Другое на тему Жанровое своеобразие интервью в программах о путешествиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ 6
1.1.Теоретические особенности понятия жанра интервью в журналистике 6
1.2. Особенности подготовки интервью в современной журналистике 29
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ В ПРОГРАММАХ О ПУТЕШЕСТВИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ 66
2.1. Характеристика жанрового своеобразия интервью в передачах о путешествиях 66
2.2. Анализ материалов из цикла Познера и Урганта «В поисках Дон Кихота» 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 101
Введение:
Актуальность обусловлена тем, что система современных жанров трансформируется.
Принято называть жанром постоянные формы или тип журналист-ской работы, который сочетается с аналогичным содержанием и формаль-ными характеристиками.
Журналистика установила жанровую систему. Однако это не означа-ет, что эта система не совершенствуется.
Новые жанры появляются или синтезируются на разных этапах раз-вития журналистики. Причина в том, что журналист хочет сказать зрите-лю, что проблема самая глубокая и самая разнообразная.
Основной причиной развития жанра является смена категории авто-ра-продюсера речи, то есть рассказчика.
Практика домашнего телевидения убеждает нас в том, что зарожде-ние и развитие, появление новых и смерть старых жанров является исто-рически необходимым процессом. Мы являемся свидетелями новейших жанровых форм, которые не могут найти аналогий не только в газетах или на радио, но и на четырех телевизорах прошлого.
В контексте информационного рынка растет конкуренция со стороны средств массовой информации, и резко возрастают требования к журнали-стам как профессионалам. Журналист должен уметь выбирать факты, определять их отношения, прогнозировать, представлять концепции, со-бирать и обрабатывать эмпирические материалы, анализировать.
В этом случае журналистика будет проще и лучше, если вы будете следовать требованиям выбранного жанра.
Журналисту важно не только создать интересный материал, но и со-блюсти при этом ряд определенных правил. Это необходимо, во-первых, в
рамках профессионального общения самих журналистов, чтобы глубже проникнуть в суть отображаемого явления и эффективно осветить его.
Гипотеза: оптимальное сочетание профессионализма и личности ин-тервьюера, определение цели каждой программы и содержательной сто-роной вопроса — необходимые условия успешности цикла Познера и Ур-ганта «В поисках Дон Кихота»
Цель исследования: изучить жанровое своеобразие интервью в про-граммах о путешествиях и раскрыть специфику ¬работы журналиста-интервьюера ¬на современном телевидении.
Задачи исследования:
— ознакомиться с понятием жанра в журналистике.
— рассмотреть жанровое своеобразие интервью в современной жур-налистике
— охарактеризовать жанровое своеобразие интервью в передачах о путешествиях
— провести анализ материалов цикла Познера и Урганта «В поисках Дон Кихота»
Объект исследования: своеобразие жанра интервью на современном телевидении.
Предмет исследования: работа журналиста интервьюера в про-грамме цикла Познера и Урганта «В поисках Дон Кихота»
Теоретическую базу исследования составили труды по основам журналистики Е. П. Прохорова «Введение в теорию журналистики», Цви-ка В.Л. «Введение в журналистику», Лазутиной Г. В. и Распоповой С. С. «Жанры журналистского творчества», Кима М. Н. «Жанры современной журналистики», Тертычного А.А. «Жанры периодической печати», Воро-шилова В. В. «Журналистика», Ильченко, С. Н. «Интервью в журналисти-ке: как это делается», Юровского А., Цвика В., Кузнецова Г. «Телевизи-онная журналистика» и других исследователей.
Методы исследования: спектр используемых методов исследования
достаточно широк от эмпирических (наблюдение, интервью с экспертами) до
аналитических (анализ и синтез, сравнительно-сопоставительный анализ, контент анализ, а также анализ контента телевизионной программы).
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе комплексного анализа материалов цикла Познера и Урганта «В поисках Дон Кихота» проблема о подходах к интервью исследуется впервые.
Степень научной разработанности темы касательно интервью на телевидении можно определить как недостаточно полную. Практика тако-го рода интервью широко распространились в журналистике в конце 1980-х — начале 1990-х годов, в период правления Горбачева, когда част-ное мнение стало ценится обществом и вызывать интерес с его стороны. Однако в последнее время интерес к данной теме снизился.
Практическая значимость работы заключается в том, что полу-ченные результаты могут применяться в практической деятельности жур-налистов и интервьюеров в СМИ, при обучении студентов факультетов
журналистики и учащихся смежных коммуникативных специально-стей, а также индивидуально — для разработки авторских моделей интер-вью самими журналистами.
Структура исследования: работа состоит из введения, основной ча-сти, заключения и списка литературы.
Заключение:
Российское развлекательное телевидение многожанрово. Жанр теле-визионных путешествий — один из популярных жанров. Западная журна-листика для этой формы активно использует определение «журналистика путешествий», . Предоставление туристической информации в контексте географии, туризма, истории, культуры и обычаев.
Мы считаем оправданным использование этого определения в со-временных российских программах в этой области.
Журналистика путешествий — это вежливый и жанровый, всеобъем-лющий способ, основанный на конкретном курсе мысли, описании, анали-зе и информации, связанной с туризмом, и, следовательно, аудитории, ко-торой эта тема уделяет должное внимание.
Поэтому журналистику путешествий можно понимать как широкую специализацию, которая включает в себя историю, географию, искусство, гастрономию, этнографию, Диапазон задач журналистики туризма, от об-разования до бизнеса, от анализа до развлечения, также широк.
Хотя некоторые публикации, приписываемые «путешествиям», реги-стрируются вторичными источниками, настоящую журналистику по путе-шествиям можно отнести к категории региональной географии с познава-тельным интересом, основанной прежде всего на личных впечатлениях.
Это означает, что «путешествие» — это гибрид паспортов и популяр-ной географии, история истории, географии, этнографии, культуры и га-строномии в увлекательной форме; кроме того, «присутствие автора» тре-буется не только в эссе или журнале, но также в рецензии или рекоменда-ции, где информация всегда лучше из первых уст.
Благодаря своей специфике и «синтезу» туристическая журналистика может допускать различные формы жанрового дизайна.
Это путевое сочинение, путевые заметки и дневник, как путевое сочи-нение, которое похоже на стенограммы, рецензии и рекомендации (как в случае с журналистикой путешествий, аналитическими материалами, ос-новной целью которых является полезная информация).
В то же время многие туристические материалы являются частью синтетического жанра — эссе с элементами разговора, протоколами анали-за,
Сегодня, когда средства массовой информации испытывают процес-сы умирания, рождения и ассоциации различных жанров, видов и форм, некоторые журналистские материалы трудно распознать по жанрам.
Современная туристическая журналистика является живым приме-ром такой тенденции — в общем, это гибрид жанров, и невозможно четко различить разные формы.
На телевидении современные программы путешествий сочетают в се-бе элементы документального фильма, образовательной программы, раз-влекательной дискуссии, реалити-шоу, сериалов и коммерческого контен-та.
«Трэвел» как направление — в виде путевых записок в сочетании с практической информацией, со страноведением и даже с беллетристикой появился очень давно.
Travel-журналистика, имеющая жанровое своеобразие, оказывает влияние в отношении процессов глобализации. Ею формируется у ауди-тории определенная картина мира, с изменением представлений о культу-рах, разрушается принятая стереотипизация знаний.
Роль travel-журналиста состоит в том, чтобы трансформировать опыт, открывать новые места для путешествий и передавать аудитории информацию об их особенностях.
В 2017 году создан новый совместный Владимиром Познером и Иваном Ургантом travel-журналистский проект под названием «В поисках Дон Кихота».
Это 8-серийный фильм-путешествие по Испании, премьера которого
состоялась в январе 2017 года на «Первом канале».
Владимир Познер и Иван Ургант не только путешествовали по пред-полагаемому маршруту легендарного идальго, но и прошли шуточный обряд рыцарского посвящения и попытались разобраться, кто такие ис-панцы.
«В поисках Дон Кихота» – познавательная передача о путешествиях, которая пользуется большой популярностью среди телезрителей.
Ведущие проекта Иван Ургант и Владимир Познер ездят по миру и рассказывают о своих впечатлениях, делятся интересными фактами и берут интервью у местных жителей.
Таким образом, можем отметить, что данная программа о путеше-ствии представляет упоминание географических, исторических фактов, опирается на метод интервьюирования местных жителей и других собесед-ников, составляя основу данной программы.
Непосредственными участниками программы часто являются мест-ные жители, эксперты или информаторы в форме важных действующих лиц, которые помогают понять план программы.
В развлекательном режиме программа предполагает, что зритель является «другом», с которым мы можем иметь дело.
Для ведущего зрителя есть развлечения и свободное время, но есть много зрелищ: кулинарные туры, игры, реалити-шоу.
Акцент делается на то, что обычный человек веселится.
Важное место в этой программе занимает юмор как один из способов подчеркнуть и противопоставить «мы» / «другие».
В этом помогает и метод интервьюирования собеседников, которые показывают достаточно искреннее отношение и непосредственный житей-ский юмор, что позволяет придать программе особый колорит.
Структура термина «путешествия» основана на принципе контраста, поэтому туристическая журналистика создавалась в форме поиска проти-воречий разных социокультурных категорий.
Таким образом, отношения «мы вторые» часто показывают первен-ство одних перед другими, таких как более развитая цивилизация и «от-сталая» культура стран третьего мира.
Потребительский режим программы — зритель как «потребитель». Это означает, что коммуникационная цель программы — это предполагае-мое желание официанта вдохновить зрителя на поездку, то есть с удоволь-ствием предоставить ему информацию о цели.
Программа Consumer Mode для рекламных руководств по использо-ванию: отображает красоту ландшафта, предлагает советы по развлечени-ям, кулинарии, развлечениям и другую туристическую информацию.
Эта программа путешествий, в потребительском режиме, смотрит на зрителя как на потребителя туристических услуг.
Эта программа ясно показывает, что программа путешествий являет-ся живым выражением журналистики путешествий, которая является ги-бридом жанров.
Географическое вещание исторически связано с документальными фильмами, путевками и учебными фильмами и лекциями. В учебной про-грамме, отражающей особенности современного телевизионного жанра, мы видим сочетание документального, образовательного, развлекательно-го, лекционного, реалити-шоу, телевизионных шоу и рекламы.
Также можно ее идентифицировать и как социологический опрос, ме-тодом интервью, как вида сбора общественного мнения о каких-либо зна-чимых фактах или ситуациях. Ведущие программы имеют определенное количество поездок, привлекательность для посетителей, новое направле-ние и, в то же время, важную роль для творческих, иногда играемых, навыков ведущих — в качестве руководства к позитивной информации и доброй воле, которые отвечают за аудиовизуальное удовлетворение про-граммы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
1.1. Теоретические особенности понятия жанра интервью в журналистике
В настоящий момент интервью — один из наиболее динамично разви-вающихся жанров, принимающий разнообразные формы, что привело к появлению новых разновидностей̆ этого жанра.
Значимость влияния интервью диктуется, огромным интересом к личностным суждениям и оценкам, использованием прямой̆ речи собесед-ника для эквивалентности репортажной̆ информации.
«Жанр» как определенное понятие сегодня встречается в различных формах творчества, которые представляют собой особую универсальную жанровую систему, весьма разнообразную и разделенную.
Сложнейшая классификация определена контекстом действительно-сти и формой ее отображения в рамках каждого жанра.
Жанр — (франц. genre) (в искусстве) — исторически обоснованное внутреннее разделение во всех видах искусства; Тип произведения искус-ства в блоке конкретных свойств его формы и содержания.
В понятие »жанр» включены черты, характерные огромной группе произведений различных эпох, нации или мирового искусства вообще.
Каждый вид искусства имеет систему жанров, которая слагается по-своему. Наиболее распространенное и наиболее полное определение тер-мина «жанр» дается в научной работе Г.В. Лазутиной и С.С. Распоповой: «Жанр представляет собой исторически сложившийся тип того или иного духовного творчества благодаря объективному объективному разнообра-зию реальности, различные потребности компании и ресурсы хранения
подходит для показа соответствующего предмета и удовлетворения адек-ватной потребности».
Таким образом, исследователи делают вывод от том, что сегодняш-ний этап развития журналистики определяет шесть видов журналистского творчества:
· новостная журналистика;
· проблемно-аналитическая журналистика;
· смеховая журналистика;
· культурно-просветительская журналистика;
· интерактивная журналистика.
Жанровая классификация в настоящее время встречается во многих видах творчества, например, в литературе и музыке, в научной ра-боте, в живописи и т. Д. В связи с тем, что предметом исследования являет-ся интервью-портрет, в работе будет рассмотрен жанровый строй в жур-налистике.
Разделение журналистов создает то, как вид творческой деятельности жанра в основном обусловлен обстоятельствами. Определение степени общественного интереса к разнообразию социальных реалий, как решать журналистику, как решать проблемы; Разнообразие функциональной журналистики и избыточная реактивность почты от моделей к журналист-скому творчеству определяют его лабильность.
В журналистике и сегодня нет единой жанровой дифференциации. Лингвисты предлагают широкий спектр способов классификации журна-листики на жанры, и какой из них верен, установить затруднительно. С развитием журналистского творчества границы различий в жанровых ма-териалах стираются, рассеивая существующие
жанры, которые кажутся новыми, поэтому это не всегда возможно
определить жанр любого материала.
Академики Д.С., Лихачев и М.М. Бахтины едины в том, что система
жанры постоянно обновляются на каждом новом этапе развития ис-тории. Это подтверждает М. Н. Ким, напоминая об изменениях жанровой системы, которые произошли в 90-х годах прошлого века. XX век. Этот период характеризуется трансформацией жанра, разрушением традици-онных взглядов на жанр, появлением новых жанров. Мышление парадиг-мы также было предметом изменений, так как были необходимы новые подходы для представления информации. На смену одной идеологии при-шло много мнений. Жанр журналистики изменился, появились диалоги, основанные на интервью, опросах и дискуссиях.
Современные ученые делятся журналистикой на информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Эту классифи-кацию разделяет А.А. Тертычный, В.В. Смирнов и М.Н. Ким Иногда клас-сификация включает в себя жанр, который включает в себя игры, ток-шоу и реалити-шоу. Жанры и жанры жанровые жанры и жанры. Современная журналистика определяет доступ к теории жанров и жанровой классифи-кации. В статье рассматривается традиционная классификация жанровых групп, предложенная А.А. Тертичный в книге «Периодическая печать жанров».
Исследователь выделяет познавательную (новостную), аналитиче-скую и художественно-публицистическую группы жанров.
1. Информационные (новостные): Предмет — событие, новость. Этот жанр включает в себя заметку, корреспонденцию, отчет, репортаж, интервью.
Цель жанра — своевременно зафиксировать внешние параметры: факты, события. Методы – репродуктивно-фактологический (повтор, сфо-тографировать факт).
Особенности формы подачи материала — мягкая и жесткая новость.
Информационная публицистика характеризуется интересом к еди-ничному факту и определенному событию. Констатация свершившегося факта – основной метод данного жанра.
Жанром информационной публицистики может быть: заметка, текст, опубликованный в газете, озвученный на радио, интервью; событийный репортаж, который имеет специфические черты в каждом из родов журна-листики.
2. Аналитические: Предмет: состояние, процесс в контексте пробле-мы (статья, рецензия, открытый лист, эссе, отчет). Целью этого жанра яв-ляется проведение анализа на основе реальности. Основным методом явля-ется комментирование или интерпретация. Характеристики формы — пол-ное уважение к жанру. Аналитическая журналистика выявляет причинно-следственные связи между явлениями, дает им социально-политические оценки и отвечает на вопросы: как? Почему? с какой целью? Реальность и событие, следовательно, являются не только объектом, но и целью. Факты становятся средством подтверждения позиции журналиста, аргументами в цепочке доказательств, которые он обвиняет. Жанры аналитической жур-налистики включают проблемные статьи в прессе, сообщения о проблемах, переписку, интервью, комментарии, репортажи в СМИ, радио и телевиде-ние.
3. Художественно – публицистические жанры включают в себя че-ловека, событие, факт во времени и пространстве (зарисовка, очерк, сати-рические произведения).
Цель этого жанра – оперативно зафиксировать внешние параметры, факты (события) на основе анализа действительности .
Основной метод жанра это типизация с выбором ситуации показа-тельного характера.
Особенности формы — использование образности. Эти жанры включают в себя зарисовку, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.
Однако некоторые лингвисты предлагают более сложную классифи-кацию.
Итак, С.М. Гуревич распространяет журналистские материалы в но-востных жанрах, жанрах диалога, ситуационно-аналитических, эпистоляр-ных, сатирических и художественно-публицистических. Л.Е. Кройчик предлагает выделить такие жанры как эксплуатационные отчеты, исследо-вательские отчеты, исследования и исследования.
Несмотря на многочисленные классовые деления жанрового деления, авторы объединяются в одном — значении этой концепции.
Правильный и грамотный выбор жанра обеспечивает работу над ма-териалом, выбор фактов, интерпретацию явлений. Содержание, докумен-тальное содержание и авторские цели определяют проблему, направление, значимость и значимость публичного исполнения, его форму, т. Е. Жанр.
Журналистские жанры можно разделить по целям воздействия на аудиторию, широте освещения реальности, выразительно-изобразительным средствам, глубине анализа и широте обобщений. В данной работе используется самое общее и распространенное жанровое деление. В трудах В. В. Ворошилова они подразделяются на три вида – информационные, аналитические и художественно-публицистические.
Журналистика на протяжении долгого времени стремительно разви-валась как профессия и наука в целом. Появилась необходимость препод-носить информацию аудитории разными способами, чтобы максимально полно донести весь смысл изложения. Для информационной новости и анонса предстоящей киноновинки требуется разная подача, как и для срочной новости о пожаре или же деловой пресс-конференции.
Здесь важны не только средства передачи информации, но соответ-ствующие инструменты для отображения предмета.
В зависимости от цели, которую вы преследуете – развлечь, инфор-мировать или же просветить – следует найти определенные средства, что-бы удовлетворить запросы аудитории.
А.А. Тертычный, доктор филологических наук, профессор, говоря об осуществлении журналистом творческих функций, выделяет три боль-шие группы методов познания, которые помогают понять действитель-ность: эмпирические (документальные), теоретические и художественные.
К первой группе относят методы сбора материала, а именно: беседу, интервью, работу над разными рода документами.
Вторая группа – общетеоретические методы познания (анализ, син-тез, дедукция, индукция), а также целый комплекс методов для осмысления собранного материала, которые основываются на различных общетеоре-тических принципах (описание, причинно-следственный анализ, оценка и прогнозирование).
Третья группа – это методы наглядно-образного обобщения, кото-рые основаны на приеме ассоциации, творческой фантазии, метонимии, ок-сюморона, гиперболизации или литоты.
Таким образом, исходя из вышесказанных определений предмета, функций и методов современной журналистики, можно сделать некоторые выводы о существующих в настоящее время жанрах периодической печа-ти.
Во-первых, если журналисту требуется максимально быстро и опе-ративно проинформировать свою аудиторию, ему необходимо в первую очередь уделить внимание наиболее важным событиям и явлениям. Стоит учесть базовые и актуальные потребности людей этого круга, а также сформировать у них максимально точную картину окружающей реально-сти.
Если начать исследовать действительность глубже, говорить о разъ-яснении и истолковании более подробно, правильно подбирать интерпре-тацию актуальных проблем, а также о сути и значении современных
явлений и процессов, то все вышесказанное должно рассматриваться
журналистом вместе с другими феноменами, находится во взаимосвязи с более глобальными и значимыми событиями и тенденциями общественной жизни.
Во-вторых, для того, чтобы разобраться в общественных проблемах, если они присутствуют и о них говорится в журналистских текстах, обяза-тельно стоит обратить внимание на связь между событиями, которые опи-сываются, явлениями и следствиями практического характера, а также на то, что происходит в реальной жизни. Суждения о взаимосвязи явлений, которые исследуют, формируют главную часть в публикациях, относя-щихся к аналитическим и художественно-публицистическим жанрам жур-налистики.
В-третьих, у каждого журналистского материала есть уникальное содержание и особая форма. В информационных публикациях говорится о конкретном факте, тогда как в аналитических публикациях главной со-ставляющей является мысль автора, которая имеет в себе совокупность неких фактов. Также важны эмоции самого автора. В материалах художе-ственно-публицистических жанров эмоционально-образное обобщение и художественное описание становятся определяющими качествами.
В-четвертых, по мнению А.А. Тертычного: «Во время создания тек-стов, принадлежащим разным жанрам, используются определенные опе-рации, способы, методы эмпирического познания действительности, то есть наблюдение, проработка документов, опрос, интервью, а также теоре-тические методы: сравнение, аналогия, оценка (сравнение действительности с общественными целями, нормами, идеалами), детализация (выявление и подчеркивание важных подробностей явления, процесса, ситуации), разъ-яснение (обнаружение связи с причинами, закономерностями или прове-ренными, доказанными суждениями), предсказание (выход на будущие процессы, следующие из закономерностей, причин, факторов или познан-ных тенденций)».
Автор журналистского текста часто обращается к своему читателю как к собеседнику и приводит аргументы, которые помогут ему лучше по-нять излагаемую точку зрения. Поэтому в таких текстах ставятся вопросы и, следовательно, логически вытекают ответы на них. Также выдвигаются аргументы в пользу какой-либо точки зрения и обязательно контрдоводы, для того, чтобы поделиться собственным мнением.
Конфликт в журналистском материале бывает внешний и внутрен-ний. Внешний конфликт – это столкновение между разными группами лю-дей или их борьба с неблагоприятными условиями жизни, внутренний – борьба человека с самим собой, с его противоречивыми установками. Конфликт возникает из-за того, что желания и возможности людей не сов-падают между собой. Также могут противоречить друг другу условия и требования внешней среды, а также моральные нормы.
Например, желания могут быть описаны как «желание», возможно-сти — как можно », а требования внешней среды и моральные стандарты — как« у меня есть ». «Исходя из этого, внешний конфликт — это конфликт между« желанием »разных людей,« желанием »человека и« необходимо-стью »государства и общества между« необходимостью »внешних факто-ров и« может »(или« не могу ») от людей. внешние споры: два человека просят пост премьер-министра, только один, но не хочет работать и зара-батывать, хочет получать различные выгоды от компании, а взамен ничего не дает, поэтому компания начнет бороться с ней. Я бы исследовал свой собственный путь.
Обратимся к внутреннему конфликту. Это конфликт между «хочет-ся», «могу» и «должен» одного человека. Например, я хочу приобрести яхту, но такой возможности нет из-за отсутствия средств. Вот другой при-мер: я обязан работать инженером, потому что это приносит мне доход и позволяет
кормить семью, но с самого детства была мечта стать журналистом и брать
интервью, а не ходить каждый день на предприятие.
По утверждениям психологов счастливые люди похожи друг на дру-га. У них «хочется», «могу» и «должен» всегда совпадают. У несчастливых людей все составляющие могут сформировать довольно странные сочета-ния, где конфликт появляется из-за того, что желание человека не будет совпадать с его реальными словами. В виду этого в журналистике все чаще встречаются случаи несчастливых людей, чем наоборот. Внутренне кон-фликты у них могут отсутствовать, а внешние сводятся к борьбе с ограни-чениями для самореализации, которые накладывают обстоятельства или общество.
Начинающему журналисту необходимо сформировывать представ-ление о жанровых особенностях журналистики. Это дает возможность грамотно ориентировать себя в той или иной ситуации во время создания конкретного типа текста. В данном исследовании рассматривается лич-ностное живое общение между двумя людьми, а именно, интервью.
Несмотря на непрерывное развитие жанровой системы, одним из ве-дущих жанров в СМИ остается интервью.
Своим происхождением термин «интервью» обязан английскому слову interview – беседа. В настоящее время интервью является наиболее распространенным жанром во всех видах СМИ, несмотря на расхождения в жанровой классификации. Неоднозначность в трактовке термина «интер-вью» наблюдается при сопоставлении различных определений интервью.
Приведем некоторые из них:
«Интервью (англ. interview) – жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение».
«Интервью – предназначенная для распространения в печати, по ра-дио,
телевидению беседа в форме вопросов и ответов с государственным или каким- либо другим деятелем».
«Интервью – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или
несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам, посредством обмена репликами».
«Интервью это –
· коммуникативный акт в режиме диалога, в ходе которого ин-тервьюер получает от интервьюироваемого сведения по заранее намечен-ной теме;
· жанр журналистики (помимо очерка, репортажа и др.), публи-кующий беседу (диалог) представителя СМИ на определенную тему с ком-петентным в ней лицом.
В терминологическом словаре телевидения В. В. Егорова дано сле-дующее определение интервью:
«Интервью – кино- или видеоматериал, отражающий в кадре корре-спондента, его вопросы и ответы участника событий или компетентного лица на актуальные темы. Интервью может быть передано в эфир как но-вость или войти в сообщение, репортаж, комментарий.
В этом случае оно является вспомогательной частью журналистской
работы над передачей. Интервью может быть и самостоятельным материа-лом». Если обратиться непосредственно к семантике данного слова, оно состоит из префикса inter, что означает взаимодействие, и слова view – взгляд, мнение.
Б.Н. Лозовский трактует интервью как обмен фактами, взглядами, настроением и мнением, а также беседа журналиста с кем-либо, предназна-ченная для печати, радио и телевидения.
Если рассматривать интервью именно в журналистской профессии, то оно имеет свою определенную специфику и различные подходы к тол-кованию. М.М. Лукина в «Технологии интервью» предлагает три подхода к определению слова «интервью»:
1. «Интервью – это беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим обще-ственный интерес».
2. «Интервью – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам».
3. «Интервью – предназначенная для печати (или передачи по ра-дио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом».
Исходя их этих трех определений, можно сделать вывод о том, что они расставляют акценты на разных понятиях интервью в журналистике. Интервью может выступать как метод (сбор информации) и как жанр (форма подачи информации). Можно сказать, что интервью представляет собой явление особой социальной значимости, потому что в процессе бе-седы интервьюера с интервьюируемым создается новый информационный продукт – актуальный, важный, значимый для общества.
Обратимся непосредственно к истории происхождения интервью. Еще в древности античные философы (например, Платон и Геротрод) узнавали информацию для своих научных трудов путем расспросов и непосредственной беседы. Родоначальник диалектики Сократ искал правду в споре с собеседником, обнаруживая противоречия в рассуждени-ях оппонента. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что зачатки интервью как жанра зародились еще до нашей эры.
Если говорить непосредственно об интервью, как жанре, то он начал сформировываться только к концу XIX века. Журналисты редко цитиро-вали
высказывания и мысли собеседника, ограничиваясь передачей сути беседы. В начале 1890-х годов интервью политиков, государственных деятелей и выдающихся людей начали появляться на страницах американских жур-налов и газет.
Чуть позже, к концу века, жанр начал появляться в Европе, а к тридцатым годам XX века окончательно приживается в газетах. Получение информа-ции из первых уст заинтересовало большое количество читателей, что обеспечило абсолютный успех этого жанра у публики.
В России интервью стало популярным после времен перестройки. Многие представители различных профессий с большим удовольствием начали делиться своими комментариями по поводу различных обществен-ных и политических событий. Позже появилась возможность проводить интервью дистанционно – по переписке, телефону или видеотрансляции.
Участники интервью имеют строго очерченные роли: интервьюируе-мый – это объект исследования, а интервьюер – субъект. Во время беседы информацию получает не только интервьюер. Немаловажным участником беседы непосредственно становится зритель. Обязательно стоит учесть ин-тересы аудитории, чтобы подобрать и подготовить соответствующий спи-сок вопросов. Интервью используется также в печатных СМИ и на радио.
Для того, чтобы журналист подготовился к интервью хорошо, суще-ствует несколько рекомендаций. Кроме сбора фактической информации о госте, ознакомлением с его прошлыми интервью, а также составлением во-просов для собеседника, журналист должен думать всегда наперед.
Необходимо проанализировать, какие ответы может дать собеседник на ваши вопросы и что еще можно спросить дополнительно. Иногда при подготовке к важным интервью журналист проговаривает про себя буду-щий разговор с коллегой, который выступает в роли собеседника.
Количество вопросов в арсенале у журналиста может быть разным – от десяти полностью сформулированных вопросов до названий несколь-ких тем, о которых планируется вести беседу.
Главное – уровень владения материалом. Нужно подумать над «ударным аспектом» интервью – фразами собеседника, которые наиболее ярко и «колко» прокомментируют ту или иную ситуацию.
Такие фразы могут быть провокационным утверждением, неожидан-ным выводом или захватывающей историей. Журналисту главное предста-вить не информацию, которую скажет собеседник, а его интересные мысли и высказывания, чтобы после этого постараться подвести разговор к ним и более подробно на них остановиться.
Если тема интервью недостаточно конфликта, то ее можно развивить при помощи упрека, то есть поставить собеседника в положение оправды-вающегося человека.
Для этого нужно постараться найти расхождение во взглядах и в де-ятельности интервьюируемого. Например, общественного деятеля страны можно спросить, почему он внезапно изменил свои взгляды на то или иное событие, а скандальную звезду шоу-бизнеса – почему он в своих песнях ведет пропаганду отказа от земных благ, а сам на протяжении жизни про-должает ими пользоваться.
М.М. Лукина предлагает рассмотреть три поведенческих стилистиче-ских приема, которые журналист может использовать во время беседы.
Конфронтационный стиль применяется, когда интервьюер не доверя-ет своему источнику и во всем ищет определенный подвох. Такого журна-листа можно смело назвать скептиком.
Вопросы к собеседнику часто нелицеприятные или не уличающие его в чем-то. Обычно такую тактику занимает журналист, когда хочет дойти до самой сути дела и перепроверить факты не по одному разу.
Таких репортеров, по мнению их коллег, интересует только жесткий подход к собеседнику: холодная беседа, строгость, иногда даже агрессив-ность.
В связи с таким образом «журналиста-злюки», у многих сформиро-вались неправильные взгляды на профессию в целом.
Элитарный стиль противостоит конфронтационной, соревнователь-ной стратегии. Все чувства журналиста сводятся к определенной ответ-ственности, которая защищает интересы неких социальных групп. Высту-пая в роли учителя или наставника, интервьюер может контролировать разные стороны жизни общества: политику, экономику, а также нрав-ственность.
Партнерский стиль общения отличается от двух предыдущих по причине различных подходов к представлениям журналистов об источни-ках информации.
В конфронтационном и элитарном стиле поиск информации воспри-нимается как сбор сведений об объектах действительности, где люди – это простые поставщики сведений. В партнерском подходе сбор информации происходит в процессе человеческого общения и коммуникации, а двое людей – это равноправное взаимодействие между друг другом. Такой подход требует максимальной самоотдачи автора для того, чтобы макси-мально глубоко погрузиться в мир собеседника и понять его установки, убеждения, взгляды и даже дальнейшие мотивы.
В настоящее время все чаще рождаются новые подходы в професси-ональной практике журналиста, которые основаны на принципах толе-рантности, открытости и правдивости.
В. В. Егоров выделяет следующие виды интервью в телевизионной практике:
1. Интервью о факте. Этот вид интервью представляет инфор-мацию о каком-либо предмете или явлении.
2. Интервью-мнение. Цель – выяснение мнения интервьюируе-мого, его оценка событий.
3. Интервью о личности. Цель – получение информации о самом опрашиваемом или об информации, полученной от опрашиваемого.
Журналисту необходимо всегда учитывать, что интервьюируемый –
главное лицо, интервьюер – лишь посредник для слушателя. Часто журна-лист сообщает известную ему информацию, комментирует ответы и выра-жает собственное мнение. Против этого возразить нельзя, но таким обра-зом интервью видоизменяется, становится беседой или дискуссией. В ней оба партнера равноправны и попеременно исполняют более или менее одинаковые роли.
Интервью отличаются как способ сбора информации, а интервью — как жанр. В этом параграфе интервью рассматривается как жанр как спо-соб создания текста в форме журналистских вопросов и ответов респон-дентов. В то же время монолог с одной стороны.
Здесь сведено к минимуму количество журналистских вопросов (иногда вовсе нет), с другой стороны, есть интервью, когда журналист за-дает не только вопросы, но и длинные аргументы.
Тот факт, что разговор является интервью, предполагает одинаковое количество копий журналиста и посредника. В обычном интервью 70-90% текста относится к ответам респондентов.
Журналист может провести интервью, эквивалентное партнеру, по-этому мнение этого журналиста также интересно для читателей, например, мнение другого человека. Если обычный журналист говорит больше или меньше, чем интервью, это признак неадекватной квалификации.
В данной исследовательской работе необходимо рассмотреть осо-бенности интервью, трудности, с которым сталкивается журналист.
М.М. Лукина в учебном пособии для вузов «Технология интервью» предлагает следующую классификацию трудных собеседников, представ-ляющие сложности при подготовке интервью, и возможные пути решения
1. Ответы на вопросы: «Без комментариев». В аналогичном ответе
это не должно быть отрицательным, но это очень серьезно
Содержание. Ответчик не объясняет причину своего отказа. Объясне-ние такого ответа может быть проще: посредник не знает, что сказать и не хочет давать этого журналиста.
Журналист должен еще раз попытаться убедить своего партнера дать более четкий ответ. Однако, если журналист не получает ответ информа-тора, это может быть ответ без ответа
Текст. Это добавляет некоторые интригующие нюансы к тексту.
2. «Не для печати». Как правило, журналист предоставляет журнали-сту информацию для публикации, J. «Для протоколов», «Для печати». Та-ким образом, условие открытого обмена информацией, возможность пуб-личного обсуждения, толкование ее содержания. Тем не менее, есть случаи, когда журналист предупреждает о различных обстоятельствах, что факты, изложенные им во время интервью, или некоторые из них не «для печати». В таком случае доступна информация об условиях недискриминации.
3. Собеседник, уклоняющийся от ответа. Часто так себя ведут по-литические чиновники. Журналист вправе задавать вопросы, в том числе неудобные для собеседника. В случае, когда собеседник уклоняется, жур-налист может пытаться получить ответ и сообщить об этом аудитории.
4. Собеседник, запугивающий журналиста. Эту тактику можно также отнести к способу ухода от ответа. Но данная тактика может прини-мать очень неприятные формы. Журналист должен хорошо владеть собой и постараться не выходить из состояния равновесия.
5. Враждебно настроенный собеседник. Данный вид собеседника может проявляться в открытой и скрытой формах. С первым типом бо-роться значительно легче в виду того, что герой интервью явно показыва-ет свое отношение и эмоции. Такие всплески не долго длятся, волна нега-тива спадает. А вот собеседник, чья враждебность скрыта и практически не проявляется, представляет более серьезную угрозу для успешного интер-вью.
В таком случае журналист может искусственно вывести собеседника на эмоции и «разоблачить» собеседника.
6. «Благонадежный журналист». Зачастую журналист может быть использован как инструмент продвижения неверной, но необходимой ко-му-либо информации, а также сокрытия объективной и честной. Происхо-дит искажения действительности и ограничения доступа с информации.
7. Вопросы для ознакомления. Существуйте два подхода к данной проблеме. С одной стороны, для обсуждения проблемной темы с экспер-том, необходимо ознакомить собеседника с темой и вопросами. С другой стороны, заранее ознакомив собеседника с вопросами, появляется риск по-терять искренность, живость интервью и получить заученные ответы на вопросы.
8. Визирование материала. Завизировать интервью — это значит дать его на проверку собеседнику, чтобы удостовериться в корректности, правдивости, переданной им информации. Это неактуально в телевизион-ном интервью, т.к. видеоматериал, практически не поддается искажению.
9. Журналист, задающий трудные вопросы. Обойтись без труд-ных вопросов журналист, безусловно, может. Но, с точки зрения портрет-ного интервью, избежать их практически невозможно. Они придают жи-вость беседе, а также помогают ведущему в раскрытии личного портрета собеседника. Вопросы должны быть непредвзятыми, а также не должны порочить репутацию как журналиста, так и собеседника.
10. «Шоковая терапия». Данный метод является ответной мерой на хамское поведение собеседника, когда не пугают дипломатические методы. Может представлять собой как нелицеприятную фразу, даже оскорбитель-ную. Но есть риск того, что интервью не состоится.
Интервью в зависимости от темы бывают трех видов – предметное, личностное и предметно-личностное.
Тема предметного интервью – положение вещей в какой-либо сфе-ре
деятельности. Часто это интервью с экспертом. Для журналиста интерес в диалоге заключается лишь во взаимосвязи собеседника с данным положе-нием. Отсутствуют личностные оценочные суждения, частная жизнь не яв-ляется темой разговора.
Структура предметного интервью определяется тремя частями. Для первой части характерна связь собеседника с темой. Во второй разбирает-ся
предмет: его представление, прояснение и оценка. В завершении сказанное упорядочивается, подводятся итоги, даются практические рекомендации.
Героем предметного интервью чаще всего является очевидец или непосредственный участник события. Задача журналиста – выяснить до-статочное количество подробностей и деталей произошедшего. Структура по аналогии состоит из трех частей.
Тема личностного интервью определяется человеком, героем. Как правило, это уже известные зрителям люди — политики, звезды шоу-бизнеса и другие. Цель журналиста — раскрыть героя интервью и показать, что это человек представляет собой на самом деле. Этим и определяется специфика вопросов. Поэт средствами журналиста могу являться даже очень личные факты из биографии собеседника. В зависимости от струк-туры личное собеседование может напоминать психологический тест, ко-гда последовательно выявляются различные аспекты личности респонден-та. Оптимальная журналистская стратегия — это сочетание косвенных от-крытых вопросов и провокационных вопросов. Желательно завершить бе-седу вопросом (или серией вопросов), который закрывает звонящего за неудачу, позволяет ему извиниться или показать ему самую неожиданную страницу читателя.
По сей день слово «интервью» имеет много разных толкований. В более широком смысле интервью — это форма сбора определенной инфор-мации от журналистов во время разговора с использованием формы во-просов и ответов.
Исследователь С. Н. Ильченко в книге «Интервью в журналистском творчестве» определяет интервью как «акт общение на основе диалога между журналистом и респондентом в ходе последовательного обмена во-просами и ответами с целью получения необходимой информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес ».
В. В. Ворошилов определяет жанр интервью как ответы конкретного
лица на вопросы журналиста, представляющие общественный интерес; как беседу, не ограниченную лаконичными вопросами, а комментирующую ответы собеседника.
Долгое время была принята единая классификация жанра интервью. Ведущие российские теоретики-публицисты, такие как Е. П. Прохоров, В. Н. Горохов, Я. Н. Засурский и Г. В. Кузнецов, различали интервью только по характеру коммуникативной задачи и характеру обсуждаемого вопро-са.
На данный момент ученые не могут прийти к единому мнению о