Другое на тему Уголовная ответственность за контрабанду: вопросы теории и правоприменения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.
ИСТОРИЧЕСКИЙ И ИНОСТРАННЫЙ АСПЕКТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ
1.1. История
уголовно-правовой регламентации ответственности за контрабанду в России
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРАБАНДЫ
2.1
Контрабанда как преступление международного характера: краткая характеристика
2.2.
Контрабанда по уголовному законодательству стран ЕАЭС
3.
КОНТРАБАНДА ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
3.1.
Криминологическая характеристика контрабанды в России
3.2.
Объективные признаки контрабанды
3.3.
Субъективные признаки контрабанды
3.4.
Проблемы правоприменительной практики.
3.5.
Особенности освобождения от уголовной ответственности за контрабанду
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Исследователи определяют общественную опасность контрабанды в
причинении ею значительного вреда правам и интересам российских и зарубежных
товаропроизводителей, а также интересам государства.
По данным статистики Федеральной таможенной службы Российской
Федерации в 2019 году львиную долю (35%) от общего числа возбужденных уголовных
дел (1928) составили преступления, предусмотренные ст. 226.1 УК РФ. Контрабанда
сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых,
радиоактивных веществ… продолжает «бить рекорды» и в 2020 года. Так, за I квартал текущего года на основании
оперативных материалов таможенных органов всего возбуждено 652 уголовных дела. В
списке «лидеров» уголовные дела, возбужденные по признакам состава
преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ (42,94%).
Актуальность темы обуславливается не только внушающими цифрами
в приведенной статистике, но и в понимании уголовного закона. Не смотря на
прошествии значительного времени с момента криминализации общественно – опасных
деяний в сфере таможенного дела, определенные сложности возникают в вопросах разграничения
контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей. Специфика контрабанды
существенно усложнила применение уголовно-правовых норм, что не могло не
отразиться в правоприменительной практике.
Анализ судебной и следственной практики по делам о
контрабанде дает основания серьезно обеспокоится о различном понимании
практиками отдельных положений, устанавливающих уголовную ответственность за
данное преступление. На основании изложенного, прихожу к выводу, что выбранная
к исследованию тема достаточно актуальна в теоретическом плане, а также
представляет не меньший интерес исследование ее практической стороны.
Объектом исследования являются проблемные вопросы теории и
практики, которые возникают во время привлечения к уголовной ответственности
лиц за совершение контрабанды.
Объект исследования – отношения, которые складываются в
результате привлечения лиц к ответственности за контрабанду по уголовному
законодательству Российской Федерации.
Предмет исследования определяется нормами российского
законодательства, с помощью которых устанавливается уголовная ответственность
за контрабанду.
Цель работы заключается в проведении комплексного
теоретического и практического исследования вопросов, связанных установлением предмета и способов совершения уголовно-наказуемой
контрабанды.
Задачи исследования:
— рассмотреть понятие и нормативное закрепление контрабанды в уголовном
праве,
— проанализировать способы совершения уголовно-наказуемой контрабанды,
— определить особенности назначения наказания за контрабанду.
Хронологические и территориальные рамки исследования. В
работе будет проанализирован современный подход
к уголовной ответственности за контрабанду, с учетом последних изменений
в действующий УК РФ. В ходе исследования будет
использовано российское законодательство.
Понятийный аппарат. Для исследования необходимо проанализировать понятие контрабанды, а также ее предмета. На
сегодняшний день предмет контрабанды служит основанием для дифференциации
уголовной ответственности в данной сфере.
Анализ литературных источников. Характеристика контрабанды дана в
монографических исследованиях А.О. Вихляева, Т.Н. Кастрикиной, Н.М. Кожуханова,
К.А. Корнякова, М.А. Кочубей, В.С. Кузьменко, И.М. Середы.
Контрабанда
рассматривалась в диссертационных исследованиях В.П. Верина, А.В. Грязнова,
А.В. Дранникова, Г.В. Карнишиной, Г.П. Качки-ной, Д.В. Коземаслова, П.А.
Модестова, П.Н. Смолякова, Л.Ф. Рогатых, И.В. Розумань, Л.Ю. Родиной.
Следует
отметить, что указанные исследования обладают теоретико-практическим характером,
направленным на изучение составов контрабанды, однако общего
исследования по всем составам
контрабанды на сегодняшний день не
проводилось.
Методологическую базу исследования составили диалектический
метод и базирующаяся на нем система общенаучных и частных научных методов:
– логический метод – при изложении всего материала,
формулировании выводов и предложений;
– метод системно-структурного анализа – при изучении понятий
и процессов, связанных с осуществлением борьбы с контрабандой;
– метод моделирования – при формулировке рекомендаций по
изменению и совершенствованию законодательства.
Структура работы
включает введение, три главы, объединяющих 9 параграфов, заключение и список
литературы.
Заключение:
Федеральным
законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из
УК РФ была исключена статья 188. Вместе
с тем на законодательном уровне исчезло и понятие «контрабанда», которое
объединяло в себя единое понятие незаконного перемещения товаров или иных
предметов через таможенную границу, совершенное помимо или с сокрытием от
таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств
таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным
декларированием[1].
Принятию данного решения послужило
существовавшие противоречия положения части 1 статьи 188 УК РФ с Основным законом РФ, в связи с чем
Конституционным Судом Российской Федерации были приняты соответствующие
постановления от 27 мая 2008 года № 8-П и от 13 июля 2010 года № 15-П[2].
Однако на мой взгляд, не только
противоречия Конституции РФ послужили внесению изменений в УК РФ. Прежде всего
этому способствовали политические и экономические причины. Ввиду вступления в
силу с 1 июля 2010 года на территориях стран – участниц Таможенного кодекса
Таможенного союза, провозглашающего свободное перемещение товаров и иных,
незапрещенных законодательством России, Белоруссии и Казахстана предметов.
Вместе с тем, исключение ст. 188 УК РФ
привело к необоснованной замене уголовной ответственности на административную
лиц, совершивших контрабанду на территории границы со странами, которые не
входят в Таможенный союз (Азербайджан, Грузия, КНР, Латвия, Литва, Норвегия,
Польша, Украина, Финляндия, Эстония), однако продолжают незаконно перемещать
товары, а также запрещенные предметы.
На основании проведенного исследования
считаю полное исключение состава контрабанды из УК РФ необоснованным. Спасти
сложившуюся ситуация могло мы закрепление в уголовном законе понятие
«контрабанды», которое должно соответствовать понятию, содержащемуся в ТК ЕАЭС,
а именно: «незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза —
перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые
должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу
Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах,
либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным
декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием
документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с
использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств
идентификации». С возвращением понимания определения контрабанды не стоит
исключать из УК РФ, уже существующие составы преступлений, предусмотренные
ст.ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1, поскольку, на мой взгляд, законодателем
справедливо выделены указанные противоправные деяния, чем подчеркнуто их
повышенную общественную опасность сравнительно с контрабандой товаров.
Во время написания работы исследованы
проблемы ответственности за совершение контрабанды с точки зрения теории и
практики.
Рассмотрение объекта и предмета контрабанды позволило глубже
понять характер и степень ее общественной опасности, которая способствует
правильной квалификации преступления.
Анализ развития уголовно-правовых норм об ответственности за
контрабанду показал на сколько этот вопрос является проблемным и как остро он
вызывает различные дискуссии в уголовно — правовой теории и правоприменительной
деятельности.
[1] Уголовный кодекс Российской
Федерации // https://base.garant.ru/5761577/0e5b4b5afa9c1984768f6045c9a948b0/. Электронный
ресурс. Дата обращения: 19.05.2020.
[2] Постановление Конституционного
Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 года № 8-П. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77402/ (дата
обращения: 19.05.2020). Постановление Конституционного Суда Российской
Федерации от 13 июля 2010 г. № 15-П [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://base.garant.ru/1795868/9c3c68dbbdd35c5fbdb2dbad29c83316/#block_111/
(дата обращения 19.05.2020)
Фрагмент текста работы:
С появлением капитализма появляется массовое распространение
товарно – денежных отношений, появляется открытый ввоз и вывоз товаров. Этот
момент является благоприятной средой для зарождения такого преступления, как
контрабанда и приходится на XIV-XVI вв.
Справедливо будет предложить, что исследованию контрабанде
было посвящено значительное количество трудов как авторами с мировым именем,
так и отечественными учеными – юристами. К изучению такого понятия как
«контрабанда» обращали свое внимание В.П. Верин[1],
В.М. Колдаев[2],
А.В. Пантюхин[3],
А.В. Попенко [4]
и др. Изучая отечественные нормативно – правовые акты наиболее раннего периода
следует отметить, что в нормах российского законодательства была предусмотрена
ответственность за нарушение различных правил провоза товаров. Однако такие
нормы отличались от современного понимания законодательства по противодействию
контрабанды и касались лишь существующих правил провоза товаров внутри
государства, а не между отдельными суверенными государствами[5]. Развитию контрабанды в
полной мере послужила война в Европе в XVI-XVII веках, когда страны, не
принимающие участие в войне поставляли воюющим странам запрещенные товары и
материалы. Так обществу становится известно о новом виде контрабанды, так
называемой «военной»[6].
Введение ответственности
за совершение контрабанды на территории России было связано с тем, что за провоз
товаров через границу были введены пошлины. С началом XVI века сбор пошлины был
отражен в грамотах, где устанавливался штраф за контрабанду, однако сам термин
пока не применялся.
Петр I принимает
тарифы, которые увеличивали пошлины на провозимые товары.
Екатериной II
принимались меры по предупреждению контрабанды, среди которых важное значение
приобрела так называемая система поощрений для ее «задержателей».
Аналогичные
меры были предложены и Александром I при принятии Высочайшего указа в 1811
году. Нормы данного Указа устанавливали награждения для лиц, задержавших
контрабанду, вводилось понятие для начальников таможенных округов и членов
таможни.
Несмотря на
попытки принимать меры по устранению и пресечению контрабанды, проблемы не была
искоренена в полном объеме и поэтому в 1892 году был принят Таможенный устав, в
котором впервые закрепилось легальное толкование контрабанды, а также
установлены меры наказания при ее совершении.
В досоветский
период в развитие законодательства об ответственности за совершение контрабанды
важную роль сыграл принятый в 1906 году Таможенный устав. Данным правовым актом
были закреплены способы совершения контрабанды, а к предмету преступления стали
относится товары различного назначения.
В
Постановлении от 29 декабря 1917 г. «О разрешениях
на ввоз и вывоз товаров»
контрабанда рассматривалась как ввоз или вывоз товаров без специального
разрешения Комиссариата Торговли и Промышленности[7].
Это говорит о
том, что в после совершения Октябрьской революции в 1917 году, контрабанду
признавали также и нарушение монополии внешней торговли, и ей придавался
политический характер.
В 1921 году замечено
значительное увеличения потока контрабандных товаров, в связи с чем возникает необходимость
в формировании системы органов по борьбе с контрабандой, а также определения их
компетенции.
[1] Верин В.П. Контрабанда:
уголовно-правовое и криминологическое исследование. Автореферат дис. …
кандидата юридических наук / Рос. правовая акад. М-ва юстиции РФ. Москва, 2004.
[2] Колдаев В.М. История и современные
способы борьбы с контрабандой в ссср (криминалистическое, уголовно-правовое и
уголовно-процессуальное исследование). Диссертация на соискание ученой степени
кандидата юридических наук / Ленинград, 1972.
[3] Пантюхин А.В. Уголовно-правовые и
криминологические меры борьбы с контрабандой товаров, не ограниченных в
гражданском обороте. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
юридических наук / Москва, 200
[4] Попенко А.В. Опыт борьбы с
контрабандой на дальнем востоке россии (1884 — конец 20-х гг. Xx в.).
Автореферат дис. … кандидата исторических наук / Дальневост. гос. гуманитар.
ун-т. Хабаровск, 2008.
[5] Рогатых Л.Ф. Контрабанда. Проблемы
уголовно-правовой характеристики:. Дис. канд… юрид. наук / Л.Ф. Рогатых . —
СанктПетербург, 1999.
[6]
Рогатых Л.Ф. Контрабанда. Проблемы уголовно-правовой характеристики:. Дис.
канд… юрид. наук / Л.Ф. Рогатых . — СанктПетербург, 1999. 207 с.
[7] Азаренкова Е.А.
Должностное лицо как субъект контрабанды, предусмотренной ст. 2261 УК
РФ / Е.А. Азаренкова // Наука и практика. – 2015.– № 4
(65). – С.159-164