Дошкольное образование Другое Педагогика/Психология

Другое на тему Тема ИАР «Фольклорные праздники и развлечения как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………….. 3 Глава I. Психолого-педагогические основы воспитания патриотизма
у старших дошкольников посредством фольклорных праздников и развлечений ……………………. 7 1.1. Патриотическое воспитание у старших дошкольников как психолого-педагогическое понятие ………………………….. 7 1.2. 1.3. Особенности формирования
патриотизма у детей старшего дошкольного возраста…….. …………………………
Роль и значение фольклорных
праздников и развлечений у детей старшего дошкольного возраста в патриотическом
воспитании………………………………………………………..
1.3. 9 13 Глава II. Опытно-экспериментальная
работа по патриотическому воспитанию у старших дошкольников посредством
фольклорных праздников и развлечений…………………………………..…… 18 2.1. Диагностика начального уровня
сформированности патриотических представлений у детей старшего дошкольного
возраста……………………………………….………………… 18 2.2. 2.3. Система педагогической работы по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста …… Динамика сформированности
патриотических представлений у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………. 28 34 Заключение………………………………………………………………. 37 Список использованных источников…………………………………
Приложение………………………………………………………………. 39
41

  

Введение:

 

Актуальность. В условиях модернизации Российского
дошкольного образования одной из приоритетных задач является воспитание
гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и
национально-культурных традиций (Указ Президента
Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»).

Нравственное воспитание- целенаправленный процесс приобщения детей
к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок
постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения
и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы
и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия
на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание
патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения,
развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Большинство авторов указывают на важность и значимость
патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают
целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью
исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста,
является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой
довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие
«воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое
воспитаниерассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова,
Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д.
Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент
на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и
Т.А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма
детей-дошкольников познание ими Родины-России.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы
методы приемы и средства педагогической работы по патриотическому воспитанию
посредством фольклорных праздников и развлечений.

Объект исследования: патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс патриотического воспитания
детей старшего дошкольного возраста посредством фольклорных праздников и
развлечений.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что фольклорные
праздники и развлечения как средство патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста будут эффективны при следующих педагогических условиях:

— знакомство
с традициями, фольклором, развитие интереса к ним и реализация имеющихся
представлений в самостоятельной деятельности;

— организации
процесса ознакомления с родной культурой в комплексе занятий, свободной
деятельности, игре;

— целенаправленной
беседы с детьми о стране, родном крае;

— включение интегрированных форм работы с детьми;

— изменение форм взаимодействия с детьми;

— организация детских видов деятельности (культурных практик);

— рациональная
организация РППС;

— организации
социального партнерства с родителями и т. д.

Задачи исследования.

1. Провести теоретический анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Изучить особенности формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить роль и значение фольклорных
праздников и развлечений как средство патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста.

4. Определить наиболее эффективные
формы, методы и приемы по теме: «Развитие творческой активности
у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности».

Методы исследования.

— теоретическое изучение и анализ
литературы по проблеме исследования патриотического воспитания у
старших дошкольников в процессе проведения фольклорных праздников и развлечений;

— анализ современного состояния
педагогической работы по изучаемой проблеме в дошкольных учреждениях района;

— наблюдение, беседа, опрос,
анкетирование детей;

— опытно-экспериментальная работа с
детьми, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы
педагогического эксперимента;

— анализ опытно-экспериментальных
данных.

Резюме содержания глав.

В первой
главе «Психолого-педагогические основы воспитания патриотизма у
старших дошкольников посредством фольклорных праздников и развлечений»
дается анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,
показаны особенности патриотического воспитания у детей старшего
дошкольного возраста, определены роль и значение
фольклорных праздников и развлечений у детей старшего дошкольного возраста в патриотическом
воспитании.

Во второй
главе «Опытно-экспериментальная
работа по патриотическому воспитанию у старших дошкольников посредством
фольклорных праздников и развлечений», излагается диагностика формирования
начал патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, также
определяются педагогические условия патриотического воспитания у
детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения фольклорных
праздников и развлечений, анализируется динамика развития патриотических
чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Этапы исследования.

Первый этап — поисково-теоретический.

Он включает:

— изучение и
анализ методических и литературных источников по проблеме исследования;

— изучение
опыта работы дошкольных образовательных учреждений в области патриотического
воспитания;

— подбор
методик констатирующей диагностики, выявляющей уровень сформированности патриотического
чувств у детей старшего дошкольного возраста;

—  проведение и анализ результатов констатирующего
эксперимента.

Второй этап — опытно-экспериментальный:

— составление
программы формирующего эксперимента;

— определение
методов, форм и средств воспитательно-образовательной работы с детьми,
разработка их содержания, проведение и проверка эффективности
опытно-экспериментальной работы;

— проведение
контрольного эксперимента.

Третий этап — заключительно-обобщающий:


систематизация и обобщение результатов исследования,

— разработка
методических рекомендаций для педагогов-воспитателей;

— оформление
аттестационной работы. Опытно-экспериментальная база исследования:
исследование проходило на базе муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Пушкинского городского округа детского сада № 20 «Золотой
ключик».

Структура аттестационной
работы: работа
состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ результатов формирующего эксперимента подтвердил главную гипотезу
исследования, согласно которой достижение высокого
уровня воспитания патриотизма у детей становится возможным и наиболее
качественным при создании определенных системообразующих условий. Воля самого
педагога к патриотическому воспитанию дошкольников. Переход на новый уровень
понимания необходимости приобретения теоретических знаний, практических
навыков, умения моделировать единую блочную систему тематического планирования,
отражающую последовательность и постепенность введения детей в разнообразный
окружающий мир с упором на формирование целостного образ родной земли.

Использование фольклора в патриотическом воспитании влияет
на формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Фольклор прививает детям любовь к родной природе, к флоре и фауне, формируется
чувство любви к родине. Не все, что окружает ребенка, образовательно
эквивалентно. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор
предметов, о которых следует рассказывать дошкольникам.

Максимальный результат работы воспитания и воспитания
достигается только в том случае, если эти воздействия осуществляются в системе,
где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь
необходимым звеном единого процесса воспитания и развития. Наличие такой
системы позволило создать условия для организации комплексных воздействий,
дополняющих друг друга и дающих наилучший воспитательный эффект.

Учитывая вышеуказанные условия, была разработана система
работы со всеми участниками воспитательного процесса, а также комплекс занятий
по патриотическому воспитанию старших дошкольников по формированию патриотизма
с использованием всех видов фольклора.

Таким образом, использование малых форм фольклора решает
проблемы познавательного, нравственного и физического развития детей. Особенно
велико его влияние на развитие у детей речевой выразительности, умения
правильно, точно и образно выражать мысли, делиться впечатлениями от
увиденного, услышанного и прочитанного.

Благодаря фольклору старшим дошкольникам прививается любовь
к Родине, к народным традициям, то есть развиваются патриотические чувства.

Результаты диагностического исследования на заключительном
этапе работы показали, что большинство детей имеют высокий уровень развития (60
%) и средний уровень (40 %), который характеризуется тем, что дети старших
дошкольников имеют представление фольклора как средства патриотического
воспитания. Сравнительный анализ данных, полученных на начальном и завершающем
этапах опытно-исследовательской работы, показал, что исследование дало
положительные результаты. Увеличилось количество детей с высоким и средним
уровнем развития. Количество детей с высоким уровнем было 20%, стало 60%,
средний уровень был 50%, стал 40%. Детей с низким уровнем выявлено не было, и
на начальном этапе их было 30%. Старшие дошкольники, имевшие в начале года
средний уровень развития, к концу года вышли на высокий уровень.

Это дает основание полагать, что через фольклор старшим
дошкольникам прививается любовь к Родине, к народным традициям, т. е.
развиваются патриотические чувства.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены,
гипотеза подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Психолого-педагогические
основы воспитания патриотизма у старших дошкольников посредством фольклорных
праздников и развлечений

1.1. Патриотическое воспитание у старших дошкольников как психолого-педагогическое понятие.

Современные условия жизни в России ставят перед народным
образованием качественно новые задачи в области воспитания детей, решение
которых поможет преодолеть существующий формализм в содержании дошкольного
учреждения. Воспитание граждан России имеет национальный характер, опирается на
национальные традиции русского народа, является идейной силой национального
самосознания, средством сохранения национального самосознания. Современная модель
образования учитывает особенности современности, так как этого требует
социально-экономическое положение страны, нравственно-духовное состояние
российского народа, дальнейшее развитие культуры и науки.

Формирование сознательного патриота с соответствующими
чувствами, убеждениями и поступками зависит от определенных отпечатков,
наложенных на национальное сознание. Национальное самосознание — основа
патриотического воспитания, это глубокое осознание своей этнической
принадлежности и своеобразия исторической судьбы, неотъемлемый атрибут любой
нации. Он свидетельствует о зрелости народа как самостоятельного субъекта
исторического процесса, является показателем нравственного здоровья, духовного
и интеллектуального потенциала личности.

Национальное сознание включает в себя:

— любовь к России, исторический и самобытный образ ее народа;

— вера в духовную силу народа и его предназначение;

— сила воли и ответственность за то, чтобы русский народ
занял почетное место в цивилизованном мире;

— способность разбираться в истории, культуре, искусстве,
ценностях, нравах, обычаях, обрядах, символах своего народа, нации, родного
края;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы