Мировая экономика Другое Экономические науки

Другое на тему Влияние санкций на торговые отношения стран Южной Европы с РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1. Влияние санкций на торговые отношения стран Южной Европы с РФ 3
Список использованной литературы 12

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1. Влияние санкций на торговые отношения стран Южной Европы с РФ

Евросоюз является самым крупным рынком в мире, поэтому от стабильности сотрудничества с его странами зависит экспортно-импортная политика многих стран мира. Для России страны ЕС является основным торговым партнером, хотя если рассматривать индивидуально по странам, то первое место по размеру торгового оборота у нашей страны с Китаем. Торговые взаимоотношения со странами ЕС строятся, если говорить об упрощенной модели, на основе обмена ресурсов на технологии. В этой ситуации обе стороны являются взаимозависимыми, поэтому эскалация конфликта, с расширением политических и финансово-экономических санкций, которые своим политическим давлением навязывает странам Европы США, не выгодно ни России, ни Евросоюзу. ЕС, как политическое и экономическое объединение, начало формироваться сразу после войны в рамках финансовой интеграции с США, у которых имеется множество военных баз на территории Европы, в особенности в Германии. На первом этапе в рамках подписания Римского договора в ЕС вошло 6 стран — Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция. 
Интенсивность расширения до распада СССР была низкая – за несколько десятков лет добавились Ирландия, Великобритания, Дания (1973 г., Греция (1981), страны Пиренейского полуострова (1986). Сразу после распада СССР в 1992 г. был подписан Маастрихтский договор, который положил начало Европейскому союзу, завершив процесс урегулирования денежной и политической систем европейских стран. В рамках этого договора были выработаны пять основных критериев, называемых Маастрихтскими, которым должны удовлетворять страны, чтобы претендовать на включение в состав стран ЕС. Так как политического противостояния больше не было, ЕС начало активно расширять рынок, объединив в себя сначала Швецию, Финляндию и Австрию в 1995 г., а затем в 2004 г. еще 10 стран, которые ранее в основном входили в блок ОВД. Дополнили текущий состав участников ЕС, включающий на сегодняшний день 28 стран, Болгария и Румыния в 2007 г. и Хорватия в 2013 г. На данном этапе ЕС представляет собой сложное объединение, интересы ряда стран которого, как показал конфликт с Россией и проблема беженцев, не совпадают с генеральной линией Брюсселя. В то же время официально никто против антироссийских санкций не выступил, опасаясь политического гнева из Вашингтона. В первую очередь, под американское давление попадают проекты расширения энергетического сотрудничества между Россией и странами ЕС, ключевыми из которых стали ветки газопровода «Южного потока» и «Северного потока 2» [1]. Со стороны России основным ответным экономическим ударом стало введение продуктового эмбарго, которое остановило поток продуктов на несколько миллиардов евро [3]. В целом, политическое напряжение привело к значительному сокращению товарооборота между Россией и большинством стран Европы, о чем свидетельствует соотношение между показателями 2017 г. и 2013 г., как крайнего периода «здоровых» экономических отношений. 
Объем товарооборота со странами Евросоюза в результате введения экономических санкций против Российской Федерации уменьшился на 41 %. В наибольшей степени негативные изменения в относительном выражении коснулись таких государств, как Кипр (-84,0 %), Италия (-55,6 %), Литва (-53,3 %), Латвия (-53,2 %), Швеция (- 51,8 %), Испания (-51,2%) относительно уровня 2013 г. В 2013 г. наибольшие объемы товарооборота у России были с Нидерландами (76,0 млрд. долл. США), Германией (74,9 млрд. долл. США) и Италией (53,9 млрд. долл. США). В 2017 г. тройка лидеров не изменилась, но существенно изменились объемы – Германия (50,0 млрд. долл. США), Нидерланды (39,5 млрд. долл. США), Италия (23,9 млрд. долл. США). Менее всего в 2013 г. внешнеторговые отношения России в Евросоюзе были развиты с Люксембургом, Португалией, Словенией, Ирландией, Хорватией и Кипром, где объемы товарооборота не превышали 2 млрд. долл. США (таблица 1).
Таблица 1 – Изменение величины товарооборота между Россией и странами Южно Европы в 2013-2017 гг.
Страна Млн. долл. Место по размеру товарооборота среди стран мира Изменение в 2019 к 2013
2013г. 2019г. 2013г. 2019г. Млн. долл. % место
Греция 6856 3670 25 34 -3186 -46,5 8
Испания 10942 5340 20 22 -5602 -51,2 2
Италия 53868 23940 4 5 -29928 -55,6 2
Кипр 1966 314 51 88 -1652 -8,0 37
Мальта 4136 2504 31 41 -1632 -39,5 10
Португалия 1342 1440 66 56 98 7,3 -10
Хорватия 1731 1059 55 53 -672 -38,8 -2

Наиболее крупные объемы товарооборота между Россией и странами Евросоюза, как в базовом, так и в отчетном периоде, отмечаются по отношению Италии. Общим фактом является то, что 2015 г. стал для крупнейших российских партнеров в Евросоюзе упадочным, а в 2019 г. мы наблюдаем небольшой подъем относительно 2015 г. (кроме Италии). При этом сокращение объемов товарооборота с крупнейшими партнерами по отношению к 2013 г. составило от 30 % до 55 %, т.е. довольно существенно. Как представлено на рисунке 1, основные три бизнес-партнера России среди стран ЕС (Италия) в абсолютном выражении более всех сократили товарооборот. 
Важной чертой развития отношений между двумя странами до 2014 года является активное обоюдное стремление к двустороннему сотрудничеству. В ходе своего председательства в ЕС Испания инициировала обсуждение вопроса по упрощению визового режима между Россией и странами Европы. Устранение формального барьера между европейскими государствами позволило бы увеличить бизнес-контакты, обмен между странами и ещё большее развитие туристического сектора экономики. Основным итогом Украинского кризиса для взаимоотношений РФ и Испании стало введение экономических санкций, кризис повлиял и на все другие сферы сотрудничества России с ЕС в целом и с Испанией в частности, осложнив на длительный срок и политическое, и экономическое, и культурное взаимодействие. Политические и дипломатические контакты России и Испании в этот период представляются на первый взгляд достаточно тесными, но в то же время они не выходят за рамки официальной государственной риторики и не включают в себя взаимодействия по серьёзным стратегическим вопросам для обеих стран. В 2014 г. российско-испанские взаимоотношения существенно осложнились, что напрямую связано с участием Мадрида в финансовых и торгово-экономических санкциях Евросоюза против России, из-за событий вокруг Украины и в Крыму. Россия (введя антисанкции) и Испания (в рамках так называемого Объеди-ненного Запада) оказались по разные стороны геополитических баррикад. 
Из всех стран-членов ЕС Испания наиболее пострадала от контрсанкций. Значительно снизился торгово-экономический обмен с Россией. Пиковое количество отдыхающих Россиян на курортах Испании, пришедшее на 2013 г., резко пошло вниз. Создание железнодорожной инфраструктуры в России при содействии Испании ограничилось трассой Нижний Новгород – Москва (запущен поезд Talgo 250 вместо электропоездов производства Siemens «Сапсан»). Сделка между испанской Repsol и Российской компанией «ЛУКойл» (сумма сделки оценивалась в рамках 6 млрд. долл.) не состоялась. Четвертый раз покинула российский рынок испанская автомобилестроительная компания SEAT 17 ноября 2014 года. Испанское безропотное подчинение предписаниям Евросоюза остановило поставки фруктов и овощей в Россию. Но данные ограничения прежде всего сказались именно на экономике Испании. Как отмечал Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо (глава министерства иностранных дел Испании) – “Импорт из Испании в 2014 году сократился на 12% – с $4,9 млрд. до $4,3 млрд.
 До запрета страна только в столичный регион поставляла мясо и продукты из него на $75 млн. (данные ФТС за 2013 год). В 2014 году Москве успели продать испанского мяса только на $5,4 млн. Овощей в 2013 году в Москву поставили на $128 млн., а в 2014 году — только на $72 млн. Поставки фруктов упали с $171 млн. до $84 млн.” Еще в апреле 2014 года посол Испании Хосе Игнасио Карбахаль объяснил «Интерфаксу» об испанское видение обстановки на Украине, связях с Москвой и будущности партнерских отношений. На вопрос “Возможно ли реальное противостояние между НАТО и Россией?” посол ответил – “Мне трудно представить себе подобное. У нас был договор о сотрудничестве и партнерстве от 1996 года. Сейчас с учетом нынешних обстоятельств мы его замораживаем, но, тем не менее, я не вижу причин, чтобы его вообще отменили. 20 лет мы были способны обсуждать и приходить к соглашениям, сотрудничали в борьбе с пиратством в Индийском океане, в афганском конфликте. Какое-нибудь столкновение обеднит нас всех, сделает нас всех нищими. Я считаю, что мы найдем возможности договориться.
Таким образом, выявлено, что санкции несут деструктивный характер не только для экономики России, но и для экономик стран, их поддержавших, что негативно отражается и на глобальной экономической системе. Безусловно, многие партнеры России пытаются выступить за отмену экономических санкций, но тут же подвергаются политическому давлению со стороны США сами, поэтому ожидать скорой отмены санкций не стоит. 
Политическое и финансовое давление на Россию оказывается, в том числе, и с целью снижения ее политического влияния в регионе и замедления ее экономического развития в преддверии мирового технологического прорыва, с целью оставить ее и дальше исключительно в роли сырьевого экспортера без возможности наверстать упущенные технологии, обеспечив переход к новому технологическому укладу.
Пока отсутствуют обобщающие данные о внешней торговле стран – членов Европейского союза (они появляются позднее), но опубликованы официальные материалы по внешнеторговым связям Российской Федерации, что позволяет провести традиционный анализ сдвигов в динамике взаимного товарооборота, его географической структуры. После вполне позитивных достижений 2018 г. с заметно возросшими параметрами общего внешнего товарного обмена России и ее оборота с крупнейшим коллективным партнером – ЕС, что обеспечило повышение его долевого вклада с 42,1% до 42,8%, результативность 2019 г. оказалась более сдержанной. 
Закрытие российского рынка, невозможность мгновенного увеличения отечественного производства, а также ослабление рубля на мировом рынке привело к скачку цен на продукты питания в России. За первые два года после закрытия рынка цены на продукты питания и напитки возросли в годовом начислении на 18,1%. Больше всего возросли цены на рыбу и морепродукты: в 2016 году они были выше, чем в 2014 на 42,6%. Стоимость фруктов и овощей увеличилась на 36%, цены на молочные продукты взлетели на 21,2%. 
Доля импортных продовольственных товаров на российском рынке с момента введения санкций и ответных мер России существенно уменьшилась.
 
Рис. 1. Доля импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли по РФ
В 2018 году рост оборота торговли РФ и ЕС составил 19,3%. По данным российской федеральной таможенной службы, товарооборот достиг 294,2 млрд долларов США. Экспорт составил 204,9 млрд долларов США, импорт – 89,3 млрд долларов США. Положительное для российской стороны сальдо составило 115,6 млрд долларов США. Наглядно показатели торговли России и ЕС за два последних года представлены на рисунке 2.

 
Рис. 2. Показатели торговли России и ЕС в 2017 и 2018 гг.

Состояние торгового баланса имеет огромное значение для национальной экономики России, поскольку оказывает значительное влияние на формирование бюджета страны. В 2018 году российский бюджет был исполнен с профицитом впервые за долгое время. Первоначально он был утвержден с дефицитом, однако рост нефтегазовых доходов, начинающийся с ноября 2018 года, способствовал внесению поправок в федеральный бюджет. Превышение доходов над расходами достигло 2,7% ВВП. Деньги из бюджета идут на социальную политику государства, оборону, экономику, национальную безопасность, различные общегосударственные вопросы, обслуживание государственного долга, образование, здравоохранение и в другие сферы. Доходная часть бюджета в 2019 году должна превысить аналогичный показатель 2018 года на 4,8 трлн рублей.
Распространение пандемии по миру в первые месяцы 2020 г., а точнее, предупредительные и ограничительные меры, которые вводятся ввиду такого распространения различными странами мира существенно меняют привычную картину международной торговли и в целом мировой экономической активности. Казавшиеся устоявшимися цепочки поставок становятся все более хрупкими, а то и вовсе разрываются с выпаданием из них отдельных звеньев производителей и поставщиков и введением ограничений на трансграничные перевозки. Существенные экономические потери наблюдаются практически по всем отраслям и в большинстве стран мира. Замедление темпов роста международной торговли товарами, начавшееся несколько лет назад, в 2019 г. вылилось в ее сокращение на 0,1%. В частности, по оценкам Всемирной торговой организации (ВТО), при оптимистичном сценарии развития событий и восстановлении нормального режима мировой торговой активности к лету 2020 г., сокращение мирового товарооборота по итогам года может составить 13% [2] (рис. 1).
 
Рис. 3.  Объем мировой торговли в 2005-2019 гг. и прогноз на 2020-2022 гг., индекс, 2015 г. = 100.
Пессимистичный сценарий рисует перспективу резкого падения товарооборота, сопоставимого с мировым кризисом 2008-2009 гг., при долгом последующем восстановлении до объемов 2018 г. Сравнение с кризисом прошлого десятилетия может быть уместно по ожидаемой глубине падения как торговли, так и мирового ВВП. По ряду обстоятельств, однако, современная ситуация от него отличается. Как и в период мировой рецессии 2008-2009 гг., правительства всех пострадавших стран сегодня в той или иной мере используют меры монетарной и фискальной политики для сглаживания негативных эффектов пандемии для экономики и поддержания доходов бизнеса и населения. Однако, прошлый кризис имел чисто экономическую природу, в то время как многие из нынешних проблем вызваны или обострены биологическими и медицинскими причинами.
 Вводимые ограничения на передвижение людей, транспорта и грузов, а также принудительное закрытие большинства предприятий и организаций и меры по социальному дистанцированию обуславливают возникновение совершенно другой экономической реальности, кардинально отличной от 2008 г. В такой ситуации оценка последствий кризиса и перспектив выхода из него основывается скорее на ожиданиях, чем на реальных данных, статистика по которым будет в любом случае запаздывать. Тем не менее, большинство существующих прогнозов сходятся на выделении двух наиболее вероятных сценариев изменения объемов мировой торговли вследствие влияния пандемии: оптимистическом и пессимистическом. Первый предполагает снижение товарооборота по итогам января-июня 2020 г. с началом его восстановления во второй половине года. При этом рост в 2021-2022 гг. будет весьма существенным, предположительно даже выше докризисных показателей на фоне оживления мирового спроса и относительно низких цен на энергоносители.
Введение обоюдных санкций снизило товарооборот между странами практически вдвое, что не способствовало развитию экономики Испании. Планируемый ранее Год российско-испанского туризма в 2016- 2017 годах не нашедший поддержки обозначился закрытием прямых перелетов из городов России на курорты Испании. Фильтр, через который проходят отношения России и отдельных государств, введенный органами управления Евросоюза, чаще всего блокирует национальные интересы в хозяйственной и культурной сфере стран-партнеров, вставших на пути политических решений Брюсселя. В заключении хотелось бы предложить лидерам двух стран, имеющих такую богатую историю пяти столетий удаленно-дружественных отношений 2022-2023 гг. объявить годами России и Испании, без оглядки на санкции и указания стран, находящихся в тылу Европы.
Подводя итоги проведенного анализа, можно предположить, что при всей сложности прогнозов некоторое снижение стоимостных объемов обмена товарами РФ – ЕС может стать только фрагментом общего снижения деловой активности, поскольку обе стороны заинтересованы в развитии как взаимной, так и современной международной товарной торговли в целом.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы