Психология Другое Педагогика/Психология

Другое на тему Возможности различных методов консультирования и психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания у специалистов «помогающих» профессий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………. 4

Глава 1.
Теоретические аспекты формирования синдрома эмоционального выгорания у
специалистов «помогающих» профессий……………………… 9

1.1 Основные характеристики
синдрома эмоционального выгорания…….. 9

1.2 Психологические факторы
формирования синдрома эмоционального выгорания у специалистов «помогающих»
профессий………………………………………….. 18

1.3 Направления профилактики синдрома эмоционального
выгорания у специалистов «помогающих» профессий…………………………………………………………………. 26

Глава 2.
Методология консультирования и психологической коррекции синдрома
эмоционального выгорания у специалистов «помогающих» профессий………………………………………………………………………………………………………… 31

2.1 Современные методы консультирования по вопросам
эмоционального выгорания у специалистов «помогающих» профессий………………………………………….. 31

2.2 Технологии
психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания у специалистов
«помогающих» профессий…………………………………………….. 38

Глава 3.
Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов
«помогающих» профессий…………………………………………. 44

3.1 Разработка программы
профилактики синдрома эмоционального….. 44

выгорания у специалистов
«помогающих» профессий…………………………. 44

3.2 Рекомендации по профилактике синдрома
эмоционального выгорания у специалистов «помогающих» профессий…………………………………………….. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………. 77

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 80

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………. 87

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования.
В последние годы в социальной практике и научно-психологических исследованиях все
чаще встречается понятие «помогающая профессия».

Причины повышенного интереса к
представителям помогающих профессий, с одной стороны, связаны с социально-экономическими
трансформациями, постоянно растущим уровнем стрессовых условий жизни, что увеличивает
важность вспомогательных профессий, а с другой стороны, с возрастающие требования
к профессионалам разного профиля, особенно к представителям профессий социологического
типа. В настоящее время существенно расширилось не только количество симптомов,
но и увеличился перечень профессий, представители которых подвержены опасному синдрому
выгорания. К особо сильному профессиональному стрессу подвержены представители социально-профессиональных
профессий – это представители помогающих специальностей, к которым относятся медицинские
работники, психологи, социальные работники, социальные педагоги, учителя, воспитатели
детских дошкольных образовательных учреждений, продавцы и консультанты в магазинах
т.е. те специалисты, деятельность которых, готовность оказывать помощь, зависит
от эффективности работы в целом.

В результате синдром выгорания
превратился в «болезнь» социальных и коммуникативных профессий. Специфика работы
людей данных профессий отличается тем, что в них присутствует большое количество
ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и сложностью межличностного общения,
и это требует от специалиста значительного вклада в установление доверительных отношений
и умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения. А также существуют
определенные индивидуальные особенности людей, выбирающих социальные и коммуникативные
профессии. Чаще всего ими тронет желание сделать этот мир лучше, помогать людям,
несмотря на усталость, они склонны больше «отдавать», чем «брать», отдавать свои
силы, свое время, свои ресурсы.

За последнее десятилетие представления
об особенностях и условиях формирования психического здоровья людей значительно
расширились. Существует ряд факторов, влияющих на формирование основных психологических
стереотипов поведения, психологических основ взаимоотношений в обществе, что, в
свою очередь, определяет особенности самооценки, самоидентификации и, в конечном
итоге, физической и психической инвалидности. Соответственно, с увеличением регуляторных
факторов увеличивается и количество уязвимых звеньев в сложной системе регуляции
психоэмоционального здоровья современного человека. Здоровье – естественное следствие
нашего образа жизни. Это то, что мы делаем, результат наших мыслей и чувств. Мы
определяем уровень своего здоровья, оценивая свои чувства.

Одной из важных составляющих здоровья
человека является психическое здоровье – естественное состояние организма, обусловленное
нормальным функционированием всех органов и систем, а также психологическим благополучием
во внешней среде. Его невозможно поддерживать на должном уровне без оптимальной
поддержки психической деятельности. Люди, выполняющие необходимый объем психологической
активности, более здоровы в психофизическом смысле, менее подвержены стрессам и
напряжению, лучше спят, улучшают работу всех функциональных систем, повышают психическую
и профессиональную активность. Одним из возможных последствий такого дисбаланса
является синдром профессионального выгорания, который по данным ВОЗ проявляется
нарушением продуктивности на работе, повышенной склонностью к соматическим заболеваниям,
снижением умственных и физических возможностей и даже – суицидальными наклонностями.
поведение.

Научные исследования В. Бойко,
Т. Форманюка, Н. Водопьянова, Н. Старчинкова, Н. Грисенко, М. Мельчина, Г. Федоришина,
Г. Мироненко, А. Сидоренко, Кецко, А. Мелоян, Г. Семенова и др. – составляют значительную
теоретическую базу касательно явления эмоционального выгорания у представителей
различных помогающих профессий.

При коррекции синдрома эмоционального
выгорания у помогающих специалистов важно использовать различные современные методы
консультирования и психологической коррекции. Несмотря на обили данных методов,
проблема коррекции синдрома эмоционального выгорания остается достаточно актуальной
и в настоящее время. Так же следует отметить, что практически не изучена проблема
тревожности как свойства личности во взаимосвязи с уровнем успешности деятельности.

Существует дефицит научных сведений
и о природе, и о сущности коррекции синдрома эмоционального выгорания у специалистов
именно помогающих профессий через подбор и применение оптимальных методов. Несмотря
на большое количество исследований темы коррекции эмоционального выгорания, проблема
коррекции данного явления у представителей специалистов помогающих профессий освещена
недостаточно.

Актуальность проблемы и ее недостаточная
разработанность предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи нашей магистерской
диссертации.

Цель исследования: исследовать
возможности различных методов
консультирования и психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания у
специалистов «помогающих» профессий.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ научной литературы касательно
проблемы коррекции синдрома эмоционального выгорания в целом и коррекции данного
явления у специалистов помогающих профессий.

2. Проанализировать методологию консультирования и психологической
коррекции синдрома эмоционального выгорания у специалистов «помогающих» профессий.

3. Разработать программу профилактики синдрома эмоционального
выгорания у специалистов «помогающих» профессий.

4. Разработать рекомендации по профилактике синдрома эмоционального
выгорания у специалистов «помогающих» профессий.

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания у специалистов «помогающих» профессий.

Предмет исследования: методы консультирования
и психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания у специалистов «помогающих»
профессий.

Гипотеза исследования: предполагается,
что на результативность коррекции синдрома эмоционального выгорания влияют методы
консультирования и психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания у
специалистов «помогающих» профессий.

Теоретическую и методологическую
основу исследования составили труды ученых касательно синдрома эмоционального выгорания
(Г.С. Абрамов, Н.В Водопьянова, Г.С. Никифоров, В.Е. Орел, Г.А. Робертс, Т.И. Ронгинская,
Е.С. Старченкова, Д.Г.  Трунов, А.М.  Хатагурова и др.); исследования в области синдрома
эмоционального выгорания у специалистов «помогающих» профессий (Т.В.  Артемьева, О.С.  Балыкина, Н.Н. Меркулова, М.И. Санькова, С.Г.
Сафаргалиева, Л.В. Топчий и др.); исследования касательно значения и методов профилактики
синдрома эмоционального выгорания у специалистов «помогающих» профессий (А.Ю. Василенко,
С.Б. Величковская, Н.Е. Водопьянова, Л.Г. Дикая, В.В. Лукьянов, Л.Н. Молчанова,
В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Б.А. Ясько и др.)

Методы исследования:

— изучение и анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования;

— наблюдение, качественный анализ данных;

— синтез, классификация.

Научная новизна исследования: сформирована
программа профилактики синдрома эмоционального выгорания, которая базируется на
современных методах консультирования специалистов «помогающих» профессий.

Теоретическая значимость исследования
заключается в рассмотрении феномена эмоционального выгорания у специалистов помогающих
профессий, описании особенностей формирования и проявления эмоционального выгорания
у специалистов помогающих профессий, изучении методов консультирования и психологической
коррекции синдрома эмоционального выгорания у специалистов «помогающих» профессий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны рекомендации
по профилактике формирования синдрома эмоционального выгорания у специалистов «помогающих»
профессий. Также, сформирована программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов
«помогающих» профессий

Результаты проведенного исследования
могут быть использованы психологами в целях профилактики, а также коррекции синдрома эмоционального выгорания у специалистов
«помогающих» профессий.

Магистерская диссертация работа
состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

За последние три десятилетия проблема сохранения психического здоровья
специалистов «помогающих» профессий приобрела особую значимость. Возрастают
требования общества к личности данных специалистов, их роли в профессиональной
деятельности. Эта ситуация потенциально включает увеличение психического
напряжения, что приводит к невротическим расстройствам, психосоматическим
заболеваниям. Профессиональная работа данных специалистов характеризуется
большой эмоциональной нагрузкой и, как следствие, с увеличением опыта
специалисты переживают «профессиональный кризис», «истощение», «выгорание».

В процессе исследования были решены все поставленные задачи.

Теоретический анализ литературы на тему исследования позволяет
сформулировать теоретическую позицию, согласно которой можно сказать, что любая
профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности, а
социономические профессии типа «человек – человек» считаются наиболее уязвимыми
и могут инициировать у профессионала синдром эмоционального выгорания.
Характер, степень выраженности зависит от характера, содержания деятельности,
престижа профессии и индивидуально-психологических особенностей личности.

Синдром выгорания – это сложное психофизиологическое явление,
определяемое как эмоциональное, психическое и физическое истощение вследствие
длительного эмоционального стресса, выражающегося в депрессии, усталости,
недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные
результаты в своей работе, негативном мировоззрении.

Следует отметить, что синдром эмоционального выгорания характеризуется
эмоциональной разоренностью специалиста, личностной отстраненностью,
игнорированием потребностей клиентов, оказывает сильное влияние на характер
профессионального общения. Некоторые специалисты данных профессий, испытавшие
эмоциональное выгорание, меняют профессию и всю оставшуюся жизнь скучают по
общению с клиентами, другие же остаются работать, но, не зная, как преодолеть
«эмоциональное выгорание», не могут отдаться работе со всей душой, как это было
раньше.

На современном этапе развития общества особенно актуальной становится проблема
развития личности профессионала. Специалисты «помогающих» профессий заслуживают
особого внимания потому, что составляют «группу риска» в формировании феномена «эмоционального
выгорания». Наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что эмоциональное
выгорание выступает как частный случай профессиональной деформации в целом. Считается,
что синдром «эмоционального выгорания» является одним из частых негативных проявлений
профессиональной деформации у представителей ряда профессий. Данный синдром возникает
в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних
и внутренних факторов

Следовательно, анализ научной психолого-педагогической литературы и результатов
многочисленных исследований синдрома профессионального выгорания позволяет нам обобщить,
что синдром профессионального выгорания у специалистов «помогающих» профессий как
состояние личности, возникающий в процессе профессиональной деятельности, представляет
собой сложный процесс ориентации личности в собственном интраиндивидуальном пространстве,
содержащий психоконституционные особенности и субъективно-личностное отношение к
профессиональной деятельности, проявляющееся в нарушении аутоидентификации личности,
слиянии со средовыми воздействиями на основе эмоциональной вовлеченности.

Анализ факторов и симптомов
синдрома эмоционального выгорания позволяет утверждать, что эмоциональное
выгорание негативно сказывается на выполнении человеком своей деятельности и
отношениях с партнерами, поскольку приводит к эмоциональной и личностной
отстраненности, неудовлетворенности собой, вслед за которыми следует тревога,
депрессия, психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное
реагирование.

Следует выделить, что каждый
из рассмотренных нами подходов изучения выгорания касается только отдельной
стороны, акцентируя внимание только на определенной группе вызывающих его
факторов. На развитие эмоционального выгорания могут влиять группы личностных,
организационных, ролевых факторов, действующих в сложном взаимодействии и
взаимозависимости, что в каждом частном случае предусмотреть стопроцентное
возникновение выгорания практически невозможно.

Нами было определено, что
синдром выгорания включает в себя ряд симптомов, однако все они не проявляются
одновременно, существуют индивидуальные вариации, потому что выгорание – это
реакция индивидуальная. Каждой из предложенных групп симптомов присущи свои
характеристики, но сущность всех симптомов очень похожа: усталость, не
эмоциональность, безынициативность, негативное отношение ко всему окружающему,
постоянное чувство неудачи и вины.

Таким образом, главной
причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое и душевное
переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительно преобладают
над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние
равновесия, которое неизбежно приводит к синдрому эмоционального выгорания.

В процессе осуществления
исследования нами было определено, что специалисты «помогающих» профессий
являются наиболее подверженной к эмоциональному выгоранию категорией
работников. С целью профилактики данного явления у специалистов «помогающих»
профессий, нами была разработана соответствующая программа, а также
рекомендации для самих специалистов, направленные на формирование умения
рефлексировать, а также формированию эмоциональной и психологической
устойчивости.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические аспекты формирования синдрома эмоционального выгорания у специалистов
«помогающих» профессий 1.1 Основные характеристики синдрома эмоционального
выгорания Эмоциональное выгорание – один
из новых, рассмотренных в психологической литературе механизмов защиты, поэтому
его определение несколько размыто. Следует отметить, что эмоциональное выгорание
всегда рассматривается и трактуется только с отрицательной стороны. И, конечно,
на это есть конкретные причины, ведь когда человек находится в таком состоянии это
отражается на выполнении им своей профессиональной деятельности, на отношениях с
партнерами, клиентами и близкими людьми, так как приводит к эмоциональной и личностной
отстраненности, недовольству собой, вслед за чем идет тревога, депрессия и неадекватное
эмоциональное реагирование на обычные жизненные ситуации [58].

Синдром эмоционального выгорания
приводит к негативным изменениям в структуре субъекта деятельности, способствует
снижению эффективности профессиональной деятельности, поэтому целесообразно рассмотрение
вопросов о факторах, обусловливающих формирование данного феномена и его симптомов.

В соответствии с определением Всемирной
организации здравоохранения, синдром эмоционального выгорания определяется как физическое
эмоциональное и мотивационные истощение, которое характеризуется снижением продуктивности
труда бессонницей усталостью повышенной склонностью к возникновению соматических
заболеваний, которые имеют тенденцию к рецидиву или хронизации [59]. Отмечается,
что лица, которые имеют признаки данного синдрома склонны к употреблению спиртных
напитков психотропных или наркотических веществ с целью временного облегчения состояния,
а также частой склонностью к суициду.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы