Другое на тему Участие прокурора при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий в России и США
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА
1. РОЛЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРОКУРОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАДЗОРУ ЗА
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ЭТАПЕ С 1992-1994 ГГ. 4
1.1 Сущность, задачи прокурорского надзора за
оперативно-розыскной деятельностью в соответствии с Законом «Об ОРД» 1992 г. и
подзаконными актами Генпрокурора РФ 1992-1994 гг. 4
1.2
Организация прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в соответствии
с ФЗ № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» и подзаконными актами
Генпрокурора РФ.. 6
ГЛАВА 2. ПРОКУРАТУРА В США
И ЕЕ РОЛЬ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 12
2.1 Прокуратура США в борьбе с преступностью.. 12
2.2 Правовое регулирование на уровне Инструкции
Генерального атторнея в США, по использованию оперативно-розыскной деятельности
в борьбе с преступностью 29
2.3 Сравнительный анализ участия прокурора при
подготовке и проведении ОРМ в России и США для борьбы с преступностью.. 38
2.4
Совершенствование прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в
Российской Федерации посредством использования зарубежного опыта. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 51
Введение:
В целях оптимального функционирования правового
государства важно и нужно проводить исследования правоохранительных структур
других государств, сравнивая и перенимая определенные модели правления или
функционирования органов государственной власти.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что
роль прокурора при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий в
России и США абсолютна разная, учитывая конечно, что и системы у нас тоже
разные. Однако стоить понять где наиболее эффективная система, какие существуют
минусы и плюсы этой системы в каждом из этих государств. Зарубежный опыт дает
четкую картину сравнения и эффективности, что позволит на данном этапе понять
ошибки и недочеты существующей роли прокуроров в ОРМ.
Объектом исследования выступают общественные
отношения, возникающие в процессе применения прокурором своих полномочий в
области оперативно-розыскной деятельности в России и США.
Предмет исследования составляют нормы права,
регламентирующие роль Генерального прокурора и Генерального атторнея и
подчиненных им прокуроров в применении ими своих прав и обязанностей в
подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Цель исследования – определить путем анализа
теоретических и практических вопросов наиболее эффективную систему
государственных обвинителей. Применим ли зарубежный опыт в Российской Федерации
и вообще, как и насколько является необходимым этот опыт.
Для достижения указанной цели были поставлены
следующие задачи:
1.
Определить роль уполномоченного прокурора в Российской Федерации по надзору за
оперативно-розыскной деятельностью на этапе с 1992 по 2020.
2.
Рассмотреть и проанализировать прокуратуру в США
и ее роль в борьбе с преступностью посредством оперативно-розыскной
деятельности.
3.
Провести сравнительный анализ участия прокурора при подготовке и проведении ОРМ
в России и США для борьбы с преступностью.
4.
Совершенствование прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в
Российской Федерации посредством использования зарубежного опыта.
Методологической
основой исследования служат общенаучный диалектический метод познания и
вытекающие из него частно-научные методы. Их применение позволило исследовать
рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.
Нормативной правовой базой исследования являются
Конституция РФ, Федеральный закон №144 «Об оперативно розыскной деятельности»,
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», иные нормативные
правовые акты, регламентирующие осуществление ОРД, а также организацию и
деятельность органов прокуратуры.
Теоретическую
базу исследования составляют труды таких российских ученых-юристов, как Д.А.
Бабичев, А. Ю. Винокуров, О. В. Воронин, А. В. Гаврилова, Г. В. Дытченко, Н. С.
Железняк, А. Г. Звягинцев, О. А. Кожевников, Д. В. Колыхалов, В. Ф. Луговик, Е.
Л. Никитин, А. Е. Чечетин, А. Е. Шарихин, М. И. Шаров, В. Ю. Шобухин, А.Ю. Шумилов и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из ведения,
двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка
использованных источников.
Заключение:
Проведенный
анализ роли прокурора при подготовке и проведении
оперативно-розыскных мероприятий в России и США помог раскрыть и решить
поставленные задачи, а именно такие как:
1. Раскрыть сущность, задачи прокурорского
надзора за оперативно-розыскной деятельностью в соответствии с Законом «Об ОРД»
1992 г. и подзаконными актами Генпрокурора РФ 1992-1994 гг.
Данный
закон впервые, в общем виде, обозначил полномочия прокуроров при осуществлении
надзора за законностью оперативно-розыскных мероприятий. Однако предел
прокурорского надзора за ОРД им установлен не был, и этот вопрос носил острый
дискуссионный характер. В данной проблеме существовали три основные точки
зрения: полностью отрицавшей прокурорский надзор; позволявший вмешиваться в
тактику ОРД; промежуточный, устанавливающий пределы прокурорского надзора.
Российский законодатель выбрал третий вариант, закрепив пределы прокурорского
надзора за ОРД. При этом данный закон закрепил, что надзор за исполнением
законов при проведении оперативно — розыскных мероприятий и законностью
принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской
Федерации и подчиненные ему прокуроры (ст. 19 Закона Об ОРД 1992 г.)..
Проанализировав и обобщив прокурорско-надзорную практику, можно сделать вывод о
наличии многочисленных нарушений при проведении оперативно-розыскных
мероприятий, совершаемых оперативно-розыскными органами. 2. Каково было значение организации
прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в соответствии с ФЗ
№ 144 «Об оперативно-розыскную деятельность» и подзаконными актами Генпрокурора
РФ.
Вышеуказанный нормативный акт относит надзор к
основным задачам органов прокуратуры, а пределы прокурорского надзора
охватывают весь комплекс прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией
РФ. В содержание предмета прокурорского надзора необходимо включить законность
решений, принимаемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В данном
контексте вышеуказанные решения стоит рассматривать как юридически значимые,
которые выражаются в форме постановления (или иных локальных нормативных актов)
и порождают правовые последствия (возникновение, изменение и прекращение
оперативно-розыскных правоотношений). Так, в приказе Генерального прокурора
РФ от 7 февраля 2013 г. № 58 «Об утверждении положения о применении общих
подходов при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов
Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур»
указано, что при контролировании состояния прокурорского надзора за исполнением
законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,
необходимо обращать внимание на качество ведомственного контроля, с тем учетом,
что ведомственный контроль не всегда выполняет свою функцию и осуществляется должным
образом.
Таким
образом, прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью — это один
из видов деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными
должностными лицами органов прокуратуры в пределах их компетенции при помощи
методов проверки и средств реагирования, определенных законодательством, в
целях обеспечения исполнения на территории Российской Федерации законов всеми
оперативно-розыскными органами посредством выявления, устранения и
предупреждения нарушений, допускаемых вышеуказанными органами.
3. Изучение Прокуратуры в США
и ее роль в борьбе с преступностью посредством оперативно-розыскной
деятельности. Исходя из этой задачи в решении было определено:
Иная структура атторнейской службы. Существует три
уровня органов: федеральный, уровень штатов и местный. Федеральный уровень
осуществляет своё функционирование за счет законов, которые принимает Конгресс.
Штат самостоятельно может определить организацию, а также и объём работы
прокуратуры, так как существует личное, собственное законодательство. Генеральный атторней возглавляет
Департамент юстиции. Назначается Президентом США с согласия сенатора на 4 года.
Аппарат Генерального атторнея имеет несколько подразделений которые в
совокупности организуют работу всей прокуратуры или атторнейской службы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. РОЛЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРОКУРОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАДЗОРУ ЗА
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ЭТАПЕ С 1992-1994 ГГ.
1.1
Сущность, задачи прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в
соответствии с Законом «Об ОРД» 1992 г. и подзаконными актами Генпрокурора РФ
1992-1994 гг. Исходя из анализа опыта ведения юридических дело можно
с точностью утверждать: «на современном этапе в юриспруденции классически
выделяют нормативные и институциональные гарантии деятельности
правоохранительных органов, включая деятельность оперативно-розыскных органов.
Основа нормативных гарантий законности оперативно-розыскной деятельности
получила свое отражение в конституциональных нормах (ст.ст. 2, 15, 17, 18,
19–25, 45, 46, 52, 53, 55 Конституции Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993[1];
далее – Конституция РФ). Специально-отраслевые нормативные гарантии
законодатель закрепил в нормах Федерального закона от 12 августа 1995 г. №
144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[2]
(ст.ст. 1, 3–6, 8–10, 14, 20–22) (далее – Закон об ОРД)». Кроме всего прочего,
стоит отметить, что к числу важнейших институциональных гарантий законности при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности следует отнести органы
прокурорского надзора[3]. Что
достаточно полно и подробно изображено в указанном выше источнике.
Для полного понимания текущей ситуации вопроса в
отдельных юридических источниках отмечается: «до начала 1990-х годов сфера
деятельности оперативно-розыскных органов в нашем государстве законодательно
никак не регламентировалась. Связано это, в первую очередь, с тем, что
оперативно-розыскная деятельность (в отличие от уголовно-процессуальной)
регулировалась подзаконными актами, представляющими собой секретные и
совершенно секретные документы»[4].
Таким образом, на основании вышеизложенного резонно выделяется следующий вывод:
«правовые основания достижения целей и реализации задач ОРД и в дореволюционный
период, и в советскую эпоху составляли исключительно подзаконные, в основном
ведомственные акты, которые носили закрытый (секретный) характер».
Что касается прокурорского надзора, то по данному
вопросу был рассмотрен ряд авторитетной юридической литературы. Как указано в
отмеченных источниках: «прокурорский надзор за законностью осуществления
деятельности оперативно-розыскных органов фактически начал осуществляться с
начала 90-х годов прошлого столетия, что непосредственно связано с принятием
Закона РФ от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в
Российской Федерации»[5]
(далее – Закон РФ об ОРД 1992 г.) (утратил силу). Комплексный и
систематизированный характер вышеуказанного закона позволял рассматривать его в
качестве основополагающего отраслевого нормативного правового акта, который, в
частности, предусмотрел систему органов контроля и надзора за ОРД»[6].
Что же относится к другой стороне данного вопроса, то
этот закон впервые, в общем виде, обозначил полномочия прокуроров при
осуществлении надзора за законностью оперативно-розыскных мероприятий. Однако
предел прокурорского надзора за ОРД им установлен не был, и этот вопрос носил
острый дискуссионный характер. В данной проблеме существовали три основные
точки зрения: полностью отрицавшей прокурорский надзор; позволявший вмешиваться
в тактику ОРД; промежуточный, устанавливающий пределы прокурорского надзора.
Российский законодатель выбрал третий вариант, закрепив пределы прокурорского
надзора за ОРД[7].
При этом данный закон закрепил, что надзор за исполнением законов при
проведении оперативно — розыскных мероприятий и законностью принимаемых при
этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и
подчиненные ему прокуроры (ст. 19 Закона Об ОРД 1992 г.).
Другие источники отмечают: «в решениях заседаний
коллегий Генеральной прокуратуры РФ неоднократно декларировалось приоритетное
значение прокурорского надзора за законностью в оперативно-розыскной
деятельности и необходимость его усиления[8].
Повышенное внимание к деятельности органов прокуратуры можно объяснить общим
состоянием законности в правоохранительной сфере. Проанализировав и обобщив
прокурорско-надзорную практику, можно сделать вывод о наличии многочисленных
нарушений при проведении оперативно-розыскных мероприятий, совершаемых
оперативно-розыскными органами»[9]. [1] Собрание
законодательства Российской Федерации. 2014. № 15. Ст. 1691. [2] Собрание
законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349. [3]
Никитин Л. В., Дытченко Г.В. Сущность и назначение прокурорского надзора за
исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности // Вестник СГЮА. 2015.
№ 1(102). С. 200. [4]
Федоров А. В. О разработке модельного закона «Об оперативно-розыскной
деятельности» для государств — участников СНГ // Ученые записки
Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала РТА. 1997. № 2 (4). С. 271. [5] Ведомости
СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 892. [6]
Потапов С.А. Осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в
оперативно-розыскной деятельности // Социально-экономические явления и
процессы. 2016. №12. С. 171. [7] Там же. С. 171. [8]
Никитин Л. В., Дытченко Г.В. Указ. соч. С. 201. [9]
Там же. С. 201.