Другое на тему Утренняя гимнастика и её использование в работе с детьми дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5
Психолого — педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 5
1.2 Значение утренней гимнастики для здоровья дошкольников и ее задачи 8
1.3 Содержание и структура утренней гимнастики 10
1.4 Специфика организации и методики проведения утренней гимнастики у детей дошкольного возраста 11
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15
2.1. Наблюдение и анализ утренней гимнастики 15
2. Подготовка места и физкультурного инвентаря. 15
3. Подготовка детей. 15
4. Организация утренней гимнастики. 15
Заключение 17
Библиография 18
Введение:
Актуальность темы. Здоровье дошкольника является приоритетной задачей государства, а задача воспитателей его сохранить и укрепить.
Основой в формировании здорового образа жизни ребенка являются правильно подобранные и увлекательные утренние упражнения. Проводить ежедневные утренние упражнения в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранном комплексе физических упражнений, укреплять нервную систему у детей после сна, стимулировать деятельность всех внутренних органов и систем, стимулировать физиологические процессы обмена веществ, повышать возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, поступающих в мозг от всех рецепторов — зрительных, слуховых, костно-мышечных, кожных, улучшает функционирование организма в целом.
В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья. В Требованиях к организации физического воспитания постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» отмечается, что физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств [13].
Регулярные физические упражнения на свежем воздухе способствуют укреплению организма ребенка, развивают устойчивость к различным воздействиям окружающей среды. Введение в упражнения корректирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки.
Утренняя гимнастика — это многогранный спортивный процесс, систематически оживляющий детское тело. Утренняя гимнастика, имеет большое воспитательное значение. Систематическая утренняя гимнастика учит детей привычке ежедневных упражнений, учит упорядоченно начинать свой трудовой день последовательно действовать в команде, быть целеустремленным, внимательным, мягким, а также положительными эмоциями и радостными ощущениями. Ежедневное выполнение определенных физических упражнений способствует улучшению двигательных способностей у детей, развивает физические качества (силу, ловкость, гибкость, улучшает координационные механизмы, способствует приобретению знаний в области физической культуры. Таким образом, утренняя гимнастика в соответствии ФГОС становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.
Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования учёные, как Т.И.Алиева, В.Г.Алямовская, О.М.Дьяченко, Е.А.Екжанова, М.Н.Кузнецова С.М.Мартынов, Л.А.Парамонова, Е.А.Сагайдачная и др. Положения о сущности здорового образа жизни и теории формирования здоровья, отражены в трудах Н.А. Амосова, М.В. Антроповой, И.А. Аршевского, Э. Бокка, К.Н. Венцеля, Ю.П. Лисицина, М.И. Покровской, В.Л. Фармаковского, Ф.Шольца и др.
Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека — здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей. При таком взгляде огромную роль играет правильная и грамотная организации и методики проведения физического воспитания детей дошкольного возраста, в частности утренней гимнастики.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности и физической культуре, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Таким образом, цель настоящей работы заключается в раскрытии особенностей организации и методики проведения утренней гимнастики.
Объект исследования: процесс применения утренней гимнастики в работе с дошкольниками.
Предмет исследования: Утренняя гимнастика и её использование в работе с детьми дошкольного возраста.
Реализация цели предполагает выполнения ряда задач:
— дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста;
— раскрыть значение утренней гимнастики для здоровья дошкольников;
— раскрыть содержание и структуру утренней гимнастики;
— определить специфику организации и методики проведения утренней гимнастики у детей дошкольного возраста;
— провести анализ занятия утренней гимнастикой в ДОО.
В ходе работы применялись следующие методы: анализ научно-литературных источников, описательный метод, логико-понятийный метод, метод классификации и метод обобщения, наблюдение, анализ.
Заключение:
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
Регулярная утренняя гимнастика в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Психолого — педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст в нашей стране определяют рамками от трех до семи лет, он берет начало с изменения ведущей деятельности – появляется ролевая игра. Взрослый является в качестве эталона поведения, копирования действий. В игре дети моделируют взаимоотношения, развиваются общие и специфические способности детей.
Чтобы дать общую характеристику возрастных особенностей дошкольников, нужно отметить, что дошкольник [11]:
как личность пребывает на этапе становления, созревания и развития, у ни одной стороны психики нет законченного характера;
самоценность периода определяют наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка;
это период начала социализации детей, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, которые определяют установление начальных отношений с ведущими сферами познания – миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром;
дети имеют способность обучаться по определенной программе, т.е. обладают обучаемостью, но только в той степени, в которой она является их «собственной программой» (Л. С. Выготский), то есть соответствует их интересам и потребностям;
уникальная специфика физического, социального, психического развития проявляются в своеобразии способов познания и деятельности дошкольника;
эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственность, оптимизм создают условия для эмоционально-практического познания мира и самого себя;
ребенок зависим от взрослого, есть нужда в общении с ним;
важными достижениями психического развития дошкольника являются произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка. Формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Период дошкольного детства делят на ряд периодов.
В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) сохраняется особенность раннего возраста – потребность во взрослом, который выступает уже не носителем предметного мира, а законодателем норм и правил поведения.
Отличительными особенностями младшего дошкольного возраста называют:
возникновение интереса и желания вести здоровый образ жизни (соблюдать гигиену, режим дня, усовершенствовать движения);
дальнейший рост и развитие организма, совершенствование всех функциональных систем;
интенсивное развитие моторных функций, рост двигательной активности;
наличие у движений преднамеренного и целеустремленного характера;
увеличение работоспособности;
совершенствование основных видов движении, но физические качества пока развиты слабо;
наличие слабости воли, усилии по преодолению трудностей; большая роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»);
расширение, качественное изменение, возникновение новых способов ориентировки в действительности, содержательное обогащение представлений и знаний о мире;
интенсивное развитие памяти, но у нее еще непроизвольный характер;
начало использования символических представлений предметов и событий, богатая фантазия, развитие речи [6,c.122].
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения. Фактическое складывание личности связано с устойчивым соотношением мотивов (А. Н. Леонтьев). Формируется их соподчинение, т.е. иерархия мотивов. На этой основе формируется воля и произвольность.