Другое на тему Теоретические основы развития слухового восприятия глухих учащихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО
ВОСПРИЯТИЯ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.
Важнейшие педагогические системы формирования и развития слухового восприятия в
истории сурдопедагогики……………………………………………………………………… 4
1.2. Роль слуха в развитии ребенка……………………………………………………………………………. 8
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ И СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
2.1.Особенности развития слухового
восприятия детей с нарушениями слух……………. 15
2.2.Система
работы по развитию слухового восприятия у глухих младших школьников 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………………………… 26
Введение:
В
нашей стране создана и реализуется система развития устной речи (ее восприятия
и воспроизведения) у глухих детей младшего школьного возраста.
Развитие
слухового восприятия способствует формированию у детей произношения, понимания
речи окружающих (говорящих детей, педагогов, родителей), расширения
представлений об окружающей действительности и, в конечном итоге, адаптации и
социализации. Возможность восприятия речи детьми с недостатками слуха
значительно увеличивается за счет звукоусиливающей аппаратуры, современных
компьютерных технологий, инновационных образовательных программ, способствующих
развитию высших психических функций и мыслительных процессов, таких как анализ,
синтез, обобщение, классификация, абстрагирование и прогнозирование.
Проблема
развития речевого слуха и формирования произносительной стороны речи у глухих
детей школьного возраста в отечественной сурдопедагогике разрабатывалась В.И.
Бельтюковым, К.А. Волковой, Е.П. Кузьмичевой, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной, Е.З.
Яхниной и др.
Доктором
педагогических наук, профессором Кузьмичевой Е.П. создана система развития
речевого слуха у глухих детей, которая реализуется в современной системе их
образования, совершенствуется и развивается (Кузьмичева Е.П., 1991, Кузьмичева
Е.П., Яхнина Е.З., 2011, Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В., 2013 и др.)
Однако,
проблема развития слухового
восприятия у глухих детей на уроках в младших классах требует дополнительных
исследований, направленных на совершенствования образовательно – коррекционного
процесса и обеспечения качественного образования глухих, решения задач,
поставленных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Теоретико-методическую основу исследования составляют труды
В.И. Бельтюковым, Р.М. Боскис, К.А. Волковой, Е.П. Кузьмичевой, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной, Е.З. Яхниной и др.
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное
обоснование методики, направленной на развитие слухового восприятия у глухих
обучающихся младших классов на уроках математики.
Объект исследования – слуховое восприятие глухих обучающихся
младших классов.
Предмет исследования – процесс развития слухового восприятия
у глухих обучающихся младших классов.
Задачи исследования:
1. На основе
анализа психолого-педагогической и специальной литературы изучить теоретические
вопросы развития слухового восприятия у глухих.
2. Выявив
специфические особенности младших школьников с нарушениями слуха.
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ специальной педагогической литературы по проблеме
развития слухового восприятия у глухих младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении
особенностей развития слухового восприятия и разработки коррекционно-
развивающей программы в данном направлении, применяемой на уроках математики.
Структура курсовой работы:
введение, две главы, заключение, список
используемой литературы.
Заключение:
Социальная адаптация и интеграция в общество детей с
особенностями психофизического развития среди первоочередных задач образования.
Развитие слухового восприятия и формирования произношения
значимых разделами работы в учебных заведениях со специальной и инклюзивной
формами обучения, учебно-реабилитационных центрах, привлекают к обучению
младших школьников с пониженным слухом. Так как в специальных
психолого-педагогических исследованиях акцентируется внимание на том, что
важным фактором социализации школьников с нарушением слуха является
коммуникация на основе устного словесного речи.
В отечественной сурдопедагогике обоснована важность
коррекционно- развивающей работы по развитию слухового восприятия и
формирования произношения, является неотъемлемой системной составляющей учебно-
реабилитационного процесса для младших школьников с пониженным слухом. Особое
значение имеют специальные индивидуальные занятия, предусмотренные инвариантной
составляющей учебных планов школ (школ- интернатов) для детей с пониженным
слухом. Целью таких занятий является усиление слухового компонента во время
слухового восприятия устной речи окружающих, овладение средствами общения в
условиях пониженного слуха. В педагогической практике для развития слухового
восприятия и формирования произношения у детей с нарушениями слуха применяют
программы, которые опираются на психолого-педагогическую классификацию
нарушений слуха, и такие, что фокусируются на медицинской классификации.
Несмотря на это, есть необходимость в разработке специальных
программ по развитию слухового восприятия и формирования произношения с учетом
как общего медицинского заключения о состоянии слуховой функции ученика, так и
дифференцированного подхода к преодолению произносимых нарушений и развития
слухового восприятия речи путем системной целенаправленной специально
организованной работы под время индивидуальных занятий с такими учениками.
В
современной коррекционно-развивающей работе во время индивидуальных занятий
тесно переплетаются обще функциональные механизмы слухового восприятия речи со
специфическими, обусловленными нарушением слуха. Это позволяет ученикам с
пониженным слухом полноценно овладеть средствами устной словесной речи и,
собственно, применять слуховые резервы для социальной адаптации и интеграции в
общество в условиях пониженного слуха.Развитие слухового восприятия
способствует формированию у детей произношения.
Работа по развитию слухового восприятия на уроках должна способствовать
закреплению слов, фраз, развивать разговорную речь, обогащать словарный запас,
создавать дополнительные возможности для овладения сложными синтаксическими
конструкциями.
Успехи
неслышащих учащихся в восприятии речевого материала на слух во многом зависят
от тесной связи педагога с обучающимися, а также от качества применяемых
приемов и методик на уроках.
У всех слабослышащих детей имеется слуховой
резерв. Этот слуховой резерв, иначе потенциальные возможности, являются основой
для становления речевого слуха, формирования произношения, развития речи. Этому
процессу способствует создание слухоречевой среды в процессе обучения.
Формирование навыков восприятия устной речи у
слабослышащих детей школьного возраста осуществляется как специальным путем (на
индивидуальных и фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия, на
фронтальных занятиях в слуховом кабинете), так и на общеобразовательных уроках
и во внеклассное время.
Нами была проанализирована
психолого-педагогическая литература по заданной проблеме и выявлены особенности
развития слухового восприятия слабослышащих старшеклассников:
максимально эффективное использование слуха для
усвоения основных школьных знаний, учебной терминологии;
больший объем текстов по сравнению с младшей и
средней школой;
усложненный речевой материал;
предъявление речевого материала на более дальнем
расстоянии;
меньшее количество времени на индивидуальные
занятия (из которых половина времени уделяется развитию слухового восприятия);
индивидуальные занятия проводятся малыми
группами.
Эффективность коррекционной работы в значительной степени обусловливается
организационно-педагогическими условиями реализации педагогического процесса,
т.е. совокупностью организационных, дидактических, технологических и проектировочных
требований и правил, которые необходимо учитывать.
Фрагмент текста работы:
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ГЛУХИХ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.
Важнейшие педагогические системы формирования и развития слухового восприятия в истории сурдопедагогики
Важнейшие педагогические системы формирования и развития слухового восприятия в истории сурдопедагогики
Проблему использования
остаточного слуха при обучении глухих детей звучащей речи впервые подняли в XVІ
столетии П. Понсе де Леон и Рамирес де Каррион, утверждавшие, что на их
занятиях использование остаточного слуха играло большую роль .
В
XVІІІ в. французский педагог Я.Р. Перейра проводил физиологические
исследования, чтобы выявить слуховые возможности своих учеников и, разделив их
в соответствии с этим на три группы, использовать их остаточный слух для
развития слухового восприятия с применением акустико-вибрационных средств. При
этом он использовал трубку своеобразной формы. Другой французский педагог – Р.
Эрно – так же, как и Перейра, уделял внимание остаточному слуху. Он утверждал,
что абсолютная глухота едва ли существует, пытался оживить чувство слуха и
усилить его благодаря систематическим слуховым упражнениям с использованием
слуховой трубки.
В
начале XІX столетия в Парижском институте глухих школьный врач Ж. Итар вёл систематические занятия по развитию
остаточного слуха, которые проходили примерно следующим образом:
•
сначала использовался только моносенсорный подход –
детям завязывали глаза и они различали звуковую информацию только на слух;
•
затем последовательно проводились упражнения на
различение звучания колокольчика, барабана, флейты, гласных, согласных и,
наконец, слогов;
•
программа упражнений была ориентирована на
индивидуальные возможности детей, с учётом степени потери слуха и,
следовательно, была неодинаковой для всех;
•
при возникновении затруднений в различении на слух предусматривался переход к слухозрительному восприятию;
•
использовалась слуховая трубка для восприятия
собственной и чужой речи;
•
ритмико-музыкальное развитие слуха являлось составной
частью работы по развитию слухового восприятия.
Хотя
по некоторым пунктам эта программа современна и сейчас, её создатель не достиг
успеха. Причина его неудачи в том, что руководитель Парижского института аббат
Р. Сикар не предусматривал обучения устной речи, и вся педагогическая работа
базировалась на письме и жестах. Развитие слухового восприятия и использование
жестовой речи не только не дополняли, но, наоборот, исключали друг друга, что в
дальнейшем убедительно доказали учёные Г. Карсон и К. Гоетцингер в своей работе
"Обучение глухих детей чтению" .
Идеи
Ж. Итара были возрождены в конце XІX в. немецким врачом Виктором Урбанчичем. Он
также продвинулся вперёд в моносенсорном подходе (работа только с
использованием слуха, исключая зрительное восприятие речи) и достиг
результатов, достойных внимания благодаря своей индивидуальной программе
развития слухового восприятия у глухих школьников. Это натолкнуло его на
предположение о том, что благодаря специально организованным систематическим
упражнениям можно улучшить функцию повреждённого органа слуха. Он говорил о
летаргии активности слуховой функции, деятельность которой можно пробудить
акустическими раздражениями и повысить её активность благодаря планомерным
слуховым упражнениям .
Немецкий
учитель К. Кройсс в своей книге "О методике проведения занятий по развитию
слуха" (1903) дал научное обоснование развития слуха, опирающееся на
ассоциативную психологию того времени . Эта книга была первым в педагогическом
мире пособием, которое рассматривало вопросы развития слухового восприятия у
детей с нарушением слуха.
Новый
метод, существующий до настоящего времени, появился в 30-х гг. XX в., когда венгерский педагог и врач-отоларинголог Г.
Барци представил свой "психолого-физиологический" метод
"пробуждения и развития слуха" (1936). Этот метод предусматривал
такой подход, при котором развитие слуха проводилось путём говорения на ухо
глухим детям. Г. Барци смог использовать то, что позднее назвали осязанием
слуховых ощущений .