Учебный проект Другое Гуманитарные науки

Другое на тему Языковые средства и речевые приемы манипуляции информацией в СМИ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Использование манипулятивных техник, способов и приёмов в интернет-изданиях 4

2. Манипулирование с помощью языковых средств. 12

Заключение 16

Список использованной литературы 17

  

Введение:

 

На современном этапе рекламная деятельность должна приобрести социальную направленность и характеризоваться стремлением не только наилучшим образом удовлетворить разнообразные потребности людей, но и сохранить благополучие, не навредить обществу. Реклама должна обобщать интересы всех участвующих в ней сторон. Поэтому вопрос заключается не в том, использовать их или нет, а в том, как их использовать. Каждая компания решает его сама, однако, на наш взгляд, это именно та ситуация, когда выгода должна соответствовать моральным устоям общества.

Средства массовой информации общепризнанно являются совокупным инструментом, или машиной, которая эффективно и действенно манипулирует общественным мнением и отдельным потребителем новостей. Но в СМИ есть и противодействующая сила, которая разоблачает эту манипуляцию, делает ее скрытые пружины достоянием общественности. Цитата, выбранная в качестве эпиграфа, удачно сочетает эти две противоположные стороны СМИ — честную журналистику, полезную для общества, и искажающую, фальсифицирующую, манипулятивную журналистику. Общественность ожидает от журналистики непредвзятых отчетов по центральным вопросам повседневной жизни, привлечения власти к ответственности и поддержания повествования об институтах, которые затрагивают каждого.

В данной работе мы хотели бы обратить внимание на то, что существует большая доля СМИ, которые разоблачают приемы манипулирования средствами массовой информации, что позволяет отличить правду от лжи, мошенничество от достоверного факта. Что не может не привлечь внимание исследователя масс-медиа, так это внушительное количество публикаций, в том числе влиятельных работ, посвященных тщательному анализу различных манипулятивных техник, применяемых СМИ.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

«Языковое манипулирование» — одна из наиболее существенных проблем современной лингвистики. В теории речевого воздействия рассматривается несколько понятий — «речевое воздействие», «речевое манипулирование», «языковое манипулирование», которые используются и как родственные понятия, и как противоположные, более того, одно может быть определено как составляющая другого. Речевое воздействие носит намеренный характер, когда на человека оказывается влияние, и это влияние осуществляется в вербальной форме [2]. Речевое манипулирование — это плодотворное общение между говорящим и адресатом, при котором говорящий стремится получить желаемый результат, корректируя по своему усмотрению поведение адресата с помощью речи. П.Б. Паршин характеризует это явление в широком смысле как воздействие на сознание индивида или группы лиц с помощью языковых средств, а в узком — как формирование высказывания, обладающего силой, способной изменить установки и образ действий адресата.

N. А. Остроушко и П.Б. Паршин выделяют два аспекта в определении данного явления. Согласно первому, под «лингвистическим манипулированием» понимается манипулирование, осуществляемое посредством сознательного и целенаправленного использования особенностей структуры и употребления языка.

Второй аспект связан с конкретизацией сущности лингвистического манипулирования, ориентированного на определенную сферу жизнедеятельности человека. В данном случае о языковом манипулировании уместно говорить лишь постольку, поскольку инструментом манипуляции является то, что П.Б. Паршин и В. Сергеев назвали значительной вариативностью, а именно выбор из множества языковых средств описания определенного положения дел именно тех способов описания, которые несут в себе важные для говорящего (манипулирующего) оттенки смысла.

 

Фрагмент текста работы:

 

2. Манипулирование с помощью языковых средств.

Данные манипуляции, прежде всего, формируют языковое сознание читателя. С помощью языка массовая аудитория способна усваивать определённые установки .

В тексте «Мэй развалила Британию без помощи России», опубликованном на официальном сайте телеканала «Царьград.ТВ», от 07 июня 2019 г. журналист пишет следующее:

Публичные политики сегодня на Западе – это клоуны и куклы, которыми руководят кукловоды, это – менеджеры правящего класса, их задача – с помощью демагогии и обмана мобилизовать общество на претворение в жизнь принятых за кулисами решений, делая вид, что это их решения, и нести за это ответственность в глазах народа.

Автор критикует западных политиков с помощью определённой лексики, например, используя такие слова, как клоуны, куклы, кукловоды, кулисами. Также в данном случае задействован и приём аллитерации, представленный множественным повторением буквы к. Основная цель – сформировать установку в сознании массовой аудитории, что политика на Западе – это театральное представление, которое и воспринимать стоит соответствующим образом [4].

Следует отметить, что телеканал «Царьград.ТВ» относится к консервативным и монархическим СМИ, а значит нацелен на формирование определённого политического сознания граждан.

В материале под заголовком «”Иван Грозный” как гей-драма, травестизм и бегство от реальности: гомоэротизм советского кино» от 10 мая 2019 г. в интернет-издании «Нож» нас заинтересовал данный отрывок:

Увидев эту вакханалию с трансвестизмом, ревностью и моральным уродством, разъедающим физический облик, Сталин, разумеется, запретил и вторую часть, и съемки третьей. От последней остались лишь наработки.

Автор довольно уверенно применяет приём аллитерации в словах трансвестизмом, ревностью, уродством, разъедающим. Часто повторяемая буква р оказывает, прежде всего, эмоциональное воздействие на массовую аудиторию. Журналист также задействовал приём градации для нагнетания обстановки и возможности создать «эффект присутствия» у читателя [6].

Данный пример показывает устоявшуюся практику в средствах массовой информации, когда авторы журналистских материалов пытаются повысить глубину прочтения текстов аудиторией. Языковые техники в данном случае являются наиболее эффективным инструментом и считаются не такими распознаваемыми, как, например, приёмы, связанные с использованием фотоизображений и подбором экспрессивных заголовков.

4. Текст «Зеленая волна: что меняют итоги выборов в Европарламент» от 27 мая 2019 г. в издании «Известия» содержит такое предложение:

А вот икона голландских ультра — лидер Партии свободы Гирт Уилдерс явно подкачал.

Журналист использует слово подкачал в переносном значении, а то есть использует метафору. Авторы обращаются к подобным тропам, чтобы придать материалу выразительность, и также для того, чтобы приблизиться к читателю на уровне языка.

Воздействие через приёмы пропаганды.

По мнению исследователя Е.С. Аминевой, основная цель пропагандистских приёмов манипуляции – критика государственной власти.

В качестве примера приведём отрывок из материала платформы «Republic» под названием «Товарищ Путин упрощает. Как узнать, что у него в голове» от 19 декабря 2018 г.:

Умение Путина в первый же год его царствования упаковалось в несколько ежегодных телевизионных форматов – «прямая линия», большая пресс-конференция, послание Федеральному собранию (при Ельцине послание печатали в виде толстой книги, а сам президент выступал с коротенькой пояснительной речью).

Для анализа деятельности Президента РФ журналист использует приём «осмеяния», благодаря которому в сознании читателя формируется негативный портрет Владимира Путина. На это указывает слово царствования, которое начали использовать средства массовой информации после объявления результатов выборов. Путём насмешки автор скрыто критикует главу государства, а также намекает на отсутствие демократии.

Конечно, в теории мы можем согласиться с журналистом и признать, что в России действительно существуют определённые проблемы, но и полностью уверены в его правоте быть не можем. Следовательно, пропагандистские манипулятивные техники являются наиболее опасными для сознания читательской аудитории. По этой причине необходимо критически переосмыслять информацию такого рода.

Приёмы пропаганды довольно часто встречаются в сетевом издании «78.ru». Например, в публикации от 22 мая 2019 г. под заголовком «Храмовые войны по-петербургски: кто готовит екатеринбургский сценарий» можно выделить данный отрывок:

При этом Резник уже успел доказать, что в рамках предвыборной кампании готов на любые скандалы, лишь бы сосредоточить всеобщее внимание на себе. По одной из версий, даже похожие на марихуану самокрутки депутат курил только для того, чтобы спровоцировать обвинения в наркомании и выставить себя несправедливо обиженным гонимым страдальцем.

Журналист критикует депутата Максима Резника и его методы по решению общественных вопросов. Эффект от манипуляции должен быть следующий – если автор высказывает своё мнение напрямую, то аудитория, как правило, реагирует эмоционально. Данная техника всегда подразумевает эмоциональное воздействие, ведь читатели перестают мыслить рационально из-за чувства негодования, например.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы