Другое на тему «Структурная антропология» К. Леви-Стросса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
«Структурная
антропология» К. Леви-Стросса
Среди многочисленных метафор, которыми
описывают научную фигуру Клода Леви-Стросса («открыватель ментального
континента» (Д. Спербер), «кантианец без трансцендентального субъекта» (П.
Рикер) и т.д.) встречается наиболее применяемая — «отец структурной
антропологии». Это означает, что круг научных интересов Леви-Стросса охватывал
антропологическую проблематику, однако с использованием несколько
нетривиального инструментария — методологии структурализма.
Собственно метод структурной антропологии
основывается на структуральном анализе. Терминологически корректно называть
применяемый здесь анализ именно «структуральный», что означает тот, что
основывается на принципах структурализма.
Очевидно, что в основе структурализма
лежит явление структуры. Леви-Стросс понимает структуру как разновидность
резервуара или идеального каталога, где все сосуществует виртуально, но где
актуализация происходит по исключительным направлениям, приводя к частным
комбинациям и бессознательному выбору [2, с. 148-149].
Элементы структуры не имеют ни внешнего
определения, ни внутреннего значения, значит им не остается ничего кроме
смысла. При этом Леви-Стросс объясняет присущие элементам структуры смыслы как
позиционные, то есть такие что принимают различные значения в зависимости от их
локации.
Любая структура серийная и функционирует
только с таким условием, так структурализм уделяет большое внимание метафоре,
как переносу названия с одного предмета на другой на основе их сходства и
метонимии, как переносу названия с одного объекта на другой, что ассоциируется
с ним по смежности.
Структуру можно описать понятиями неактуального
(структура — неактуальное явление, актуальным является то, в чем воплощается
структура), универсальное, бессознательное. В частности, Леви-Стросс
рассматривает бессознательное как таковое, что перестает быть проявлением
индивидуальных особенностей, хранилищем личной истории и делает каждого из нас
уникальным. Термин «бессознательное» означает символическую функцию, которая у
всех людей проявляется по одним и тем же законам [7, с. 209-210]. В структурной
антропологии подсознательное выступает хранилищем воспоминаний и образов,
которые каждый индивид накапливает в течение жизни. «Наоборот, бессознательное
всегда остается пустым, лишенным образного содержания, или точнее, оно имеет
такое же отношение к образам, как желудок к пище, которая в нем находится.
Бессознательное является инструментом с единственным назначением — оно
подчиняет структурным законам, которыми и исчерпывается его реальность,
нерасчлененные элементы, поступающих извне: намерения, эмоции, представления,
воспоминания» [5, с.210-211]. Соответственно, бессознательное выступает
некоторой структурой, а подсознательное ее содержанием.
Осмысление категории «социальной
структуры» является главной концептуальной задачей многих социологических
дискурсов современности, которых объединяет одна общая цель – освобождение социальной
теории от классового контекста. Так, согласно центральной методологической
стратегии ХХ в., а именно структурализма социальной структуры, прежде всего
касающейся устойчивых связей между элементами социальной системы, заключенных в
инвариантных моделях социального взаимодействия. По глубокому убеждению основателя
структурализма в социальной теории французского этнолога и философа Клода
Леви-Стросса, структуры — это некоторые объективные «схемы» или «синхронные
срезы» исторического процесса, которые являются абсолютно независимыми от него;
своеобразные восходящие установки, заложенные в основу организации общественной
жизни и ее культуры. Между тем, общего понимания понятия социальной структуры в
пределах самого структурализма не существует.
Главная задача структуралистского подхода,
так как его определил еще Леви-Стросс, заключается в выделении основных
структур любого социокультурного явления, «заложенных в основу многочисленных
своих проявлений и, которые сохраняются неизменными в меняющейся
последовательности событий». Разработку научной стратегии структурализма
Леви-Стросс начинает с осмысления специфики социологического познания как
такового, в частности на первых страницах «Структурной антропологии» (1957)
ученый замечает: термин социология пока не соединил в себе все общественные
науки. Если социология – это наука, исследующая основные принципы социальной
жизни и те идеи, которых придерживаются люди по поводу вопросов социальной
жизни, то тогда такая социология, по мнению Леви-Стросса ничем не отличается от
социальной философии, к которой у него крайне критическое отношение.