внешнеполитического курса страны.
Объект исследования: эволюция внешней политики России в историческом ракурсе
Предмет исследования: механизм формирования внешнеполитического курса на различных исторических этапах развития страны.
Цель работы состоит в изучении генезиса формирования внешнеполитического курса России и обосновании приоритетных направлений современной внешней политики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— изучить теоретическое основы формирования внешнеполитического курса государства;
— рассмотреть российскую внешнюю политику на различных исторических этапах;
— выявить особенности внешней политики современной России;
— раскрыть механизм формирования внешнеполитического курса России;
— определить стратегические приоритеты и возможность реализации внешнеполитического курса Российской Федерации в условиях ограничений
В работе были использованы следующие методы исследования: исторический метод, метод сравнения, метод системного анализа, а также общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, описания и обобщения.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию истории внешней политики и международных отношений посвящены труды таких учёных политологов-международников как П.А. Цыганков, О.Д. Абрамова, Н. А. Власов, К.С. Гаджиев, О. И. Ивонина, И. А. Василенко, А.В Торкунов, А.Д. Богатуров, Э.Я. Баталов, Н.А. Косолапов, М.А. Хрусталёв, С.А. Проскурин, А.С. Маныкин, Э.А Поздняков, А.И. Муравых, А.А. Прохожев, С.В. Смульского, А.Д. Урсул, А.Г. Арбатов, Ю.А. Борко, О.В Буторина, Н.Ю. Кавешников, В.Г. Шемятенков, В.И. Батюк, П.Т. Подлесный, Т.А. Шаклеина, М.Л Титаренко, А.М. Васильев, В. Никонов, В.Я. Белокриницкий, В.И. Гусаров, В.В. Лопатов, Е.М. Примаков и др. И труды таких учёных историков как А.Н. Сахаров, Д. Ливен, В. Александренко, Л.М. Мордухович, Ю. Гаспарович, В.Е. Вальденберг и др. При проведении исследования были использованы многочисленные официальные документы.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы:
Россия на сегодняшний день, несмотря на частичную изоляцию от ряда развитых стран Европы и Северной Америки, все еще является крупным игроком на политической арене. Она, как наследница мировой сверхдержавы, обладает ядерным оружием, имеет влияние на ряд республик постсоветского пространства, располагает большими запасами природных ресурсов.
Учитывая, что состояние национальной экономики и демографическое положение России демонстрируют негативную динамику в условиях внешних ограничений, она всё ещё остается одним из сильных игроков на геополитической карте, имея свои собственные амбиции, тем самым, создавая в той или иной степени конкуренцию странам Запада, особенно США.
Оправившись после развала Советского Союза, Россия приняла еще один вызов. Очевидно, что санкции, предпринятые в адрес России наиболее ярко отражает противостояние России расширению НАТО на Восток. Дестабилизация ситуации на Украине, присоединение Крыма, где находится крупнейшая база Черноморского флота и является противодействием расширению НАТО. В свою очередь, НАТО даёт отпор и России. США оказывает влияние на Европу. Примером тому служит ее роль в военно- политическом блоке НАТО, политическое влияние, экономическое и культурное. Наиболее успешно США отчуждает Россию от Европы, у которых складывались отношения не первое столетие. Однако, вся Евразия является наиболее значимым континентом в экономическом, демографическом и культурном смысле, поэтому контроль над материком открывает множество перспектив для США.
Россия мешает реализации интересов США в связи с тем, что имеет собственные интересы и не желает интегрироваться в общество, где у нее будет меньше прав. Таким образом, возникает противоборство между сторонами и внешнеполитический вектор должен переориентироваться на ту область, которая уже не занята другим крупным геополитическим игроком. Именно поэтому Россия вынуждена переориентироваться на Восток. Восток всегда являлся для неё неким «внешнеполитическим резервом», к которому она обращалась в случае столкновения интересов с Западными странами. Так, к примеру, в период Советского Союза после Второй Мировой войны, когда СССР окреп, вступил в противоречие с капиталистической системой и Европа была поделена в духе Ялтинско-Потсдамской системы на сферы влияния, Советский Союз, безусловно, обратил внимание в первую очередь на страны Тихоокеанского региона и Ближнего Востока, для идеологической экспансии, а, также, в поисках геополитически выгодных позиций для противостояния НАТО.
Как было сказано раннее, Россия находится на стыке цивилизаций, с протяженными границами и исторически всегда находился в противостоянии с различными соперниками, в отличие от США, которые обладают благоприятным расположением с точки зрения обороны, изоляции от конкурентов и экономики. В связи со своим расположением и проблемой самоидентификации, Россия постоянно находится в условиях различного рода противостояний, что делает её внешнеполитический курс реакционным и нестабильным.
Тем не менее, очевидно, что наиболее тесно исторические связи России сложились с Европейским регионом и, не раз принимала участие в её делах. Отношения России с Европой представляются циклическими и вероятно, что через определенный период времени Россия опять будет включена в европейское пространство. Россия – это субъевропейский регион со значительным геополитическим весом.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования дискурса как геополитической составляющей информационного противоборства

1.1 Государственное управление во внешнеполитической деятельности России

В международно-политической науке выделяют ряд основных направлений в теории международных отношений и внешней политики.
Итак, существуют три таких основных теорий, по которым объясняются процессы, происходящие на международной арене:
Реализм. Самая старая парадигма. Берет свое начала в Древней Греции. Древнегреческий историк Фукидид одним из первых размышляет о ней в своей работе «История Пелопонесской войны в восьми книгах». Задумываясь над причинами протяжной войны между афинянами и лакедемонянами, историк обращает внимание на то, что это были сильные и преуспевающие народы, главенствующие над своими союзниками. Он пишет:
«Поскольку оба могущественных государства превратились в своего рода империи, постольку усиление одного из них как бы обрекало их на продолжение этого пути, подталкивая к стремлению подчинить себе все свое окружение, с тем, чтобы поддержать свой престиж и влияние ».
Согласно теории политического реализма, государство – это единственный серьезный тип актора в международных отношениях. Государство как высший орган власти, над которыми нет никаких инстанций, что подчеркивает роль суверенитета. Термин внешней политики тесно связан с ним. Суть международных отношений выстраивается только в соответствии с продвижением национальных интересов государств и их борьбы. Противоречие здесь играет одну из ключевых ролей . Известные представители направления: Генри Киссинджер, Эдвард Карр, Ганс Моргентау и Реймон Арон. Моргентау является наиболее заметным исследователем в данной парадигме. В его работе «Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир». Именно в ней сконцентрированы основы данной парадигмы. Именно Моргентау указывает, что государство – это главный актор в международной политике. при этом, государства находятся в анархической среде руководствуясь исключительно своими интересами по принципу «каждый сам за себя»:
«Специфика международных отношений состоит в том, что они носят анархичный характер. Каждый участник руководствуется в своих действиях прежде всего своими собственными интересами. «Национальные интересы» — главная категория теории политического реализма, основной побудительный мотив и ключевой стимул политики государства на международной арене. В международных отношениях отсутствует верховная власть, которая обладала бы монополией на легитимное насилие. Поэтому основным принципом поведения государств на мировой арене является принцип «помоги себе сам». »
Американский политолог, дипломат и эксперт в области международных отношений Генри Киссинджер также внес вклад в теорию политического реализма, в своей статье «Реалисты против идеалистов» он затрагивает проблему идеалистического взгляда на международные отношения, говоря о том, что идеализм во многом более опасен, чем реализм. Идеализм стремится к трансформации системы, что не всегда оборачивается к лучшему для людей, в то время как реалисты стремятся к равновесию. В пример он приводит политику крестовых походов, которые вызвали больше сопротивлений и страданий людей, чем государственные деятели .
Интересна позиция Эдварда Карра, также как и Киссинджера, негативно отзывающемся о идеализме, называя его утопией. Карр пишет:
«Действительно, в определенном смысле, все государства и индивиды заинтересованы в мире, порядке и сотрудничестве, несмотря на наличие противоречивых интересов. Тем не менее, попытки воплотить, казалось бы, общие для всех идеалы мира и порядка в конкретной политической ситуации превращаются в более или менее замаскированное преследование своих эгоистических интересов ».
Реймон Арон также является бесспорным лидером этого направления. Он уделял особое внимание конфликтам, как главным и естественным процессам в международных отношениях, специфика которых и состоит в том, что они «развёртываются в тени войны ».
• Либерализм. более поздняя концепция, которая по многим параметрам противоположна реализму. Данная теория значительно снижает значение государства и подчеркивает роль международных организаций и корпораций, то есть здесь очевидно, что государство – это уже не единственный актор в международных отношениях. Также, многие авторы этой парадигмы, например Кант, полагали, что государства, как и люди в целом, склонны больше не к борьбе, а к сотрудничеству . Другой видный приверженец этой теории, Джон Локк, отстаивая идею «естественных прав» обращал внимание на первичность суверенных прав граждан над суверенными правами создаваемого ими государства. Поэтому в международных отношениях государство должно отвечать интересам людей, а не преследовать свои эгоистические интересы.
Интересен взгляд Иеремия Бентама, отстаивавшего принцип демократичности в международных отношениях, полного равенства государств без какого-либо господства одного над другим. Он так же высказывал необходимость отказа от колоний и ратовал за создание универсальных международных организаций.
Адам Смит в своих работах писал о недопустимости сосредоточения в одних руках государства всей власти. В международных отношениях надо делать упор не сколько на свою военную силу, сколько на образ своей страны как мирового лидера в экономике, торговле и науке.
Одним из ведущих политиков-практиков политического либерализма в своё время был Вудро Вильсон. Он сумел создать для США образ миролюбивого и отзывчивого актора на мировой арене, оказывая помощь странам после Первой мировой войны. Эта роль гаранта послевоенного спокойствия и стабильности обеспечили США укрепление своих позиций в мире.
Единственное, что объединяет реализм и либерализм – это объяснение процессов посредством обстоятельств. Все, что происходит – это объективный процесс, который в меньшей степени зависит от воли акторов, а в большей происходит из-за объективной нужды.
• Марксизм. Здесь главными акторами выступают классы. Роль государства так же, как и в либерализме, уходит на второй план. Однако, главное отличие от либерализма в том, что конфронтации (классовые) неизбежны. Проходят они путем революции . Парадигма была сформирована Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
Маркс и Энгельс считали, войны между государствами неизбежны и полностью устранить их нельзя. При этом они не исключали возможность достижения вечного мира, но дорога к нему пролегает не через моральное совершенствование, а через революцию и классовую борьбу. Это движущая сила не только на уровне отдельного государства, но и в международных отношениях. Национальные интересы и государственный суверенитет – переходящие и второстепенные факторы.
Ленин разделял точку зрения классиков марксизма, но пополнил их новыми положениями. Ленин отрицал империалистическую политику, считая, что она непременно ведёт к кризисам и войнам. Он почти не уделяет внимание национальным интересам в международных отношениях. Это можно отметить во внешней и внутренней политике большевиков, когда большая часть их интересов была посвящена скорейшей мировой революции, сама Россия рассматривалась для них как плацдарм для ее совершения. Внутренним делам, исходя из этого, отдавалось не толь большое значение.
Марксистская теория международных отношений является неким симбиозом либеральной и реалистической парадигм. Из предшествующих двух теорий марксизм взял те аспекты, которые наиболее актуальны для эпохи к. XIX – н. XX вв.
• Конструктивизм. Наиболее новая концепция, которая совмещает в себе признаки реализма и либерализма, однако имеет совершенно иной подход в объяснении причин происходящего: конструктивисты считают, что все процессы – это не объективное явление, а субъективное. Решение все же зависит от элит. Оно может быть правильным или нет, но условия на международной арене формируются исключительно благодаря им . Наиболее яркими представителями данной теории являются С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций» и Ф. Фукуяма «Конец истории».
Макротеории носят обобщающий характер, и они лишены многих деталей. Теории же среднего уровня уже подробнее рассматривают не целую картину внешнеполитической жизни, а ее аспекты.
Необходимо так же определить теоретические основы исследования Внешнеполитической деятельности государства (ВПДГ). Кондратов А.И. в данном случае сначала определяет генезис внешней политики (ВП) и международных отношений (МО) в целом, полагая, что они связаны и международные отношения существуют благодаря внешнеполитической деятельности государств. Он пишет: «суть этого взаимодействия – удовлетворение интересов государств путем осуществления им внешнеполитической деятельности .» в теории международных отношений все концентрируется вокруг внешней политики: объектом изучения здесь является внешняя политика, а ее предметом – знания о закономерностях, механизмах и взаимосвязях внешней политики.
В этой связи, необходимо дать определение термину «внешняя политика». Существует множество определений, на наш взгляд, актуальна эта дефиниция: Внешняя политика – это система внешнеполитических взглядов, отношений и внешнеполитической деятельности, осуществляемой социально-политическими институтами государства и общества.
Существует несколько свойств, отражающих сущность внешнеполитической деятельности государства:
• Реализация интересов государства в нескольких сферах, а не в одной. В этой связи возрастает и ответственность государство перед международным сообществом, как с точки зрения права, так и с точки зрения морали.
• Внешнеполитическая деятельность государства реализует свои интересы в соответствии с имеющимися у государства ресурсами и достижении цели различными способами в официальной или неофициальной форме.
• Неофициальная сфера чаще всего связна с действиями государств, которые противоречат международному праву и договорам. Ялтинско-Потсдамская система, которую еще называют «биполярный мир». Явление, когда миропорядок был разделен между двумя сверхдержавами: СССР и США. Система характеризуется отсутствием договоренностей по многим важным вопросам такие как.
• Итак, на базе вышесказанного представляется широкий спектр интересов для внешнеполитической деятельности. Государства могут сотрудничать, враждовать и балансировать свои силы .
Так же, для внешнеполитической деятельности свойственны некоторые отличительные признаки:
• Внешнеполитический интерес. Все, что так или иначе влияет на внутреннюю политику государства. Это может быть борьба с терроризмом, выгодные условия для сотрудничества с зарубежными соседями, поиск союзников и тд.
• Внешние объекты деятельности – конкретная цель, которую преследует государство.
• Внешняя среда. Иными словами, это поле для внешнеполитической деятельности государства .
Структура внешнеполитической деятельности государства.
Как было сказано ранее, в теории международных отношений внешняя политика занимает роль объекта. И здесь необходимо выделить субъект и объект непосредственно самой внешней политики.
Субъект.
Здесь субъектом выступает государство. Все же, это основной игрок на политической арене и различные негосударственные структуры выступают здесь лишь как представители субъекта, то есть государства. Помимо организаций представителем субъекта могут быть и определенные лица. Зачастую, это представители внешнеполитический ведомств, таких как министерство иностранных дел, государственный департамент и тд.
Объект.
Существует 2 типа объектов во внешнеполитической деятельности государства:
Общие. К ним относятся другие государства их объекты, связанные с жизнедеятельностью и функционированием.
Частные. К ним относятся лидеры, организации, отрасли и тд. В целом, и из субъекта, и объекта видно, насколько подчеркнута роль государства. Оно имеет некий обобщенный характер, представляющую собой совокупность всех интересов, заключенных в нем.
Цели
Это субъективная категория, отвечающая за реализацию интересов. Здесь интересы выступают не обязательно как объективная и потребностная категория.
Задачи
Делятся на две группы:
• В отношении политических акторов – конструктивные и деструктивные. Например, можно инвестировать экономику определенного государства, а можно устраивать в отношении него диверсии.
• Обеспечение внешнеполитического процесса и аппарата внешнеполитической деятельности. Здесь действие больше направлено не на другого актора, а на сам механизм реализации внешнеполитической деятельности государства.
Так же у внешнеполитической деятельности государства есть определенные направления. Направление внешнеполитической деятельности государства представляет собой определенный интерес актора (государства) во внешнеполитическом курсе.
Существует классификация внешнеполитической деятельности по следующим основаниям:
• По объекту. Деятельность в отношении определенных государств, блоков стран, союз, организаций и тд.
• По территории. Деятельность связанная с территориями различных и акторов и реализация там своих интересов (разработка ресурсов, военные базы и пр.)
• По внешнему проявлению деятельности. Касается того, как оглашает государство свои действия или оглашает ли оно их вообще. Происходят ли они официально или нет. К примеру, в период войны США войны во Вьетнаме, советское правительство посылало своих специалистов во Вьетнам для обучения арий противостоящих США. Делалось это не официально. СССР в тот период ничего не оглашал официально.
• По используемым средствам. То, какими средствами достигаются цели, поставленные во внешнеполитической деятельности государства. Это может быть дипломатия, экономическое воздействие, военное воздействие и прочее. Так, в 2014 году в адрес России были введены экономические санкции со стороны Евросоюза и США. Основным мотивом было непризнание присоединение Крыма в состав Российской Федерации и требование вернуть его назад.
• По отраслям. Экономическая, военная, научная и тд. Это касается в частности сотрудничества. Например: совместные учения НАТО и его сотрудников.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы