Другое на тему Тема любви в цикле И.А.Бунина «Темные аллеи»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
9
1.1 Понятия «тема», «тематика», «цикл»
в эпическом произведении
9
1.1.1 Понятия «тема», «тематика» в
эпическом произведении
9
1.1.2 Понятие «цикл» в
эпическом произведении
11
1.2 Тема любви в цикле рассказов И.А.
Бунина «Темные аллеи»
18
Выводы по I главе.
21
ГЛАВА II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
30
2.1
Филологический анализ текста рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи»
30
2.2 Любовь в рассказе «Темные аллеи»
35
2.3 Любовь в рассказе «Кавказ»
38
Выводы по II главе
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
47
ЛИТЕРАТУРА
50
Введение:
Актуальность исследования:
Тему любви можно назвать вечной в искусстве, её в
некотором смысле, можно назвать «двигателем творчества». Во все времена чувству
любви посвящали множество подвигов, в том числе и произведений, некоторые из
этих произведений стали непревзойденными шедеврами искусства. Данная тема
остается достаточно актуальной в настоящее время. Любовь воспевалась в первую
очередь литераторами еще с древнейших времен. И по сей день считается, что это
самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось талантливыми
писателями, поэтами и литературоведами.
«Любовь – интимное и глубокое
чувство, устремленное на другую личность, человеческую общность или идею.
Любовь включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом
требовании верности. Любовь возникает как самое свободное и «непредсказуемое»
выражение глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть»
[25, с.364].
Любовь – это чувство, которому сложно, даже невозможно дать определение.
У каждого человека это будет свое чувство, свои ощущения, ведь любовь
индивидуальна, она имеет множество граней и оттенков, любовь в некотором смысле
уникальное явление, которое отражает неповторимые черты жизненного пути каждого
человека, его судьбу. Кроме того, можно сказать, что любовь – это стремление к
идеалу, именно это чувство может сделать нас лучше. Влюбленный человек
стремится показать свои лучшие качества, стремиться быть идеальным, в его
понимании, человеком, его любовь становится живым воплощением идеала, который
уже существует для него не где–то в отдалённом будущем, а сегодня, сейчас, сию
минуту.
Влюбившись, человек начинает видеть и ценить в «объекте воздыхания», что
подчас другие не видят и не ценят, начиная замечать положительные стороны
человека и не обращать внимания на его отрицательные черты. Любовь вдохновляет
людей на стихи, музыку, картины. Человеку необходимо чувство любви, именно оно «творит
великие дела», он всегда думает о любви, нуждается в ней, ждет ее, стремится к
ней. И нет у людей более сильного чувства, чем любовь. Ни страх, ни зависть, ни
злобная ненависть – ничто не одолеет её. Такое же сильное чувство проходит
через рассказы И.А. Бунина, герои его рассказов проносят любовь через всю свою
жизнь, она ломает их судьбы, как например, героиня рассказа «Темные аллеи»
Надежда: «– Замужем, говоришь не была? –
Нет, не была. – Почему? При такой красоте, которую ты имела? – Не могла я этого
сделать. – Отчего не могла? Что ты хочешь сказать? – Что ж тут объяснять.
Небось помните, как я вас любила. Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять
зашагал. – Все проходит, мой друг, — забормотал он. – Любовь, молодость – все,
все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в
книге Иова? «Как о воде, протекшей будешь вспомнить». – Что кому бог дает,
Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело. Он
поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся: — Ведь не могла же ты
любить меня весь век! – Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним
жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а
вот… поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили,
— сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж, не говоря
обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой
звала, а вы меня – помните, как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные
аллеи», — прибавила она с недоброй улыбкой.»
Если рассматривать цикл «Темные аллеи» Бунина И.А., то у него любовь
носит трагический характер, такие же мысли можно увидеть и в работах других
исследователях, например, Соколова А.Н. «Теория стиля».
В цикле рассказов «Темные аллеи» есть рассказ с таким же названием, что
заставляет обратить на это внимание, тоже делает один из исследователей
творчества И.А. Бунина Соколов, он обращает внимание на символизм названия «Символизм заглавия
(рассказ «Темные аллеи» как стилистическая закономерность)», который посвящен
анализу заглавного произведения цикла. Такого рода совпадения, конечно, не
случайно. Рассказ «Темные аллеи» несет на себе роль некоторого зачина, который
задает игру всей книге. Настроение первого цикла, вопросы, которые герой задает
себе, размышляя о любви, это вопросы автора читателю, на мой взгляд автора
беспокоят данные вопросы, он сам находится в поиске. В названии цикла рассказов и первом рассказе
можно проследить стилистическую закономерность. В данном произведении сосредоточен
ряд вопросов, которые беспокоят писателя, вопросы, на которые И.А. Бунин
пытается ответить всей своей книгой: что же такое любовь, почему истинное
чувство всегда трагично, а счастье скоротечно, что мешает счастью двух любящих
друг друга людей. Рассказ «Темные аллеи» – это начало картины, своего рода
первые очертания написания целого образа или картины.
Также впервые в этом
рассказе появляется и образ «темные аллеи», — нить, которая соединяет рассказы
всего цикла писателя в единое целое. Образ «темные аллеи» у И.А. Бунина – это
образ любви, соединяющий в себе все чувства человека, божественные и
дьявольские, разрушающие и созидающие, трагические и прекрасные. Последнее,
сочетание трагического и прекрасного – одна из главных доминант. Весь цикл рассказов
и сам первый рассказ отражает авторскую философскую концепцию [28, с.188].
Исходя из
вышесказанного, можно заметить, что И.А. Бунин, работая над «Темными аллеями»,
хотел показать читателю, что на самом деле главное в человеческой жизни. И этим
главным, по мнению писателя, оказалась любовь – любовь трагическая, порой
сводящая с ума и толкающая на преступления, но все же стоящая того, чтобы ее
испытать. Чтобы показать всю силу данного чувства, все его грани, мастер
обращается к наиболее подходящей, по его мнению, жанровой форме – новелле. Но
не это одно интересует автора. И.А. Бунину интересна проверка на духовную и
нравственную состоятельность испытанного чувства всей жизнью героя – также одна
из бунинских задач. Именно поэтому писатель обращается к жанру рассказа. И, как
новеллу, трансформирует его [29, с.3].
На мой взгляд
автор посредствам любви познает самого себя, любовь для человека, в рассказах
И.А. Бунина, некое испытание для познания себя и «творения» своей судьбы.
Цель:
Произвести анализ темы любви в цикле
И.А. Бунина «Тёмные аллеи».
Задачи:
1.
Проанализировать
понятия «тема», «тематика» и «цикл» в эпических произведениях.
2.
Особенности
темы любви в творчестве И. А. Бунина.
3.
Рассмотреть
тему любви в цикле рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи».
4.
Изучить
взгляды на вопрос исследования других ученых.
5.
Произвести
лингвистический анализ рассказа «Темные аллеи» с целью выявления языковых
средств передачи концепции автора, проявления чувства любви и его граней.
Методология исследования:
Исследование творчества Ивана
Алексеевича Бунина всегда вызывало и вызывает живой интерес исследователей, его
творчество изучается вот уже целый век, и до сих пор актуально. Исследователи
ищут новые подходы к изучению его творчества. Нами было принято решение
остановится на рассказе «Темные аллеи», весь цикл рассказов «Темные аллеи»
пронизан одной темой, темой любви, весь цикл связан вместе, каждый из рассказов
дополняют друг друга и раскрывают всю многогранность философской концепции
автора. Каждый рассказ повествуется из уст разных героев подобно повествованию
странников в балладах, что характерно для цикла.
Методологической
основой для исследования также послужили работы Соколова А.Н. «Теория стиля»,
Виноградова В.В. «К теории литературных стилей» и другие работы таких ученых
как Поспелов Г.Н., Томашевского Б.В., Хализева и других. Для более подробного
исследования темы использовались и различные энциклопедические издания.
Для своих
исследований мы использовали такие методические пособия как «Филологический
анализ текста» Вихрян О.Е, «Филологический анализ текста Бабенко Л.Г. и другие
методические пособия.
В работе
использовались различные методы исследования: аналитический, сравнительный,
описательный, наблюдательный.
Нами были
обобщены исследования ученых, проведены свои исследования, был проведен
сравнительный анализ материала и сделаны соответствующие выводы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Понятия «тема», «тематика», «цикл»
в эпическом произведении
1.1.1 Понятия «тема», «тематика»
в эпическом произведении
«Тематика – совокупность основных и побочных
тем литературного произведения и ряда произведений одного писателя или целой
группы, школы, направления» [26, с.567].
«Тема – предмет изложения, повествования,
изображения, то, о чем говорит автор в произведении» [26, с.566]. Как
правило, любые явления действительности могут послужить для темы литературного
произведения, к таким явлениям можно отнести и живые и не живые лица, различные
представители разных социальных слоев, общественные события, отношения личной
жизни, различные черты быта и бытописания, мысли и переживания людей,
человеческая фантазия и ее образы, картины природы, — одним словом, -то может
быть любое явление, которое способно пробудить интерес творца и послужить
предметом для познавательных обобщений и идейных оценок.
Литературная тематика
обладает той же универсальностью, что и тематика науки, но она отображает
действительность не в понятиях, а в образах. Ей свойственно раскрываться с
большей чувственной наглядностью. Тема, которая разрабатывается в литературном
произведении является объектом отражения мировоззренческой концепции автора, тема
неразрывно связана с тем или иным пониманием точки зрения автора, который
раскрывает таковую с определенной глубиной и смыслом, придает ей определенную
смысловую нагрузку и задачи, раскрывая всю многогранность темы. В изображаемых
явлениях он руководствуется лишь самыми интересными моментами, оставляя при
этом какие-либо другие как второстепенные.
Каждый
писатель, рассматривая тему своего произведения и творчества, ставит перед
собой ряд вопросов, выявляет проблематику. Так, например, А.С. Пушкин в поэме «Медный
всадник» избрал тему судьбы «маленького человека», при этом на основе данного
материала он выдвинул ряд проблем: историческая необходимость, столкновение
интересов личности и государства. А Н.В. Гоголь в «Петербургских повестях»,
взяв тему судьбы «маленького человека». Николай
Васильевич разрабатывал данную тему в аспекте демократического гуманизма. Н.В.
Гоголь ставил проблему равенства людей и проблему борьбы с бюрократическим
аппаратом, в том числе и его влиянием на простое население.
Таким
образом, образная тема художественного произведения является отражением жизни и
её идейными пониманиями. В то же время тема является результатом творческой
переработки и отбора фактов из жизни, можно сказать, представляет собой
содержание произведения, их сочетания для создания целостного художественного
образа, говоря другими словами, представляет собой форму произведения.
Эпос и драма помогает
дать в полной степени широкое и глубокое раскрытие темы, которое заключается в
явлениях жизни, интересующих писателя, изображаемых им в движении и развитии, в
его связи и отношении с другими явлениями. Она разрабатывается в сюжете, его
мотивах и эпизодах. Сюжет в свою очередь отражает существенные противоречия
социальной жизни и столкновения частных и личных интересов.
Главные герои
могут изображаться в типичных ситуациях, взаимодействуя между собой и со
второстепенными героями, составляющими их среду. Среда героев, их жизнь, представления
о понимании жизни писателем отражается в выборе им героев, разворачивании
сюжета, определенном построении коллизии и интриги. Тема, связанная с ней
проблематика текста, являются исходной точкой в раскрытии содержания
произведения, раскрытия творческого потенциала автора, того или иного литературного
направления. На каждой ступени человеческого развития, исторического
развития общества, развития литературного направления – выдвигают свои темы. В
качестве примера можно рассмотреть авторов нескольких эпох.
Например, буржуазные
писатели Англии XVIII в. Ричардсон, Стерн, Филдинг и другие стали изображать
обыденную жизнь мещанства в противовес героической тематике трагедий и поэм
предшествующей революционной эпохи. В одну и ту же эпоху представители
различных литературных направлений нередко выбирают сходные темы, подсказанные
своеобразием эпохи, но при этом раскрывают их по-разному, обнаруживая в разной
мере правильное (или неправильное) понимание и оценку изображаемого явления
жизни. Так, например, и Чернышевский, и Тургенев писали о «новых людях», о передовых
разночинцах, материалистах и революционерах, но при этом создали глубоко
различные образы (Базаров у Тургенева, Лопухов и Кирсанов у Чернышевского). Различное
понимание темы выражается в различных сюжетах и подборе героев. Характер темы и
ее развитие обусловлены как процессами самой объективной действительности, так
и подходом к ней художника, выдвигающего те или иные ее стороны.