Философия и методология социальных наук Эссе Гуманитарные науки

Эссе на тему 1. Проблема метода в философии науки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Проблема метода в философии науки Проблема метода всегда существовала, и касается это
практически любого предмета. В данном случае речь пойдет о проблеме метода в
философии науки, о том, какие философские направления и каким образом решали
этот вопрос.

Прежде всего определим основные термины.

Под философией науки мы понимаем специальную философскую
дисциплину, предметом которой является структура и развитие научного знания, «область
прикладной философии, предметом которой является общая структура, закономерности
функционирования и развития науки как системы научного знания, когнитивной
деятельности, социального института, основы инновационной системы современного
общества».

То есть предметом философии науки является собственно
научное знание, наиболее универсальные принципы мышления, методы
исследовательской деятельности, рассматриваемые в их историческом развитии, в
социокультурном контексте.

Метод в философии — это система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического
освоения действительности. Метод как средство познания является способом
воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Философские методы, в отличие
от узконаучных, являются универсальными.

Проблема метода в философии науки развивается вместе с
наукой, основываясь на ее уровне. Собственно, в рамках философии наука была
описана еще в трудах Платона и Аристотеля, на выделение философии науки в
особую область повлияла разработка философских проблем науки в философии Нового
времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Д. Дидро, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель,
И.Г. Фихте).

Сам термин «философия науки» впервые был введен Е.
Дюрингом в работе «Логика и философия науки» (1878), где он попытался
разработать логику познания с опорой на достижения науки, представить философию
науки как существенное расширение сферы логики. Попытка не была удачной, и
подверглась критике.

Ф. Бэкон (критицизм и эмпиризм) в трактате «Новый
Органон» предложил свое понимание задач науки и научной индукции. Метод Бэкона,
которого называют основателем эмпиризма, опирается на чувства, предметом
философии является постигаемая чувствами реальность – «нет ничего в разуме, что
бы до этого не прошли чувства». Однако исходным пунктом его метода является
опыт, опирающийся на эксперимент. Логика для него является орудием познания, а
рабочим методом логики – индукция.

Р. Декарт (рационализм и дуалистическая метафизика) в
«Началах философии» наиболее полно изложил свои воззрения – «никогда не
принимать за истинное начало, что я не познал бы таковым с
очевидностью…включать в свои суждения только то, что не дает мне повода
подвергать его сомнению». Основание метода он видит в самом разуме, «мыслю,
значит, существую». Главным средством познания должна стать математика.
Центральное понятие рационалистической метафизики, субстанцию, Декарт делит на
духовную и материальную, дуализм которых позволяет ему создать
материалистическую физику и идеалистическую психологию.

Ф. Бэкон и Р. Декарт сформулировали методы и положения двух крупнейших
течений в европейской философии XVII века: эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) и
рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Развитие математики,
физики, химии стало следующим шагом в развитии методов философии науки, и
связано с возникновением в 30-40 годах XIX века такого направления, как
позитивизм, получившего обоснование в трудах
французского мыслителя О. Конта, который и ввел в философский обиход
этот термин. О. Конт исходил из «позитивного», то
есть из данного, фактического и несомненного, что является естественным
ограничителем исследования, а метафизические объяснения объявляет практически
бесполезными. Знание может быть получено

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы