Другое на тему Учебный проект на тему: «Романтизм против реализма или мир действительности против мира мечты» (10 класс)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1. Романтизм М. Горького. 5
2. Переплетение романтизма и реализма в рассказах М.
Горького. 7
Заключение. 12
Список литературы.. 15
Введение:
Актуальность
темы. Максим Горький вошел в русскую литературу как
предвестник обновления жизни. Несмотря на то, что ранние произведения Горького
относятся к периоду, когда реализм как творческий метод уже сформировался в
русской литературе, его ранние рассказы можно назвать романтическими как по
стилю, так и по характеру героев, и то, что преобладает, воспроизводится в этих
произведениях.
Первые произведения А. М.
Горького отмечены влиянием романтизма. В наследии любого писателя можно что-то
любить, но не любить. Один оставит равнодушным, а другой порадует. И это тем
более верно для необъятного и разнообразного творчества А.М. Горького. Его
первые произведения — романтические песни и легенды — оставляют впечатление
соприкосновения с настоящими талантами. Хорошие герои в этих рассказах. И не
только внешне — они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их
жизнь имеет высокий смысл [1].
Герои первых произведений
А.М. Горького мужественны и альтруистичны («Песня о соколе», легенда о Данко),
воспевают активность, способность действовать (образы Сокола, Буревестника,
Данко).
Одно из самых ярких
ранних произведений А.М. Горького — повесть «Старуха Изергиль» (1894).
Написанный рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления:
«Легенда о Ларри», «История жизни Изергиль», «Легенда о Данко». Три части
истории объединяет главная идея — желание раскрыть истинную ценность
человеческой личности.
Рассказы писателя — это
не только поэтические легенды, они содержат живую жизнь с ее идеологическими
изысканиями и противоречиями. Все эти работы рождены на реальной основе. Все
они подтверждают главную идею Горького: «Человек — это жизнь». «Да, Макар Чудра
из одноименного рассказа спрашивает своего собеседника: "Разве ты сам не
жизнь?" Человек — центр Вселенной.
Создавая свои
произведения, Максим Горький пытался понять, насколько его романтический герой
соответствует действительности, сможет ли он выжить в реальной жизни. И часто
эти размышления приводили его к пессимистическим настроениям: «Как мы можем
этого не делать, если наша жизнь рухнула?» Сочетание романтизма и реализма
ставит перед писателем главный вопрос всего его творчества: «Какова настоящая
правда о человеке?» И, пытаясь ответить на этот вопрос, Горький выбрал все
самое важное и существенное и отверг «всякую случайность», которая могла бы
помешать ему показать человека таким, какой он есть, открыть в нем эту
уникальную и настоящую истину.
Более того, не отклоняясь
от обычных методов критики и отрицания этого бездушного мира, Горький открыл
совершенно новый способ осуждения зла и жестокости через рост силы, отваги,
нравственности, свободолюбия и духовной чистоты.
Как уже отмечалось,
творческий стиль Горького формировался под влиянием двух факторов — богатства и
разнообразия жизненных впечатлений и непреодолимой тяги к открытию внутренних
законов жизни.
Везде и всегда А. М.
Горький стремился возродить основы, заложенные в природе человеком. В ранних
романтических произведениях Горького постулируется и отражается пробуждение
человеческой души — самого прекрасного, чему писатель когда-либо поклонялся.
Цель
исследования – проанализировать тему романтизма против
реализма в произведениях М.А. Горького
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть романтизм
у М. Горького.
2. Исследовать
переплетение романтизма и реализма в рассказах М. Горького.
Заключение:
Ранние произведения
господина Горького отражают незавершенность его мировосприятия и
художественного творчества. В них он действует как романтик, а его романтизм
сочетает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы. Горький
творит свой мир. Мы часто наблюдаем определенные черты современной России. Тем
не менее художественная реальность Горького не живет по своим внутренним
законам, отличным от законов, существовавших для реалистов XIX века.
Природа в этом мире тесно
связана с душевным состоянием героев, соответствует канонам романтизма. Море в
повести «Челкаш», лес в легенде о Данко, степь в повести «Дед Архип и Ленка»
меняются по мере развития сюжета. Если в начале работы природа спокойная и
обычная, то во время основного конфликта она отражает эмоциональное напряжение
героев: начинается гроза или буря. Природа помогает людям, создавая или
противодействуя естественному фону для свободной и свободной жизни, как в
начале рассказа «Старуха Изергиль». Однако в этом противостоянии участвует не
сама природа, а ее «ложное подобие», созданное людьми.
Воплощением этого
«ложного образа» является город-порт, который «дышит мощными звуками страстного
гимна Меркурия», или «живой» лес, рожденный страхом перед людьми. В обоих
случаях реальность, созданная людьми, «поработила и обезличила их», поэтому она
должна исчезнуть, когда им удастся преодолеть свой страх. Напротив, настоящая
природа всегда жива, она воплощает в себе непреложные и вечные законы жизни,
поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими
«вечность», красоту и гармонию, неподвластные мелким страстям.
Главный герой обычно
ассоциируется с природой, вокруг которой строится история: Челкаш чувствует
себя свободно только в море, умирающая Ларра смотрит в небо. Это соединение
позволяет выделить главного героя, что соответствует традициям романтизма. Этот
герой — изгой общества, он всегда один. Не являясь «вторым я» автора, он тем не
менее воплощает в себе определенные идеи, близкие к Горькому.
Обычно у главного героя
есть антагонист с противоположным взглядом на жизнь. Между ними возникает
конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, главный
конфликт не только межличностный, но и идеологический. «Свободные» герои
противопоставляются героям, зависящим либо от денег, либо от «традиций» или
«невежества». Свобода для всех очень отличается от свободы для себя. Первого
играет Данко, второго — Ларра. Только свобода для всех может принести людям
счастье, научить их «видеть жизнь», как говорит старая Изергиль. Его судьба
контрастирует с филистерским идеалом «тихой жизни».
Для Горького «буржуазный
идеал» — это и мечта Гаврилы «о доме», и «забота» деда Архипа о Ленке, и
«мудрость» Ужа. Горький считал, что человек — это не только скопление грехов и
пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Следовательно, вся этика
должна быть «активной», то есть оценивать человека по его способности «жить, а
не мириться».
Противостояние двух
этических норм составляет основу сюжета. Связь оказывается проблемой, на
которую две разные системы убеждений дают разные ответы. Это платок, украденный
из рассказа «Дед Архип и Ленка», проблема «цены денег» в «Челкаше» или свободы
в «Старухе Изергиль». Затем конфликт развивается и приходит развязка, и герой
может умереть, но его идеи побеждают. Они побеждают не в реальной жизни, а в оценке
читателем происходящего. Сокол уже не мог доказать «свою правду», но именно он
предстает перед читателями как положительный герой.
Такое противостояние двух
мировоззрений проявляется как во внешнем виде персонажей, так и в их восприятии
действительности. «Хороших людей» всегда сравнивают с птицами, они «умеют
летать», а не «рождены ползать». По внешнему виду и языку они, как и
романтические герои 19 века, отличаются от окружающих их людей. «Красивые люди»
видят мир по-своему, для них нет ничего страшного и непонятного. Для Челкаша
«огненно-голубой меч», увиденный Гавриилом, — это простой «электрический
фонарь».
Таким образом,
мировоззренческие проблемы, привлекавшие внимание Горького, определили
художественное своеобразие его ранних произведений. Сюжет построен на
противостоянии двух наборов идей, одна из которых несет в себе четко выраженную
положительную оценку. Развитие сюжета вызывает у читателей такую же оценку.
Герои, которые несут эти идеи, даже умирают, остаются победителями. С самого
начала произведения они различаются по композиции и противопоставляются другим
персонажам, потому что стремятся «жить, а не мириться».
Потому что они выступают
против буржуазного идеала как «бродяги». Он проявляется в языке и в стремлении
к «свободной природе» и в конфликте с существующим обществом. Эта социальная
изоляция позволяет говорить об их сходстве с романтическими персонажами 19
века. В то же время Горький наделяет своих героев отличительными чертами «людей
дна», что можно рассматривать как попытку реалистичного описания русской жизни
начала ХХ века.
Фрагмент текста работы:
1. Романтизм М. Горького
В конце 90-х читатель был
поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя — господина
Горького. «Великий и самобытный талант» — таково было общее мнение о новом
писателе и его книгах [4].
Растущее недовольство в
обществе и ожидание кардинальных перемен вызвали усиление романтических
тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве
молодого Горького, в рассказах «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», в
революционных песнях. Герои этих рассказов — люди «с солнцем в крови», сильные,
гордые, красивые. Эти герои — мечта Горького. Такой герой должен был «укреплять
в человеке волю к жизни, пробуждать в нем бунт против реальности, против любого
ее угнетения».
Центральным образом
ранних романтических произведений Горького является образ героя, готового на
подвиг на благо народа. Рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1895 году,
имеет большое значение в раскрытии этого образа. Как и Данко, Горький заложил
гуманистическое представление о человеке, отдающем все свои силы служению
народу.
Данко — «молодой
красавец», смелый и решительный. Чтобы привести свой народ к свету и счастью,
Данко жертвует собой. Он любит людей. И так его юное и пламенное сердце
воспламенилось огнем желания спасти их, вывести их из тьмы.
"Что я буду делать
для людей!?" — громче грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе
грудь, вырвал себе сердце и поднял его над головой. «Освещая путь людей сияющим
светом своего пылающего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма побеждена».
Гордый смельчак Данко глядел сквозь просторы степи, бросал радостный взор на
вольную землю и гордо засмеялся. А потом он упал и умер». Данко умирает, его
храброе сердце угасает, но образ юного героя продолжает жить как образ
героя-освободителя. «В жизни всегда есть место для достижений», — сказала
старая Изергиль.
Идею подвига,
возвышенного и возвышенного, Горький выражает в своей знаменитой «Песне о
соколе», написанной в 1895 году. Сокол — олицетворение борца за народное
счастье: «Ах, если бы я мог хоть раз подняться в небо! Я бы прижал врага … к
ранам на моей груди и … он подавился бы моей кровью! Счастья битвы!».
Для ястреба характерны
презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. Как и «Сокол», Горький поет
«folie des braves». «Безумие, отвага — это мудрость жизни! О, храбрый Сокол, ты
истек кровью в битве со своими врагами. Но будет время — и капли твоей крови,
горячие, как искры, воспламенится во мраке жизни, и многие храбрые сердца
воспламенится бессмысленной жаждой свободы и света!».
В 1901 году Горький
написал «Песню о буревестнике», в которой с необычайной силой выразил свои
предчувствия нарастающей революции. Горький воспевал близкую и бесспорную
революционную бурю: «Шторм! Скоро приближается буря! Это храбрый Буревестник,
который гордо плывет между молний по разъяренному морю, ревя от гнева, тогда
пророк победы восклицает: «Пусть буря разразится громче!» Буревестник —
воплощение героизма. Он противостоит глупым пингвинам, гагарам и чайкам,
которые стонут и кидаются перед бурей: «Только гордый Буревестник смело и
свободно летает по морю, ревя от гнева». Журнал Life, в котором была опубликована
эта песня, закрыт.
Современник Горького А.
Богданович писал: «Большинство сочинений господина Горького дышат этим
свободным дыханием степи и моря, чувствуется радостное настроение, нечто
независимое и гордое, чем они заметно отличаются от сочинений других авторов о
том же мире бедности и лишений» [5].
Другие истории того же
типа: «Мальва» (1897 г.), где Мальва — женская ипостась Челкаша, и «Моя
спутница» (1896 г.) — по мнению созданного персонажа, лучшая из этой серии.
Первобытный и аморальный грузинский князь Шакро, с которым рассказчик идет из
Одессы в Тбилиси, — поистине чудесное существо, достойное стоять рядом с
лучшими зарисовками персонажей Горького. В рассказе нет ни капли идеализации
Шакро, хотя очевидно, что «художественная симпатия» автора целиком на его
стороне. Первый Горький завоевал множество поклонников своим «описанием
природы».
Типичный пример этого —
знаменитый вступительный абзац из двух слов Мальвы: «Море смеялось». Но надо
признать, что сегодня эти описания утратили свежесть и уже не впечатляют.
Примерно в 1897 году начал преобладать реализм: в «Бывших людях» (1897)
доминирует реализм, и героические поступки капитана Кувалды не могли рассеять
печальную атмосферу сцены.
2. Переплетение романтизма и реализма в рассказах М. Горького
Романтизм предусматривает утверждение исключительной
личности, вступает в индивидуальную борьбу с миром, подходит к реальности с
позиции своего идеала, предъявляет исключительные требования к окружающей
среде. Романтический герой на голову выше окружающих, их общество отвергается
им. В этом причина столь типичного для романтика одиночества, которое он чаще
всего считает естественным состоянием, потому что люди его не понимают и
отвергают его идеал. Поэтому равноправное начало романтический герой находит
только в общении со стихией, с миром природы, океаном, морем, горами,
прибрежными скалами. Эти герои и ранние сказки Горького: Данко, Ларра, Радда и
другие.
В его творчестве органично сочетаются и переплетаются два
разных стиля, два противоположных литературных течения. С одной стороны, его
работы выдержаны в духе романтизма. А потому идеальные и возвышенные образы как
Данко, Сокол, Буревестник. С другой стороны, они отражают реальность, выделяя
образы простых людей, простых рабочих, несущих тяжелую ношу своей судьбы и
стремящихся сохранить то, что необходимо в невзгодах и невзгодах, — свою
собственную душу. В приведенном выше высказывании Горький рассказывает о
различных группах произведений: романтических сказках и реалистических
рассказах. Но при более глубоком познании творчества писателя становится ясно,
что романтизм и реализм постоянно идут с ним рука об руку, соединенные в одном
произведении, что делает его еще более убедительным и ярким.
«Странное дело», — сказал В.Г. Короленко о повести Горького
«Старуха Изергиль». — «Это романтизм, но он давно умер. Я очень сомневаюсь, что
этот Лазарь достоин воскресения. Мне кажется, что вы поете другим голосом. Вы,
не романтик, а реалист». Рассказы заставили Короленко передумать и признать в
Максиме Горьком в одинаковой степени и реалиста, и романтика [4].
Живя в окружении далекой от сказки и идеала реальности,
Горький болезненно переживал всю несправедливость, жестокость и нищету русской
жизни.
Напор «мучительно бедной жизни» заставляет его стремиться
украсить эту бедность сказочными выдумками. Но все же богатство ярких
впечатлений от этой жизни могло найти выражение только в реалистичных картинах
и картинах. Да, большинство героев его произведений — свободные, смелые,
сильные, гордые люди, в которых автор воплощает свое представление об идеальном
человеке. Каждый из них — человек с большой буквы. Но все они фиктивные. Ведь
цель, поставленная писателем, заключалась в том, чтобы показать человеку,
какими прекрасными они могут быть. «Я всегда хотел видеть человека таким, какой
он есть, но показать его лучше, чем он есть. Означает ли это украсить его? Нет,
это значит, что я считаю себя вправе переделывать человека», — пишет Горький.
Не потому ли в его произведениях появляются такие образы, как старуха Изергиль,
прожившая жизнь, наполненную «жадной любовью», жизнь, подчиненную одной
ненасытной страсти, но в конце этой жизни оставшаяся человеком с высокое
чувство собственного достоинства, которому нет ни опасности смерти, ни страха
потерять любимого человека.
История жизни Изергиль — это история свободы и красоты
человеческих нравственных ценностей. И даже если этот образ вымышленный, разве
мы не хотим верить, что в обычной и реальной жизни в любой момент мы можем
встретить такого человека — с чистой душой, открытым и мудрым сердцем? Конечно,
мы верим в это, а также в реальность рассказа Старухи о самоотверженном и
героическом подвиге Данко, свидетелем которого, кажется, была сама Изергиль —
так уверенно звучат ее слова, так знакомы. герой жертвует собственной жизнью.
Это те самые люди, против которых борется Изергиль, эти люди, которых он
осуждает, чей автор сам стремится пробудить души. Им, буржуазным, отчаявшимся и
обескураженным, Горький противопоставляет своих самоотверженных героев: Данко,
цыганку Лойко Зобар, Радду, Сокол — гордые, свободолюбивые, предпочитающие
смерть всякому смирению и подчинение чьей-либо воле.
Рассказы писателя — это не только поэтические легенды, они
содержат живую жизнь с ее поисками и идеологическими противоречиями. Все эти
работы рождены на реальной основе. Все они подтверждают главную идею Горького:
«Человек — это жизнь». Итак, Макар Чудра из одноименного рассказа спрашивает
своего собеседника: «Ты сам не живешь?» Человек — центр Вселенной. Поэтому он
также ставит перед собой высокие цели: быть свободным от себя и что-то делать
для людей. Это главное стремление героев Горького.
Но, к сожалению, не все люди — это то, что автор хочет видеть
и к чему стремится. Вот почему обвинения Данко в адрес людей кажутся такими
сильными; «Вы просто шли и не знали, как больше сохранять силы! Вы ходили
только «как стадо овец» [3].
Создавая свои произведения, Максим Горький пытался понять,
насколько его романтический герой соответствует действительности, сможет ли он
выжить в реальной жизни. И часто эти размышления приводили его к
пессимистическим настроениям: «Как мы можем этого не делать, если наша жизнь
рухнула?» Сочетание романтизма и реализма ставит перед писателем главный вопрос
всего его творчества: «Какова настоящая правда о человеке?» И, пытаясь ответить
на этот вопрос, Горький выбрал все самое важное и существенное и исключил
«любую случайность», которая могла бы помешать ему показать человека таким,
какой он есть, открыть эту уникальную и настоящую истину в нем.
Работа журналиста помогла писателю проникнуть в самые темные
закоулки русской действительности, изучить болезненную жизнь людей, выброшенных
за край буржуазного «рая». Наблюдения за жизнью подсказали ему целый цикл
рассказов о бродягах, которые стали настоящим обвинением против буржуазного
общества. «Емельян Пиляй», «Дед Архип и Ленка», «Побеги», «Нищий», «Челкаш»,
«Однажды осенью», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Старики», «Мальва» и другие
открывают перед нами реальные образы существования людей в «глубинах жизни». Но
описывая бедность, убогость, жестокость, в которой пришлось жить героям,
писатель вовсе не подчеркивает этого. Он показывает нам тот чистый свет,
который возвышает этих людей над буржуазной средой, их стремление освободиться
от морали буржуазного общества, суть которого сводится к защите собственности и
паразитической жизни. И в их поисках есть что-то от романтических героев —
Радды, Зобара, Данко, Сокола, Девушки.
«Я видел, — пишет
Горький, — что, хотя они живут хуже, чем «обычные люди», но они чувствуют и
осознают себя лучше них, и это потому, что они не жадничают, не задыхаются, не
экономят». Здесь, в «день жизни», автор встретил тех, кто еще не утратил
характерных черт русской природы, ее исконной широты, ее таланта и ее
беспокойной мечты о счастье. Именно так выглядит бродяга и вор Челкаш, навсегда
освободившийся от страсти накопления и наживы и потому выглядит неизмеримо
человечнее, благороднее крестьянина Гаврилы — мелкого хозяина и самолюбителя.
Такова брошенная всеми бомжиха Наташа из повести «Однажды осенью», сохранившая
прекрасные душевные качества, проявила высочайшую человечность в обращении с
людьми, всегда верила в людей. «Пусть осознание его падения не пробудится в его
душе … ибо это было бы ненужным и бесплодным страданием на всю жизнь» [1].
Таким образом, во всех рассказах господина Горького проходит
мотив поиска человека и человека. В то же время в них автор осуждает все низкое
и недостойное. Русский критический реализм вообще и Горький в первую очередь
пошли гораздо дальше Запада в обличении филистера. И писатель, демистифицирующий
эту форму буржуазной идеологии, открыл совершенно новые средства и краски,
потому что осознал не только свою порочность, но и надвигающийся крах на пути
истории.
Более того, не отклоняясь от обычных методов критики и
отрицания этого бездушного мира, Горький открыл совершенно новый способ цензуры
зла и жестокости через возвышение силы, отваги, нравственности, любви к свободе
и духовной чистоты.
Как уже отмечалось, творческий стиль Горького формировался
под влиянием двух факторов — богатства и разнообразия жизненных впечатлений и
непреодолимой тяги к открытию внутренних законов жизни.
Стремясь познать прогрессивную личность своего времени,
Горький глубоко проникает в мир человеческих идеалов, стремлений и мечтаний. И
объясняя их происхождение, автор устремляется в мир реальной жизни, обычных
людей и привычных образов действительности. Таким образом, сочность и яркость
описания человеческой души сочетаются в его произведениях с озарением
пробуждающегося национального сознания.
Романтические произведения писателя, пропитанные героизмом и
отражающие специфические задачи освободительного движения, были лишь
результатом познания действительности. Их объемное содержание привело к
новаторскому развитию реалистических жанров в области прозы и театра.
На рубеже веков Горький создал ряд работ, в которых
углубленному психологическому анализу подвергнуты явления, определяющие
основное идейное содержание горьковского «реалистического романтизма».