Другое на тему Теневая экономика УФО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава
1. «Беловоротничковый» тип теневых экономических отношений в УФО.. 5
Глава
2. Неформальный тип теневых экономических отношений в УФО.. 11
Глава
3. Криминальный тип теневых экономических отношений в УФО.. 18
Заключение. 25
Библиография. 26
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что в некоторых
странах правительства отказываются от попыток контролировать теневую экономику
и принимают ее в качестве части инфраструктуры гражданского общества.
Изучение тенденций развития неформальной теневой экономики является
актуальным вопросом на сегодняшний день не только для России, но и для всех
стран мира. По данным МВФ, Россия занимает 49-е место из 159 стран по доле неформальной
теневой экономики (38,42%) [12].
В 2019 году было зарегистрировано более 294 000
преступлений, совершавшихся с помощью информационно-телекоммуникационных
технологий, в основном использовалась сеть Интернет, а также средства мобильной
связи. Доля экономических преступлений составила 40,7% от общего числа
преступлений. Если сравнивать с 2021 годом, их количество сократилось на 4,1%,
что составило 4 600 преступлений, при этом 84% было выявлено органами
внутренних дел [13].
Одним из основных подходов в исследованиях неформальной
теневой экономики является институциональный подход неоинституциональной теории
как один из наиболее сбалансированных междисциплинарных подходов, позволяющих
наиболее комплексно подойти к вопросам изучения теоретико-методологических
основ такого сложного и многогранного явления, как теневая экономика.
Институциональный подход является наиболее обоснованным в
анализе феномена теневой экономики, так как позволяет наилучшим образом
раскрыть ее сущность и природу на основе сочетания экономических факторов
(природа рыночного хозяйства, стремление к получению сверхприбыли, эволюция
конкурентной среды и т.п.) с неэкономическими (правовая и этическая основы
предпринимательства, исторические традиции, особенности национального
менталитета и др.).
Обоснованность использования в научных исследованиях
институционального подхода как наиболее комплексного и универсального
определяется следующими его положениями:
— во-первых, неформальную (некриминальную) теневую экономику
он обоснованно позволяет отделять от антисоциальной и общественно опасной
криминальной экономики;
— во-вторых, теневую экономику он рассматривает как присущую
большинству законно существующих легальных видов хозяйственную деятельность, по
различным причинам не подпадающую в сферу внимания органов официальной
статистики.
Современные исследования показывают: теневая составляющая
усиливается, когда государство не может и/или не хочет регулировать
хозяйственную деятельность таким образом, чтобы правила деятельности были четко
прописаны и экономические субъекты могли оптимизировать свои интересы и не
уходить в серую зону.
Цель исследования – изучить теневую экономику УФО. Так как
это достаточно обширная тема, исследовать теневую экономику.
Задачи:
— Рассмотреть «беловоротничковый» тип теневых экономических
отношений в УФО.
— Рассмотреть неформальный тип теневых экономических
отношений в УФО.
— Рассмотреть криминальный тип теневых экономических
отношений в УФО.
Структура работы представлена введением, тремя разделами,
заключением и списком литературы.
Заключение:
В настоящее время экономическая эффективность отраслей
снижается за счет роста неформальной экономики и особенно значительного роста неформальной
теневой экономики в этом секторе экономики.
Только наличие законодательного механизма государственного
контроля за соответствием договорных понятий требованиям законодательства
создает условия для снижения темпов роста неформальной теневой экономики в УФО.
Сокращение неформальной теневой экономики возможно с
использованием пяти основных стратегий, отмеченных в рамках международного
опроса ACCA как эквивалентные по воздействию на сокращение теневой экономики:
1. Принуждение организаций к большему количеству транзакций
на электронных платформах, в том числе эскроу-счетов.
2. Усиление контроля за организациями для обеспечения
соблюдения законодательства, нормативов и стандартов.
3. Сокращение безработицы.
4. Увеличение инвестиций в создание новых возможностей для
наиболее маргинализированных слоев общества.
5. Рост использования новых технологий для выявления
правонарушителей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. «Беловоротничковый» тип теневых
экономических отношений в УФО «Беловоротничковая», или «вторая», теневая экономика — это
совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами, уполномоченными на
осуществление государственных функций (чиновниками). С точки зрения общества в
целом «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг:
выгоды от нее получают одни люди за счет потерь, которые несут другие.
Рассмотрим динамику зарегистрированных преступлений по ст.
290 УК РФ (получение взятки).
Получение взятки — преступление против интересов государственной
(муниципальной) службы, предусмотренное ст. 290 УК РФ; заключается в получении
должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом
публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде
денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг
имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе
когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или
юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя
или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в
служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного
положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за
общее покровительство или попустительство по службе.
По данной статье предусмотрено следующее наказание:
1. штраф в размере до 1 млн. руб., или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от
десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3
лет;
2. исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до 3 лет;
3. принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на
срок до 3 лет;
4. лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере от
десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового [4].
В России динамика числа зарегистрированных преступлений по
данной статье нестабильна, отмечен как рост, так и снижение. Что касается УрФО,
здесь отмечено устойчивое снижение числа зарегистрированных преступлений по
данной статье на всем анализируемом промежутке, лишь в 2015 году произошло
незначительное увеличение.
Далее проанализируем динамику числа зарегистрированных
преступлений по ст. 291 УК РФ (дача взятки).
Дача взятки — преступление против интересов государственной
(муниципальной) службы, предусмотренное ст. 291 УК РФ. Общий состав данного
преступления заключается в даче взятки должностному лицу, иностранному
должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации
лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного
лица передается иному физическому или юридическому лицу).
По данной статье предусмотрено следующее наказание:
1. штраф в размере до 500 тыс. руб., или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, или в
размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки;
2. исправительные работы на срок до 2 лет с лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на
срок до
4 лет или без такового;
3. принудительные работы на срок до 3 лет;
4. лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере от
пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового [4].
В России динамика числа зарегистрированных преступлений по
данной статье нестабильна. Так с 2014 по 2015 год отмечено снижение, затем с 2016
по 2018 год рост, после чего с 2019 по март 2021 года вновь снижение.
В УрФО же с 2014 по 2018 год произошел значительный рост
числа зарегистрированных преступлений по данной статье, затем с 2019 по март 2021
года снижение.
Проанализируем динамику таких показателей как численность
населения, ВРП на душу населения, среднедушевые денежные доходы населения,
численность работников государственных органов и органов местного
самоуправления.
В России в 2020 году численность работников государственных
органов и органов местного самоуправления составила 2,1 млн. чел., что на 1,2%
больше аналогичного периода прошлого года. Рост отмечен также в УрФО на 1,7%.
Снижение наблюдается в таких регионах, как Московская область (0,8%),
Краснодарский край (1,2%), Ямало-Ненецкий АО (0,2%).
Из общемировой практики следует, что на уровень коррупции и
«теневой экономики» в регионе влияют следующие основные факторы:
1. валовой региональный продукт;
2. среднедушевые денежные доходы населения;
3. численность работников государственных органов и органов
местного самоуправления.
В работе требуется оценить влияние каждого из перечисленных
факторов применительно к России и для УрФО. Уровень коррупции будем считать,
как количество экономических преступлений в пересчете на среднюю стоимость
ущерба от преступлений к ВРП. Для того чтобы показатели были соизмеримы по
различным регионам вне зависимости от количества проживаемых, все они будут
приведены как среднедушевые (ВРП, среднедушевые денежные доходы населения,
численность работников государственных органов и органов местного самоуправления).
Как показал анализ, наибольшее влияние на уровень коррупции
оказывают среднедушевые доходы населения, что вполне объяснимо, поскольку, чем
выше среднедушевой доход, тем выше величина взятки и ущерба от нее.
Вторым по важности показателем является ВРП, поскольку в
формуле зависимости ВРП участвует дважды, так как доля ущерба по России
соотносится с ВРП, и для расчета среднего ущерба региона также используется ВРП
на душу населения.
Немаловажным показателем является число работников
государственных органов и органов местного самоуправления, поскольку в
соответствии с российским законодательством основная часть преступлений
трактуется, как ущерб для государства, а между хозяйствующими субъектами такой
ущерб рассматривается Уголовным Кодексом и Гражданским процессуальным Кодексом
РФ. Но, поскольку уровень корреляции между числом работников государственных
органов и органов местного самоуправления и количеством экономических преступлений
тоже вполне естественно зависимые величины, попробуем определить, как изменение
числа работников государственных органов и органов местного самоуправления
будет влиять на уровень коррупции, а соответственно и на уровень «теневой
экономики».
Но, стоит отметить, что из-за нехватки статистических данных
по материальному ущербу от экономических преступлений по каждому региону, ущерб
от коррупции достаточно условный, исходя из средних данных по стране. Вполне
возможно, что в Челябинской области средняя величина ущерба от преступлений
могла быть ниже, тогда данный расчет по каждому региону имеет ту или другую
погрешность. Расчет, исходя из количества преступлений, имеет тот недостаток,
что каждый регион регистрирует или не регистрирует те или иные экономические
преступления, в зависимости от отношения к этому территориальных органов МВД.
И, следовательно, уровень «теневой экономики» по каждому региону мог быть
меньше или больше выявленного по произведенному расчету.