Экономическая безопасность Другое Экономические науки

Другое на тему Тема научно исследовательской работы: Тенденции влияния антироссийских санкций на экономическую безопасность страны

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Что такое санкции, цели и задачи санкций, классификация санкций, эффективность санкций 8

1.1. Что такое санкции 8

1.2. Что такое экономические санкции 11

1.3. Цели и задачи применения торгово-экономических санкций 12

1.4. Классификация экономических санкций 13

1.5. Эффективность экономических санкций 17

2. Влияние санкций на экономическую безопасность России 19

2.1. История введения экономических санкций 19

2.2. Санкции против России, введенные в период с 2014 по 2022 годы 20

2.3. Санкции, введенные против России после 24 февраля 2022 года 28

2.4. Последствия введения санкций для обеспечения экономической безопасности России в настоящий момент 30

Заключение 33

Список литературы 36

  

Введение:

 

Состояние современной Российской экономики далеко от понятия «устойчивая». Существует огромное количество угроз, влекущих существенные риски социально-экономическому развитию страны, в частности укреплению обороноспособности и обеспечению национальной безопасности. Экономические системы современных стран – и России в частности – являются открытыми системами, то есть осуществляют множество взаимосвязей между различными субъектами экономической деятельности: государственными и общественными институтами, частными компаниями и транснациональными корпорациями, отдельными частными лицами, и изменение и функционирование этих взаимосвязей происходит динамично и нелинейно. Подобные условия сосуществования и развития глобального экономического пространства позволяют наиболее развитым странам и транснациональным корпорациям для достижения своих экономических и политических целей осуществлять захват рынков в разных странах, подавляя местных производителей.

Именно данные процессы приводят к необходимости рассматривать такой критерий устойчивости государства, как «экономическая безопасность».

В настоящий момент среди ученых и экспертов не существует общепринятой однозначной трактовки этого понятия. Такие исследователи, как Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, В.К. Сенчагов и др. представляют несколько различных определений «экономической безопасности», которые отличаются критериями функциональности при анализе тех или иных аспектов, влияющих на устойчивость национальной экономики.

В настоящий момент наиболее часто используется определение академика Л.И. Абалкина: он определяет экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию» [1].

В макроэкономике экономическая безопасность – такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов.

Экономическая безопасность – совокупность экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние, или уровень национальной безопасности государства.

Экономическая безопасность может быть достигнута в том случае, если степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации, не сопровождается ослаблением военной мощи государства, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

В современной науке исследование и описание экономики происходит с позиции информационного подхода [4]. Этот подход предполагает выделение трех уровней управления экономикой:

– технологический: на этом уровне непосредственно реализуется цикл по производству, перемещению или хранению продукции. Данный уровень предполагает, что человек управляет орудием труда, совершая профессиональные операции;

– производственный: на этом уровне организуется цикл производства, хранения и перемещения законченного продукта труда, осуществляется управление входными и выходными потоками готовой продукции, материалов, полуфабрикатов, комплектующих, энергии, информации, денег и др., включая взаимодействие с поставщиками и потребителями. На производственном уровне объединяются различные технологические циклы;

– экономический: на этом уровне осуществляется управление движением товаров, денег, труда в масштабах экономики в целях удовлетворения национальных интересов. Происходит объединение всех производственных циклов, производственных и непроизводственных сфер труда и взаимодействие на внешнеэкономическом уровне.

Все эти три уровня в современных условиях встроены в общемировую экономическую систему: в условиях глобализации мировой экономики непосредственные угрозы нашей экономической безопасности, помимо высокой степени зависимости экономики России от конъюнктуры мировых рынков и, как выяснилось в последние годы, от международной политики, внешнее воздействие происходит на все три уровня управления. На технологическом уровне, например, мы во многом зависим от поставок оборудования и программного обеспечения на многие современные заводы, а также у нас существует недостаток квалифицированных кадров, которые могут обеспечивать работу с отдельными видами оборудования. На производственном – это, например, наша зависимость от иностранных транспортных компаний по перевозке готовой продукции на экспорт – нефть, газ и т.д., а также зависимость наших машин и оборудования от комплектующих из других, не всегда дружественных нам государств. На экономическом уровне наша экономика (и необходимо отметить, что не только она, а практически все страны мира находятся в таком положении) зависит от состояния мировой валюты доллара, расчеты производятся с использованием в основном европейской системы SWIFТ, полностью подконтрольной США, страхование грузоперевозок по морю осуществляются в основном британскими, американскими и европейскими компаниями. Это только малая часть примеров того, насколько функционирование нашей экономики зависит от воли других стран и корпораций, многие из которых на сегодня проявляют откровенную враждебность по отношению к России.

Однако и Россия – через участие в поставках сырья и отдельных уникальных технологий производства, через контроль сухопутных, морских и воздушных транспортных путей, проходящих по ее территории, через все более расширяющееся в настоящий момент использование национальной валюты – рубля, платежных и других финансовых инструментов – Россия также имеет возможность оказывать влияние на экономическую безопасность – как глобальную, так и отдельных стран, включая недружественные.

Кризисной ситуацию в экономике России можно назвать в связи с наличием следующих негативных явлений, часть из которых носит объективный характер:

— недофинансирование реального сектора экономики,

— зависимость нашей экономики от доллара США,

— сырьевая ориентация российского экспорта,

— отсталость технологической базы,

— низкая инновационная активность

— ориентация на добывание и перепродажу, а не созидание в сознании российских предпринимателей и топ-менеджеров,

— значительный уровень экспорта капитала вопреки национальным интересам.

Международные экономические санкции в отношении России – еще один объективный фактор – усиливают и без того негативные тенденции падения производства и уровня жизни, которые грозят устойчивости социальной сферы и сферы обеспечения обороноспособности.

В этих условиях проблема прогнозирования и управления рисками в области экономической безопасности крайне актуальна.

В связи с тем, что до настоящего момента нет мало-мальски системного рассмотрения влияния экономических санкций против России на различные сферы экономики, являющиеся критичными для обеспечения экономической безопасности страны, то необходимо начать данную систематизацию. Целью данной работы является выявление последствий уже введенных санкций на различные сферы нашей экономики, и попытка выявить тенденции развития экономики России в условиях уже наложенных санкций, а также возможных в последующем. Задачами исследования являются:

1. Изучить понятие «экономические санкции», их цели, виды, правовые механизмы.

2. Изучить историю применения санкций, в частности в истории России.

3. Рассмотреть экономические санкции на современном этапе с точки зрения их негативного влияния на экономическую безопасность страны, а также позитивные стороны и возможности, сложившиеся в связи с их введением.

4. Осуществить попытку спрогнозировать тенденцию влияния санкции на экономическую безопасность, а также ответные реакции России.

Объект исследования – экономические санкции со стороны иностранных государств против России.

Предмет – влияние экономических санкций на экономическую безопасность.

Гипотеза – влияние экономических санкций есть, однако не только в негативную сторону, но и больше в позитивную. Тенденция оказания позитивного влияния превалирует над негативными.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В отношении влияния санкций на экономическую безопасность России у исследователей, аналитиков и ученых существует двойственное представления: рассматриваются как пессимистические сценарии [6], так и оптимистические [5].

Вместе с тем можно выделить несколько тезисов, подтверждающих, что тенденции влияния введенных санкций на экономическую безопасность Российской Федерации несут в себе положительный вектор.

1. В связи с тем, что страны запада в период сильнейшего фазового, системного кризиса, связанного с переходом на новый экономический уклад, а также с просчетами собственных политиков и экономистов, проигрывают мировую конкуренцию Китаю, Индии, то для ослабления России – источника дешевых ресурсов для них – на современном этапе спровоцирована война на Украине именно с целью введения новых санкций. В связи с этим, велика вероятность, что уже введенные санкции, в основном, сняты не будут, но будут введены новые.

2. Старые санкции сняты не будут до тех пор, пока либо Россия не примет правила игры Запада, либо Запад настолько ослабнет, что не сможет больше терпеть последствия воздействия политики на собственную экономику.

3. Негативное влияние санкций на ВВП и другие экономические показатели России будет ощутимо на протяжении последующих нескольких лет, пока не будут перестроены цепочки снабжения и сбыта продукции, созданы новые предприятия и собственные финансовые инструменты для осуществления успешной экономической деятельности. Однако коллапса Российской экономики не будет.

4. Вероятность того, что Россия введет новые ответные санкции, будет довольно велика, если Запад не пойдет на уступки и не примет новые правила игры.

5. В таких отраслях, как авиастроение, высокие технологии и IT будет налажено финансирование и импортозамещение. В некоторых отраслях наши разработки будут более технологически продвинутыми (например, литография на новых технологических принципах).

6. На ценообразование на сырьевом рынке, скорее всего, санкции влиять будут только положительно. Это связано с тем, что пик добычи полезных ископаемых – особенно топлива – пройден, а новые «зеленые» технологии будут требовать для своего производства все большего количества редкоземельных металлов и других веществ, добыча которых в мире ограничена. Это все приводит к тому, что сырьевые ресурсы будут дорожать.

7. В связи с тем, что на ощутимые санкции Запада в 2014 году Россия ответила успешным импортозамещением – особенно в области финансовых инструментов и сельском хозяйстве, а также в машиностроении и логистике – есть основания полагать, что программа имопртозамещения будет успешно развиваться и в других областях промышленности, транспорте, строительстве и т.д.

8. В процессе достижения технологической независимости Россией будет налажен такой инструмент «параллельный импорт». Он даст возможность развивать и укреплять взаимовыгодные отношения с такими партнерами, как Китай, Турция, Иран, Малайзия, а также подтягивать выгодными контрактами наших врагов – Японию, Южную Корею и т.д.

9. В связи с закрытием доступа на традиционные рынки Россия будет и в дальнейшем искать новые рынки сбыта с одновременным внедрением отечественных финансовых инструментов – рубля в качестве оплаты за поставку своей продукции, международной платежной системой МИР, и подключения к Российской системе передачи финансовой информации СПФС все новых торговых партнеров. Это будет способствовать созданию экономической зоны РФ, вождению в нее необходимого России капитала, ресурсов, технологий для успешного построения евразийского торгового и финансового кластера и преодоления мирового финансового кризиса с минимальными издержками.

10. Закрытие возможностей торговать ресурсами с традиционным западными партнерами способствуют созданию и развитию Россией новых транспортных коридоров.

Таким образом, можно сказать, что тенденции влияния западных санкций на экономическую безопасность разнонаправленные: с одной стороны они хаотизируют нашу экономику на всех трех уровнях управления – технологическом, производственном и финансовом – тормозя развитие. С другой стороны, они позволяют нам открывать для себя новые рынки, строить новые логистические цепочки, развивать импортозамещение, создавать и налаживать собственные финансовые инструменты, развивать цифровую экономику – все это приводит к самодостаточности российской экономики, повышая ее устойчивость. Одновременно с этим санкции стимулируют Россию налаживать и развивать связи со странами, которые в ближайшем будущем станут экономическими гигантами.

Это все способствует освобождению Российской Федерации от экономических оков, приобретенных на рубеже XX-XXI в.в., позволяет укрепить собственную экономическую и политическую безопасность, успешно преодолеть системный мировой экономический кризис и создать свою систему экономических и политических союзов, основанных на экономике рублевой зоны.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Что такое санкции, цели и задачи санкций, классификация санкций, эффективность санкций

1.1. Что такое санкции

В современном мире глобального взаимодействия различных акторов экономического и политического сотрудничества, установка общепринятых правил и соблюдение их всеми участниками такого взаимодействия как никогда актуален: в связи с ускорением и увеличением дистанции передвижения Мир для людей психологически становится маленьким, стираются множественные языковые барьеры, и перестают влиять на взаимодействие культурные различия. Люди становятся ближе друг к другу, а экономическое взаимодействие существенно облегчается. Вместе с тем, преференции в таком Мире получают те субъекты, у которых существуют ресурсы, необходимые для жизни и развития многих других участников взаимодействия. Поэтому настолько велик соблазн некоторых стран и корпорация вести себя так, чтобы как можно полнее удовлетворить свои собственные интересы, отдавая вовне как можно меньше. В этих условиях вопрос влияния на тех, кто сознательно нарушает установленные правила взаимодействия, очень актуален.

В настоящий момент международная система правил взаимодействия между государствами устанавливается Организацией Объединенных Наций: Совет Безопасности определяет угрозы миру или международной безопасности и применяет необходимые меры для их восстановления (ст. 39, главы VII Устава Организации Объединенных Наций), и вправе ввести ограничительные меры в отношении агрессора, не связанные с использованием вооруженных сил при определении таких угроз (ст.41 Устава ООН).

В мировой экономике правила взаимодействия устанавливаются и поддерживаются множественными политическими и экономическими блоками, организациями и союзами стран (ЕАЭС, БРИКС, АСЕАН, ЛАГ), а также организациями типа ВТО, и т.д. Все они призваны устанавливать правила сотрудничества участников этих образований, следить за тем, чтобы эти правила соблюдались, и применять систему наказаний за их нарушение. При этом более глобальные отношения все же призвана регулировать ООН. Так, в настоящее время экономические санкции, наложенные на ту или иную страну, являются легитимными и обязательными к исполнению всеми странами-участницами ООН только в случае их одобрения Советом безопасности, подтвержденного соответствующей резолюцией.

В соответствии с принятыми международными канонами, в ответ на нарушения принятых и одобренных всеми участниками правил можно осуществить следующие виды воздействия:

1. Дипломатические: политические шаги, предпринимаемые для выражения неодобрения действиями какой-либо стороны или сторон. Осуществляются с помощью дипломатических рычагов воздействия от официального выражения протеста до отмены правительственных визитов высокого уровня и высылки дипломатов и сотрудников международных организаций, вплоть до разрыва дипломатических отношений.

2. Санкционные: представляют собой введение различных ограничений для «провинившейся» страны и ее граждан. Одним из основных видов подобного воздействия являются экономические санкции, предполагающие воздействие на торговые и финансовые механизмы осуществления деятельности экономических субъектов.

3. Военные: представляют собой объявление войны, введение военных контингентов для принуждения противников к капитуляции, принуждение к принятию и соблюдению правил. Само создание ООН и выработка современных международных правил – это результат договоренностей стран-победительниц во Второй мировой войне.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы