Оперативно-розыскная деятельность Другое Юриспруденция

Другое на тему Взаимодействие органов внутренних дел с населением как условие эффективности оперативно-розыскного предупреждения преступности и обеспечение безопасности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Содержание совместной согласованной деятельности правоохранительных органов МВД России при противодействии преступности 7
1.1 Понятие и сущность взаимодействия органов внутренних дел 7
1.2 Взаимодействие правоохранительных органов с населением по противодействию преступности на примере зарубежных странах 16
1.3 Содержание оперативно-розыскного предупреждения преступности и обеспечение безопасности 25
Глава 2. Согласованная деятельность органов внутренних дел с населением по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию правонарушений 38
2.1 Формы и способы взаимодействия органов внутренних дел с населением при предупреждении преступности 38
2.2 Взаимодействие подразделений МВД России с гражданами при обеспечении общественной безопасности 48
Заключение 57
Список использованной литературы 62

 

  

Введение:

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Построение эффективной системы правоохранительных органов является одной из самых сложных задач современного российского государства. С этой целью проводятся административные реформы в сфере управления правоохранительными органами, призванные сформировать оптимальную модель функционирования правоохранительных структур, обеспечивающие должный уровень противодействия преступным посягательствам, защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также отсутствие нарушений законности при осуществлении деятельности.
При этом в ходе реформы органов внутренних дел была поставлена цель: не проведение «ребрендинга» в названии наиболее мощного правоохранительного органа, а принципиальное его реформирование. Основной идеей, нашедшей свое выражение в данном нормативном правовом акте, было формирование доверия к органам внутренних дел, то есть юридическое закрепление партнерской модели взаимоотношения общества и органов внутренних дел (полиции).
Вместе с тем замеры общественного мнения, проводимые в последнее время, дают основание заключить, что в Российской Федерации сохраняется неоднозначное отношение к деятельности полиции. С одной стороны, жизненный опыт части населения приводит к негативной оценке деятельности полиции в целом, характеризует ее как высоко коррумпированную правоохранительную структуру. С другой же стороны, значительное число респондентов вполне аргументированно относят полицию к наиболее эффективно функционирующему правоохранительному органу, который решает наиболее широкий круг правоохранительных задач, оказывает противодействие террористической угрозе, качественно обеспечивает общественный порядок и общественную безопасность.
При этом нельзя не отметить, что, несмотря на сложившееся отношение граждан к деятельности органов внутренних дел (от положительного до самого негативного), правоохранительные органы сильно нуждаются во взаимодействии с населением, так как это взаимодействие позволяет эффективно решать поставленные перед органами внутренних дел цели и задачи.
Все вышеизложенное свидетельствует о значительной актуальности темы выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы. Вопросы взаимодействия органов внутренних дел с населением нашли свое отражение в работах следующих ученых: А.П. Закалюк, А.П. Коренев, Л.М. Колодкин, Н.В. Костецкий, А.П. Клюшниченко, А.В. Майдиков, В.Т. Томин и др.
Вместе с тем, несмотря на значительный интерес ученых к данной проблематике, комплексного научного исследования, посвященного вопросам взаимодействия органов внутренних дел с населением, не проводилось.
Объект выпускной квалификационной работы – общественные отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия органов внутренних дел с населением.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают нормы права, регламентирующие специфику взаимодействия органов внутренних дел с населением; научные взгляды, достижения, научно-теоретические положения по исследуемой проблематике.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение комплексного исследования правовых основ и актуальных вопросов взаимодействия органов внутренних дел с населением.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие и сущность взаимодействия органов внутренних дел;
— рассмотреть взаимодействие правоохранительных органов с населением по противодействию преступности на примере зарубежных странах;
— проанализировать содержание оперативно-розыскного предупреждения преступности и обеспечение безопасности;
— изучить формы и способы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел с населением по предупреждению преступлений;
— охарактеризовать взаимодействие подразделений МВД России с гражданами при обеспечении общественной безопасности.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили научные разработки ведущих ученых и практиков, касающиеся совершенствования функционирования органов внутренних дел и полиции, законодательного назначения органов внутренних дел, взаимодействия органов внутренних дел с населением.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили: Конституция РФ , федеральные нормативные правовые акты, включая федеральные законы, подзаконные акты Президента и Правительства Российской Федерации, ведомственные акты МВД РФ и других правоохранительных органов, регулирующие вопросы взаимодействия органов внутренних дел с населением.
Эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составили статистические данные органов внутренних дел, а также материалы судебной практики.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка используемой литературы и источников.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная и эмпирическая основа выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучено содержание совместной согласованной деятельности правоохранительных органов МВД России при противодействии преступности.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ согласованной деятельности органов внутренних дел с населением по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию правонарушений.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Глава 1. Содержание совместной согласованной деятельности правоохранительных органов МВД России при противодействии преступности
1.1 Понятие и сущность взаимодействия органов внутренних дел

Основным свойством правового, демократического, социального государства, согласно Конституции РФ, является ее ориентация на человека, личность. Данный подход обусловлен тем, что именно человек является наибольшей ценностью общества, а его развитие, удовлетворение потребностей и интересов признается одним из ведущих задач государства. ОВД настойчиво работают над созданием благоприятного правового климата для обеспечения успешной реализации реформаторского курса относительно трансформации общественного устройства.
Одним из наиболее важных задач реформирования является развитие партнерских отношений между органами внутренних дел и населением на принципах доверия, прозрачности, взаимопонимания и взаимопомощи в борьбе с преступностью . Достижение данной цели связано с решением ряда сложных проблем и невозможно без налаживания конструктивного взаимодействия с различными группами общественности на основе согласования позиций и взаимного участия в решении правоохранительных задач. В то же время, эффективное использование потенциала общественности может быть достигнуто, с одной стороны, в результате правильно организованного взаимодействия на основе закона, а с другой – посредством укрепления партнерских, уважительных отношений между правоохранителями и гражданами, создание позитивного образа сотрудника органов внутренних дел и повышению уровня доверия населения к органам внутренних дел. Возникла необходимость в создании продуманной системы мероприятий с целью привлечения внимания населения к деятельности правоохранителей и стимулирование доверия к ним со стороны различных групп общественности.
Важнейшей стороной профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел является работа с людьми, которая предполагает активное взаимодействие сотрудника с гражданами и, как правило, в процессе профессионального общения. Основу профессионального общения сотрудника правоохранительных органов составляют социально- психологические закономерности, ориентированные на успешное и эффективное выполнение возложенных функций по охране прав, законных интересов граждан и государства.
Содержание и способы профессионального общения с одной стороны характеризуются личностными особенностями сотрудника и выполняемыми им оперативно-служебными задачами; с другой социальными функциями вступающих с ним во взаимодействие граждан, их социальным положением в системе общественных, в том числе правовых, отношений, принадлежностью к той или иной общности, нравственными и правовыми нормами. В этой связи значимым представляются партнерские отношения между гражданами и сотрудниками полиции, при которых развивается такая установка на партнера по общению, в которой цели и задачи партнера равнозначны достижению собственных целей.
Вопросы, касающиеся взаимодействия населения с органами внутренних дел, всегда были в центре внимания ученых и практиков-правоохранителей. До последнего времени органы внутренних дел рассматривалась исключительно как институт государства, составляющая органов исполнительной власти, средство силового воздействия, влияния на общество в целом и отдельного гражданина в частности. В органах внутренних дел видели только силу, противостоящую преступности. Такое видение сужает истинную роль всех правоохранительных органов, основная цель функционирования которых заключается не столько в том, чтобы вести борьбу с правонарушением, предотвращать их совершению, сколько в том, чтобы создать правовой порядок, защищать права и свободы отдельного человека и общества в целом.
Взаимодействие определяется как совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях и направлена на достижение общей цели. Существенным признаком партнерства является взаимодействие двух или более субъектов с целью решения общей проблемы. Взаимодействующими субъектами могут быть как однородные участники (например, государственные институты, общественные организации), так и разнородные (государство и политические организации).
Содержание, формы и методы зависят от специфики политической ситуации, традиций, интересов партнеров, желания и готовности участвовать в общении, идти на компромиссы по вопросам, которые имеют общий интерес.
Основными принципами взаимодействия являются: равноправие сторон, добровольность принятия обязательств, ответственность за их выполнение, соблюдение норм законодательства, свобода обсуждения проблем, имеющих взаимный интерес, уважение позиций и точек зрения партнеров и тому подобное.
Эффективное взаимодействие требует постоянной гласности, строгого соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Важное значение во взаимодействии отводится лидерам. От уровня их компетенции, зрелости, ответственности, умения вести конструктивную беседу зависит решение поставленных задач. История органов внутренних дел является одновременно историей постоянного развития и совершенствования форм участия населения в охране общественного порядка.
Накопленный в нашей стране опыт деятельности общественных формирований по охране правопорядка имеет большое историческое значение, хотя содержит как положительные, так и отрицательные моменты.
Изучение такого опыта имеет не только воспитательное, но и большое практическое значение. Наконец, исторический опыт развития участия населения в охране порядка может и должен быть поставлен на службу современности как бесценный источник усовершенствования всей работы полиции в условиях построения демократического правового государства .
Для РФ построение свободного гражданского общества, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, правовое регулирование общественных отношений является основным и наиболее весомым задачей на пути развития.
Принципиальные основы взаимодействия органов внутренних дел с населением, другими органами государственной власти, трудовыми коллективами, общественными организациями и средствами массовой информации сформулированы в ряде международных нормативных актов, в частности, во Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), Договоре о Европейском Союзе (1957 г.), Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.). За основу деятельности полицейских и их взаимоотношений с населением взят принятый Организацией Объединенных Наций Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), а также принятые ООН в развитие этого документа Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 220 (1989 г.). ОБСЕ своей основной задачей рассматривает установление партнерских отношений органов внутренних дел и общества, при которых все сотрудники органов внутренних дел, государственные структуры и население активно сотрудничают в решении проблем обеспечения общественного спокойствия и правопорядка, защиты основных прав и свобод личности, особенно жизни человека, предотвращения и раскрытия преступлений, оказания содействия и услуг обществу с целью снижения уровня страха перед преступностью, возможностью получения телесных повреждений и возникновения социально-бытовых беспорядков.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» определил перспективы развития взаимодействия полиции с гражданским обществом. Закон содержит ряд концептуальных идей, в числе которых: установление партнерской модели взаимодействия органов внутренних дел и общества; контроль гражданского общества за деятельностью органов внутренних дел; закрепление нового имиджа сотрудника органов внутренних дел.
На законодательном уровне выработаны формы совместного участия органов публичной власти и гражданского общества в правоохранительной сфере они отражены также в Указах Президен- та от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внут- ренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» и от 28 июля 2011 г. № 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации». В целях активизации вовлечения населения в укрепление общественной безопасности и общественного порядка был принят Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Базовым законодательным документом, на который должны опираться сотрудники органов внутренних дел в деле привлечения населения к охране общественного порядка и профилактике правонарушений, признается Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и имеют высшую юридическую силу.
В развитие этих норм Федеральным законом «О полиции» предусмотрено, что полиция для выполнения возложенных на нее задач имеет право привлекать граждан и общественные объединения к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности.
Согласно Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сотрудники полиции имеют право привлекать население к сотрудничеству .
Приведенные нормы являются правовой основой привлечения населения к охране общественного порядка и профилактике правонарушений, а также основанием для разработки других законодательных актов, принятия подзаконных, ведомственных нормативных документов, внедрение специальных программ и мероприятий.
Место деятельности органов внутренних дел в системе гарантий прав и свобод человека во многом определяется методами их деятельности, включая способы, средства воздействия, применяемые для осуществления возложенных на них задач. Основными методами их деятельности, как и в целом в государственном управлении, являются убеждение и принуждение.
Несмотря на существующий взгляд на связи с общественностью в органах внутренних дел лишь как на взаимодействие населения и органов внутренних дел, взаимодействие содержит в себе более широкий спектр действий и мероприятий и требует обособления в самостоятельный институт.
Отношения органов внутренних дел и населения на основе взаимодействия должны строиться на равноправии сторон и общности цели .
Определяя основные черты реформирования органов внутренних дел, надо прежде всего, исходить из ее социального назначения. Взгляды относительно этого, которые существуют в обыденном сознании, в различных структурах власти или в полицейской среде, зачастую очень разные и нередко далеки от тех, которые должны были бы иметь место в правовом государстве.
Взаимодействие органов внутренних дел и населения возможно реализовать только в форме диалога, когда стороны равно необходимы друг другу и уважаемы друг другом. Такая диалогическая форма общения подразумевает выполнения ряда условий.
Первое — соблюдение психологического принципа «здесь и теперь», другими словами учет потребностей и мотивов, интересов и чувств, знаний и навыков, психологического и физиологического состояния обоих партнеров в конкретной ситуации общения.
Второе — доверие к намерениям друг друга, безоценочное восприятие личности партнера.
Третье — признание права партнера на собственное мнение и решение.
Четвертое — ведение разговора от своего имение, без ссылки на авторитеты.
Пятое — проблематизацию общения, выявление нерешенных проблем и их решение в кратчайшие сроки.
Шестое — владение искусством говорить, слушать, убеждать, внушать.
Казалось бы, известные истины, но часто именно эти истины забываются в профессиональном общении, когда сотрудник выполняет свои профессиональные задачи при этом каждое слово, тон разговора, манеры поведения, поступки, внешний вид сотрудника — все это находится в фокусе внимания граждан. Сотруднику важно понимать какое впечатление складывается о нем у окружающих его людей. Он должен вести себя таким образом, чтобы граждане чувствовали его юридическую компетентность, психолого-педагогический такт, доброжелательность, а в необходимых случаях строгость, мужество и готовность разрешить в рамках закона возникшую проблему, оказывать необходимую помощь.
Органы внутренних дел и население должны стать партнерами в правоохранительной деятельности и органы внутренних дел первыми должны проявить в этом инициативу. Это накладывает большую ответственность на работников полиции, которые должны быть способны первыми устанавливать партнерские отношения, ни в коем случае не разрушать потенциальную основу для их установления: (не проявлять и не провоцировать как ответную реакцию грубость, невнимательность, излишнюю агрессивность, отсутствие реакции на заявление, неспособность сострадать и сочувствовать и это далеко не полный список препятствий на пути взаимодействия), здесь не упоминаются уголовно-наказуемые деяния — взятки, вымогательство и т.д.
Способность сотрудника органов внутренних дел устанавливать партнерские отношения с населением, готовность разрешить проблемы, с которыми они обращаются, оказывать им необходимую помощь во многом определяется коммуникативными способностями, компетентностью сотрудника органов внутренних дел. Это одно из важнейших профессиональных качеств сотрудника органов внутренних дел. Под коммуникативной компетентностью понимают систему психологических знаний о себе и о других людях, умений и навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющую строить межличностное общение в соответствии с целями и условиями взаимодействия. Здесь необходимо отметить особую роль профессиональной этики и служебного этикета, принципами и правилами которых должен руководствоваться сотрудник органов внутренних дел как в повседневном общении с гражданами, так и в конфликтных ситуациях в особенности .
По мнению Н.В. Клюевой, коммуникативная компетентность это уровень владения различными средствами общения, позволяющий человеку эффективно общаться. То есть, набор коммуникативных навыков, таких как активное слушание, сообщение о своем внутреннем состоянии, непредвзятое наблюдение за поведением партнера, сопереживание и другие .
Коммуникативная компетентность сотрудника органов внутренних дел предполагает, прежде всего, сформированность индивидуально-психологических качеств таких как открытость, терпеливость, вежливость, уравновешенность, способность располагать к себе людей, доброжелательность, дипломатичность; систему психологических знаний о себе и о других людях, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющую строить межличностное общение в соответствии с целями и условиями взаимодействия.
Коммуникативная компетентность сотрудника органов внутренних дел определяется такими умениями как способность представить текст сообщения в понятной для собеседника форме; речевые умения, которые предполагают богатый словарный запас, последовательность, логичность и грамотность речи сотрудника; умение слушать собеседника и использовать разные виды слушания в зависимости от сложившейся ситуации; умение регулировать эмоциональное состояние собеседника, сохранять собственное спокойствие и не заражаться отрицательными эмоциями других людей; умение организовывать сотрудничество; умение распознавать по невербальным сигналам физическое и эмоциональное состояния собеседника его желания и мотивы поведения, а также прогнозировать возможные противоправные действия; умение определять психологический портрет личности гражданина, уровень его интеллектуального развития, особенности темперамента и характера .
Таким образом, взаимодействие органов внутренних дел и населения следует рассматривать как составную часть налаживания отношений между государственной властью и общественностью. Такое взаимодействие является необходимой составляющей функционирования правоохранительной структуры.
Необходимо всегда помнить, что работники органов внутренних дел воспринимаются людьми не только как исполнители служебных обязанностей, но и с точки зрения их привлекательности, положительных или отталкивающих человеческих качеств. В частности, каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в деловое общение с сотрудником, ожидает от него не только квалифицированного (профессионального) исполнения обязанностей, но и уважительного и заинтересованного отношения, что налагает на сотрудника особую морально-нравственную ответственность, предъявляет к нему повышенные требования. Это является основанием для становления специфических норм поведения, регулирующих выполнение сотрудниками профессиональных обязанностей и стимулирующих их внимание к самовоспитанию

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Содержание совместной согласованной деятельности правоохранительных органов МВД России при противодействии преступности
1.1 Понятие и сущность взаимодействия органов внутренних дел

Основным свойством правового, демократического, социального государства, согласно Конституции РФ, является ее ориентация на человека, личность. Данный подход обусловлен тем, что именно человек является наибольшей ценностью общества, а его развитие, удовлетворение потребностей и интересов признается одним из ведущих задач государства. ОВД настойчиво работают над созданием благоприятного правового климата для обеспечения успешной реализации реформаторского курса относительно трансформации общественного устройства.
Одним из наиболее важных задач реформирования является развитие партнерских отношений между органами внутренних дел и населением на принципах доверия, прозрачности, взаимопонимания и взаимопомощи в борьбе с преступностью . Достижение данной цели связано с решением ряда сложных проблем и невозможно без налаживания конструктивного взаимодействия с различными группами общественности на основе согласования позиций и взаимного участия в решении правоохранительных задач. В то же время, эффективное использование потенциала общественности может быть достигнуто, с одной стороны, в результате правильно организованного взаимодействия на основе закона, а с другой – посредством укрепления партнерских, уважительных отношений между правоохранителями и гражданами, создание позитивного образа сотрудника органов внутренних дел и повышению уровня доверия населения к органам внутренних дел. Возникла необходимость в создании продуманной системы мероприятий с целью привлечения внимания населения к деятельности правоохранителей и стимулирование доверия к ним со стороны различных групп общественности.
Важнейшей стороной профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел является работа с людьми, которая предполагает активное взаимодействие сотрудника с гражданами и, как правило, в процессе профессионального общения. Основу профессионального общения сотрудника правоохранительных органов составляют социально- психологические закономерности, ориентированные на успешное и эффективное выполнение возложенных функций по охране прав, законных интересов граждан и государства.
Содержание и способы профессионального общения с одной стороны характеризуются личностными особенностями сотрудника и выполняемыми им оперативно-служебными задачами; с другой социальными функциями вступающих с ним во взаимодействие граждан, их социальным положением в системе общественных, в том числе правовых, отношений, принадлежностью к той или иной общности, нравственными и правовыми нормами. В этой связи значимым представляются партнерские отношения между гражданами и сотрудниками полиции, при которых развивается такая установка на партнера по общению, в которой цели и задачи партнера равнозначны достижению собственных целей.
Вопросы, касающиеся взаимодействия населения с органами внутренних дел, всегда были в центре внимания ученых и практиков-правоохранителей. До последнего времени органы внутренних дел рассматривалась исключительно как институт государства, составляющая органов исполнительной власти, средство силового воздействия, влияния на общество в целом и отдельного гражданина в частности. В органах внутренних дел видели только силу, противостоящую преступности. Такое видение сужает истинную роль всех правоохранительных органов, основная цель функционирования которых заключается не столько в том, чтобы вести борьбу с правонарушением, предотвращать их совершению, сколько в том, чтобы создать правовой порядок, защищать права и свободы отдельного человека и общества в целом.
Взаимодействие определяется как совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях и направлена на достижение общей цели. Существенным признаком партнерства является взаимодействие двух или более субъектов с целью решения общей проблемы. Взаимодействующими субъектами могут быть как однородные участники (например, государственные институты, общественные организации), так и разнородные (государство и политические организации).
Содержание, формы и методы зависят от специфики политической ситуации, традиций, интересов партнеров, желания и готовности участвовать в общении, идти на компромиссы по вопросам, которые имеют общий интерес.
Основными принципами взаимодействия являются: равноправие сторон, добровольность принятия обязательств, ответственность за их выполнение, соблюдение норм законодательства, свобода обсуждения проблем, имеющих взаимный интерес, уважение позиций и точек зрения партнеров и тому подобное.
Эффективное взаимодействие требует постоянной гласности, строгого соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Важное значение во взаимодействии отводится лидерам. От уровня их компетенции, зрелости, ответственности, умения вести конструктивную беседу зависит решение поставленных задач. История органов внутренних дел является одновременно историей постоянного развития и совершенствования форм участия населения в охране общественного порядка.
Накопленный в нашей стране опыт деятельности общественных формирований по охране правопорядка имеет большое историческое значение, хотя содержит как положительные, так и отрицательные моменты.
Изучение такого опыта имеет не только воспитательное, но и большое практическое значение. Наконец, исторический опыт развития участия населения в охране порядка может и должен быть поставлен на службу современности как бесценный источник усовершенствования всей работы полиции в условиях построения демократического правового государства .
Для РФ построение свободного гражданского общества, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, правовое регулирование общественных отношений является основным и наиболее весомым задачей на пути развития.
Принципиальные основы взаимодействия органов внутренних дел с населением, другими органами государственной власти, трудовыми коллективами, общественными организациями и средствами массовой информации сформулированы в ряде международных нормативных актов, в частности, во Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), Договоре о Европейском Союзе (1957 г.), Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.). За основу деятельности полицейских и их взаимоотношений с населением взят принятый Организацией Объединенных Наций Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), а также принятые ООН в развитие этого документа Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 220 (1989 г.). ОБСЕ своей основной задачей рассматривает установление партнерских отношений органов внутренних дел и общества, при которых все сотрудники органов внутренних дел, государственные структуры и население активно сотрудничают в решении проблем обеспечения общественного спокойствия и правопорядка, защиты основных прав и свобод личности, особенно жизни человека, предотвращения и раскрытия преступлений, оказания содействия и услуг обществу с целью снижения уровня страха перед преступностью, возможностью получения телесных повреждений и возникновения социально-бытовых беспорядков.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» определил перспективы развития взаимодействия полиции с гражданским обществом. Закон содержит ряд концептуальных идей, в числе которых: установление партнерской модели взаимодействия органов внутренних дел и общества; контроль гражданского общества за деятельностью органов внутренних дел; закрепление нового имиджа сотрудника органов внутренних дел.
На законодательном уровне выработаны формы совместного участия органов публичной власти и гражданского общества в правоохранительной сфере они отражены также в Указах Президен- та от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внут- ренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» и от 28 июля 2011 г. № 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации». В целях активизации вовлечения населения в укрепление общественной безопасности и общественного порядка был принят Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Базовым законодательным документом, на который должны опираться сотрудники органов внутренних дел в деле привлечения населения к охране общественного порядка и профилактике правонарушений, признается Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и имеют высшую юридическую силу.
В развитие этих норм Федеральным законом «О полиции» предусмотрено, что полиция для выполнения возложенных на нее задач имеет право привлекать граждан и общественные объединения к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности.
Согласно Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сотрудники полиции имеют право привлекать население к сотрудничеству .
Приведенные нормы являются правовой основой привлечения населения к охране общественного порядка и профилактике правонарушений, а также основанием для разработки других законодательных актов, принятия подзаконных, ведомственных нормативных документов, внедрение специальных программ и мероприятий.
Место деятельности органов внутренних дел в системе гарантий прав и свобод человека во многом определяется методами их деятельности, включая способы, средства воздействия, применяемые для осуществления возложенных на них задач. Основными методами их деятельности, как и в целом в государственном управлении, являются убеждение и принуждение.
Несмотря на существующий взгляд на связи с общественностью в органах внутренних дел лишь как на взаимодействие населения и органов внутренних дел, взаимодействие содержит в себе более широкий спектр действий и мероприятий и требует обособления в самостоятельный институт.
Отношения органов внутренних дел и населения на основе взаимодействия должны строиться на равноправии сторон и общности цели .
Определяя основные черты реформирования органов внутренних дел, надо прежде всего, исходить из ее социального назначения. Взгляды относительно этого, которые существуют в обыденном сознании, в различных структурах власти или в полицейской среде, зачастую очень разные и нередко далеки от тех, которые должны были бы иметь место в правовом государстве.
Взаимодействие органов внутренних дел и населения возможно реализовать только в форме диалога, когда стороны равно необходимы друг другу и уважаемы друг другом. Такая диалогическая форма общения подразумевает выполнения ряда условий.
Первое — соблюдение психологического принципа «здесь и теперь», другими словами учет потребностей и мотивов, интересов и чувств, знаний и навыков, психологического и физиологического состояния обоих партнеров в конкретной ситуации общения.
Второе — доверие к намерениям друг друга, безоценочное восприятие личности партнера.
Третье — признание права партнера на собственное мнение и решение.
Четвертое — ведение разговора от своего имение, без ссылки на авторитеты.
Пятое — проблематизацию общения, выявление нерешенных проблем и их решение в кратчайшие сроки.
Шестое — владение искусством говорить, слушать, убеждать, внушать.
Казалось бы, известные истины, но часто именно эти истины забываются в профессиональном общении, когда сотрудник выполняет свои профессиональные задачи при этом каждое слово, тон разговора, манеры поведения, поступки, внешний вид сотрудника — все это находится в фокусе внимания граждан. Сотруднику важно понимать какое впечатление складывается о нем у окружающих его людей. Он должен вести себя таким образом, чтобы граждане чувствовали его юридическую компетентность, психолого-педагогический такт, доброжелательность, а в необходимых случаях строгость, мужество и готовность разрешить в рамках закона возникшую проблему, оказывать необходимую помощь.
Органы внутренних дел и население должны стать партнерами в правоохранительной деятельности и органы внутренних дел первыми должны проявить в этом инициативу. Это накладывает большую ответственность на работников полиции, которые должны быть способны первыми устанавливать партнерские отношения, ни в коем случае не разрушать потенциальную основу для их установления: (не проявлять и не провоцировать как ответную реакцию грубость, невнимательность, излишнюю агрессивность, отсутствие реакции на заявление, неспособность сострадать и сочувствовать и это далеко не полный список препятствий на пути взаимодействия), здесь не упоминаются уголовно-наказуемые деяния — взятки, вымогательство и т.д.
Способность сотрудника органов внутренних дел устанавливать партнерские отношения с населением, готовность разрешить проблемы, с которыми они обращаются, оказывать им необходимую помощь во многом определяется коммуникативными способностями, компетентностью сотрудника органов внутренних дел. Это одно из важнейших профессиональных качеств сотрудника органов внутренних дел. Под коммуникативной компетентностью понимают систему психологических знаний о себе и о других людях, умений и навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющую строить межличностное общение в соответствии с целями и условиями взаимодействия. Здесь необходимо отметить особую роль профессиональной этики и служебного этикета, принципами и правилами которых должен руководствоваться сотрудник органов внутренних дел как в повседневном общении с гражданами, так и в конфликтных ситуациях в особенности .
По мнению Н.В. Клюевой, коммуникативная компетентность это уровень владения различными средствами общения, позволяющий человеку эффективно общаться. То есть, набор коммуникативных навыков, таких как активное слушание, сообщение о своем внутреннем состоянии, непредвзятое наблюдение за поведением партнера, сопереживание и другие .
Коммуникативная компетентность сотрудника органов внутренних дел предполагает, прежде всего, сформированность индивидуально-психологических качеств таких как открытость, терпеливость, вежливость, уравновешенность, способность располагать к себе людей, доброжелательность, дипломатичность; систему психологических знаний о себе и о других людях, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющую строить межличностное общение в соответствии с целями и условиями взаимодействия.
Коммуникативная компетентность сотрудника органов внутренних дел определяется такими умениями как способность представить текст сообщения в понятной для собеседника форме; речевые умения, которые предполагают богатый словарный запас, последовательность, логичность и грамотность речи сотрудника; умение слушать собеседника и использовать разные виды слушания в зависимости от сложившейся ситуации; умение регулировать эмоциональное состояние собеседника, сохранять собственное спокойствие и не заражаться отрицательными эмоциями других людей; умение организовывать сотрудничество; умение распознавать по невербальным сигналам физическое и эмоциональное состояния собеседника его желания и мотивы поведения, а также прогнозировать возможные противоправные действия; умение определять психологический портрет личности гражданина, уровень его интеллектуального развития, особенности темперамента и характера .
Таким образом, взаимодействие органов внутренних дел и населения следует рассматривать как составную часть налаживания отношений между государственной властью и общественностью. Такое взаимодействие является необходимой составляющей функционирования правоохранительной структуры.
Необходимо всегда помнить, что работники органов внутренних дел воспринимаются людьми не только как исполнители служебных обязанностей, но и с точки зрения их привлекательности, положительных или отталкивающих человеческих качеств. В частности, каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в деловое общение с сотрудником, ожидает от него не только квалифицированного (профессионального) исполнения обязанностей, но и уважительного и заинтересованного отношения, что налагает на сотрудника особую морально-нравственную ответственность, предъявляет к нему повышенные требования. Это является основанием для становления специфических норм поведения, регулирующих выполнение сотрудниками профессиональных обязанностей и стимулирующих их внимание к самовоспитанию

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы