История отечественного государства и права Другое Гуманитарные науки

Другое на тему Сравнительно-правовой анализ Конституций СССР 1936 и 1977 годов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение

Глава 1:
Основы конституционного строя

1.
Общественное устройство и преамбула по Конституциям 1936 и 1977 годов

2.
Государство и личность 

3.
Действие и порядок изменения Конституции

Глава 2:
Избирательная система и органы государственной власти

1.
Высшие органы государственной власти и управления СССР

2.
Советы и избирательная система

3.
Правосудие и прокуратура

Заключение

Список
использованной литературы

 



 

  

Введение:

 

Конституция – это нормативно-правовой акт высшей
юридической силы государства или государственно-территориального образования в
федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и
экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса
личности.

В 1933-1934 годах на создание широкого
антифашистского народного фронта против Германии в Европе руководство взяло
курс на сближение с Францией и Чехословакией. Новый демократический имидж был
необходим Советскому Союзу. Идеологическое решение о том, что в связи с
уничтожением частной собственности в СССР построен социализм, являлось
подходящим поводом для принятия новой Конституции. Социализм считался не только
общественным строем без эксплуатации и угнетения[1], но и самым демократичным обществом,
которое только возможно. Часть коммунистов, рассчитывающая на то, что после
чистки от «врагов народа» Сталин планировал перейти к более демократическому
строю, заложенному в Конституции. По словам Н.Бухарина происходящий террор мог
быть предпосылкой перехода к демократии. Советский период для истории нашей
страны и для истории всего человечества является особенным. Невероятное
количество исследований, книг, научных трудов, различных споров, посвященных
этому периоду, ведь это первая реальная попытка формирования социалистического
государства.

Народная Конституция Российской Федерации была
принята 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. Первая секция
состоит из 9 глав, состоящих из 137 статей и закрепляющих основы политических,
социальных, правовых, экономических, социальные системы в Российской Федерации,
основы права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации,
статус органов государственной власти, а также порядок пересмотра Конституции и
внесения в нее изменений. Второй раздел содержит заключительные и переходные
положения и служит основой для преемственности и стабильности норм
конституционного права.

5 декабря 1936 г. между двумя московскими
процессами старых большевиков была принята Конституция Союза Советских
Социалистических Республик (с последующими изменениями и дополнениями), утвержденная
Чрезвычайным восьмым съездом Совета Союза Советских Социалистических Республик[2]. Это сталинская
социалистическая модель и содержит 13 глав и 146 статей. В этих главах разъясняются
социальная структура, государственное устройство, высшая государственная власть
Республики, государственная администрация республики, местная государственная
власть, основные права и обязанности граждан, а также основные национальные
символы и порядок изменения Конституции.

Конституция Союза Советских Социалистических
Республик или «Брежневская Конституция» была принята 7 октября 1977 года на
седьмом специальном заседании Верховного Совета СССР и стала последней в
советской истории. Новый Основной должен был подчеркивать поэтапный успех,
достигнутый при Брежневе, завершение борьбы и эпоху нестабильности, становление
«общенародного государства» как надстройки «реального социализма»[3]. Она состоит из 9 частей,
в том числе 21 главы и 174 статей. В этих главах были изложены основы
социальной структуры и политики Советского Союза, государства и отдельных лиц,
национально-государственной системы, избирательной системы и власти, действия
национальных символов и советской Конституции, а также процедуры изменений.

Актуальность моей работы заключается в том, что в настоящее
время конституционные основы Российского государства совершенствуются и
укрепляются, а в нынешнем 2020 году будут внесены поправки в законодательные
акты и  приняты новые нормативно-правовые
акты в действующую Конституцию Российской Федерации.

Степень
разработанности данной темы
являются
проблемы становления избирательного процесса в советском государстве, которые
привлекали внимание исследователей, представляющих различные отрасли научного
знания.

Работы второй половины 1930-х — середины 1950-х гг.
крайне идеологизированны. Это обусловлено не только стремлением
продемонстрировать преимущества социалистической демократии над буржуазной, но
и тем, что повод для их издания, как правило, был приурочен к юбилейным датам
или перевыборам Советов. Однако это не исключало появление исследований,
содержащих научный анализ формирования органов государственной власти. Вместе с
тем, избирательный процесс являлся побочным вопросом изучения государственных
структур или реформ в области государственного управления. В этом аспекте
необходимо отметить работы А.В. Лужина, А.Г. Лашина, А.Зверева, в которых
проанализированы вопросы становления городских Советов и полномочий депутатов.

Проблемой данной работы является формирование нормативно-правовых
документов советского периода.

Целью работы
является сравнительно-правовой анализ Конституций СССР 1936 и 1977 годов.

Исходя из цели, был поставлен ряд задач:

1)              
Рассмотреть
нормативные правовые акты конституций советского периода;

2)              
Выявить
закономерность развития Конституций СССР 1936 и 1977 годов;

3)              
Показать различия
в положениях Конституции 1936 года и Конституции 1977 года.

Объектом
исследования
данной работы
являются общественные отношения, складывающиеся в процессе развития Конституции
СССР 1936 и 1977 годов.

Предметом
исследования
является
закономерности развития конституционного законодательства СССР.

Научная
новизна исследования
состоит в том,
что автором на основании широкого круга источников проведен комплексный
историко-правовой анализ Конституций СССР 1936 года и 1977 годов, а также
проведена параллель с действующей Конституцией Российской Федерации и новыми
поправками в Конституцию 2020 года, которые предлагает нам государство. Так,
например, обнуление президентских сроков действующего Президента. После
принятия поправок к Конституции Российской Федерации и при согласии
Конституционного суда РФ нынешний Президент имеет возможность вновь дважды
избираться на свой пост без учета его предыдущих президентских сроков, согласно
действующему законодательству. При этом данная поправка не означает отмену
ограничения по количеству президентских сроков.

Методологической
базой
исследования является:
теоретический и сравнительно-правовой анализ нормативно-правовых документов,
формально-логический метод, структурно-системный метод и другие методы.

Теоретическая
значимость
моей исследовательской
работы заключается в том, что я на основании сравнительно-правового анализа
Конституций СССР 1936 и 1977 годов выявила процесс развития нормативно-правовых
актов данных Конституций.

Практическая
значимость
проведенного исследования
состоит в том, что проведенный сравнительно-правовой анализ может быть применим
в курсе Истории Отечественного Государства и Права для расширения её
теоретической основы.

Хронологические
рамки исследования
ограничиваются
периодом с конца 1936 года по конец 1977 года. Это предопределено тем, что 5
декабря 1936 года была принята Конституция Союза Советских Социалистических
Республик, утвержденная Чрезвычайным 8 съездом Совета Союза ССР. Произошло
возникновение новых отраслей права. Появились «Основы законодательства о
здравоохранении», «Основы водного законодательства», «Основы законодательства о
народном образовании», «Закон об охране и использовании памятников истории и
культуры». Кроме того с 1972 по 197 года было издано Собрание действующего
законодательства, объемом в 52 тома.

Территориальные
рамки исследования
охватывают всю
территорию Союза Советских Социалистических Республик. На протяжении всего
периода, а именно с 1936 год по 1977 год, Конституции были призваны
продемонстрировать всему миру, что в СССР существует передовой демократический
строй, гарантируются во всей полноте гражданские и социальные права.

Структура
работы
состоит из титульного
листа, содержания, введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и
списка используемой литературы.



[1] О
наличии в СССР угнетения трудящихся бюрократией говорить было нельзя под
угрозой немедленного ареста.

[2] Общество
старых большевиков (ОСБ) – общественная организация в РСФСР и СССР. Об­ра­зо­ва­но
по­ста­новле­ни­ем ЦК РКП(б) от 13 февраля 1922 года в Моск­ве при Ист­пар­те
(с 1931 года Все­союзное при Институте Мар­кса — Эн­гель­са — Ле­ни­на).
Чле­ном ОСБ мог стать че­ло­век с не­прерыв­ным пар­тий­ным ста­жем не ме­нее
18 лет, не от­хо­див­ший от боль­ше­ви­ст­ских по­зи­ций. Чис­лен­ность: 64
человека (1922), свыше 2 тысяч человек (1934).

[3]
Промежуточная станция, призванная заменить отодвигавшийся в неведомые дали
коммунизм.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В своем исследовании мною был проведен
сравнительный правовой анализ двух советских конституций: Конституции 1936 года
и Конституции 1977 года. Было отмечено, что Конституция 1977 года претерпела
серьезные изменения и преобразования, и она стала более структурированной,
логичной по сравнению с Конституцией 1936 г. Конституция 1977 г. представляла
собой высший советский закон. Однако Конституция 1936 года была более
ограниченной. Конституция 1977 года обширна. В некоторых статьях этот вопрос
был рассмотрен более подробно, добавив необходимые дополнения, авторитет
властей, новые принципы, права и свободы граждан. Я думаю, что в некоторых
статьях слишком много слов, и не каждый гражданин может правильно
интерпретировать статью, поэтому, как сказал Антон Павлович Чехов: «Простота —
это талант «Сестра», я надеюсь, что закон штата является более компактным и
точным. Например, если мы сравним первую главу «Социальной структуры»
Конституции 1936 года, которая включает 12 статей. Конституция 1977 г.
подчеркнула всю главу об основании социальной системы: она состоит из пяти глав
и 32 статей, хотя в ней содержится одна и та же информация, но ее число в
четыре или даже пять раз больше, чем в первой главе Конституции 1936 г.
Возникает вопрос: это хлопотно?

Советская национальная конституция
охватывает все права и свободы человека, что делает их самой демократической
страной в мире. В то же время Конституция Советского Союза 1977 года
предусматривает задачу: удовлетворять потребности всех людей и потреблять много
ручного труда. Я считаю, что Конституция предусматривает, что государство
обязано заниматься развитием человеческого потенциала и заботиться о людях,
предоставлять людям бесплатное медицинское обслуживание, образование,
возможности для творчества и физического развития, но судьба не может быть за
свой счет, как это делают капиталистические страны[1].

Конституция СССР предусматривает
систему государственных институтов, одним из которых является не только
избиратель, представляющий институт. Человек — это трудовой коллектив, член
общественной организации или объединения или член Коммунистической партии,
которая делает себя частью страны. Это демократия. «Коммунистическая партия
имеет власть», — соглашаются некоторые люди. Даже по Конституции он занимает
очень важную должность. Однако советские люди создали эту партию. Так можно ли
предположить, что именно люди узурпировали власть в своей стране?

Хотя конституций Советского Союза 1936
и 1977 годов больше не существует, они по-прежнему очень важны. Во-первых,
действующая Конституция Российской Федерации приняла много положений
Конституции 1977 года, которые, как можно сказать, являются наследниками
Конституции 1977 года.

Во-вторых, общество, следующее
объективным законам общественного развития, все равно обратится к опыту
конституции социалистической страны. Есть и другое мнение, что «прошлой была
советская конституция», но я считаю это утверждение неверным. Например,
поправки 2020 года, предоставленные нам государством, нарушили прежние законы и
нормативные акты и нарушили статью 15 части 1 Конституции Российской Федерации.
Законы и иные правовые акты, принимаемые Российской Федерацией, не должны
противоречить Конституции Российской Федерации. Социалистическая Конституция —
перспективная конституция.

 



 



[1]
Капиталистическое государство или капитализм – экономическая система
производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом
равенстве и свободе предпринимательства.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Основы конституционного строя

1.
Общественное устройство и преамбула по Конституциям 1936 и 1977 годов

В главе 1 Конституции 1936 года: «Общественное
устройство». В этой главе объясняется, что Союз Советских Социалистических
Республик является социалистической страной рабочих и крестьян[1]; Политическая
основа — Советы депутатов трудящихся, в который входят все властные полномочия
Советского Союза. Статья 4 Конституции гласит, что экономической основой
Советского Союза является социалистическая экономическая система, которая может
быть выражена в форме государственной собственности (публичная собственность)
или коллективной собственности (ассоциации и колхозы). Земля, почва, вода,
леса, заводы, фабрики, шахты, железные дороги, водный и воздушный транспорт,
банки, коммуникации, крупные сельскохозяйственные предприятия, организованные
государством (государственные фермы, машинные и тракторные станции и т. д.), а
также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд городов и промышленных
центров являются объектами государственной собственности, то есть общественным достоянием.[2] В
дополнение к общесоциалистической экономической форме допускается небольшая
частная экономика, основанная на частном труде, но она не включает эксплуатацию
чужого труда. Кроме того, граждане имеют право на получение личного имущества
на основе своего трудового дохода и сбережений, жилых домов и вспомогательных
домашних хозяйств, предметов домашнего обихода и домашнего хозяйства, предметов
личного потребления и бытовых удобств. Личное имущество и наследство охраняются
законом. Народнохозяйственный план определяет и направляет экономическую жизнь
страны. Статья 12 предусматривает, что каждый должен делать все возможное. Для
каждого здорового гражданина работа — это ответственность и честь («люди,
которые не работают, не едят»). Установлен принцип: «От каждого по
способностям, каждому – по его труду». В соответствии со статьей 4, которая
устанавливает права трудящихся, и статьей 12, в которой говорится, что все
граждане обязаны работать, то есть принуждать всех граждан к работе, мы можем
сделать вывод, что в главе 1 устанавливаются принципы демократии.

В отличие от Конституции 1936 года,
Конституция 1977 года начинается с преамбулы. В предисловии дается оценка
исторического пути, пройденного советским обществом через 60 лет после
Октябрьской революции. Результатом этого пути является: создание советского
государства — страны нового типа, которая является началом мировой истории
человечества от капитализма к социализму. Общественно-политическое и
идеологическое единство советского общества родилось, его руководителем
является рабочий класс. В преамбуле говорится о руководящей роли
Коммунистической партии как национального авангарда. Там говорится, что в
Советском Союзе было развитое социалистическое общество. «В этом обществе
создаются сильные производительные силы, развитая наука и культура, в которых
благосостояние людей продолжает расти, создавая все более благоприятные условия
для общего развития личности. Это социалистическое общество со зрелыми
отношениями. В этом обществе все этнические группы живут в гармонии, и все
этнические группы сформировали новую историческую общину людей — советских
людей на основе юридического и фактического равенства и братского
сотрудничества. Это общественная организация, общество идеологии трудящихся и
сознательных патриотов и интернационалистов, это общество, чей закон о жизни —
это забота для каждого. Это действительно демократическое общество, его
политическая система обеспечивает эффективное управление всеми государственными
делами, рабочие более активно вовлечены в общественную жизнь, а права и свободы
граждан сочетаются с их обязанностями перед обществом» — именно так трактуется
развитое общество в предисловие. Был создан «советский человек», существует
множество примеров. Но также история показала нам, что слишком мало было таких
людей, иначе бы советское общество существовало и поныне.

Цель Советского государства — создать
бесклассовое коммунистическое общество, основными задачами которого являются
создание материально-технической базы и улучшение отношений, воспитание
человека в коммунистическом обществе. В преамбуле также указывалось, что
советские страны действовали в соответствии с научной коммунистической
идеологией, но на основе огромных социально-экономических и политических
достижений социализма они оставались верными своим революционным традициям и
усердно трудились для дальнейшего развития социализма и демократии.
Неотъемлемая часть системы и признание ее международных обязанностей заложили
социальные и политические основы Советского Союза, установили права, свободы и
обязанности граждан, принципы организации социалистической страны.

В отличие от Конституции 1936 года,
Конституция 1977 года уделяет больше внимания социальной системе и политическим
основам Советского Союза. Конституция 1936 г. посвятила этому главу, содержащую
12 статей, а первый раздел Конституции 1977 г. содержал 5 глав и 32 статьи.
Детали презентации и объем статей также различаются.

В первой главе «Политическая система»
в статье 1 говорится, что Союз Советских Социалистических Республик является
социалистической общенациональной страной, которая выражает пожелания и
интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, а также рабочих различных
национальностей. Согласно ст. 2 все властные полномочия Советского Союза
принадлежат народу и осуществляются через Советы народных депутатов. Это основа
социальной и политической системы. Конституция вводит принцип демократического
централизма: избирательность всех правительственных учреждений сверху донизу,
ответственность перед людьми и обязательные решения высших институтов в
отношении низших институтов. Этот принцип объединяет единого лидера с местными
инициативами и творческой деятельностью, и каждое государственное агентство и
должностное лицо несет ответственность за выполнение этой задачи. Все органы
советских стран действуют абсолютно на основе законности, гарантирования
верховенства закона, социальных интересов, защиты прав и свобод граждан.
Принцип законности[3]
подразумевает соблюдение всеми Конституции и законов. Статья 5 предусматривает,
что наиболее важные вопросы в жизни страны должны выноситься на общественное
обсуждение и голосование (референдум). В статье 6 говорится, что
Коммунистическая партия Советского Союза является руководящей и направляющей
силой советского общества и ядром его политической системы, государственных и
общественных организаций. КПСС существует для народа и служит народу.
Коммунистическая партия определила общие перспективы общественного развития,
направления внутренней и внешней политики Советского Союза, руководила великой
творческой деятельностью советского народа и проводила систематическую и научно
обоснованную борьбу за победу коммунизма. Все партийные организации действовали
в рамках советской Конституции. Государство является однопартийной системой.
Статья 7 предусматривает, что профсоюзы, кооперативы и другие общественные
организации должны участвовать в управлении государственными и общественными
делами для решения политических, экономических и социально-культурных проблем.
Основным направлением развития советской общественно-политической системы
является дальнейшее развитие социалистической демократической политики:
граждане продолжают участвовать в управлении государством и обществом,
совершенствовать государственные институты, расширять деятельность общественных
организаций, укреплять общественный контроль, укреплять правовые основы
государственной и общественной жизни, расширять публичность, постоянно
учитывать публичное мнение.

Вторая глава первой части —
«Экономическая система». Глава 2 Конституции Советского Союза 1977 года гласит,
что основой экономической системы является социалистическая собственность в
форме государственных (общественных) и колхозных кооперативов. В связи с этим
Конституция не изменилась с 1936 года. Дополняется, что государство защищает
социалистическую собственность и не может использовать ее в личных целях. В
статье 11 Конституции 1977 года и статье 6 Конституции 1936 года перечислены
исключительные ресурсы и средства производства страны, которые являются
общественным достоянием. Статья 12 в основном повторяет статьи 7-8 старой
конституции и относится к собственности колхозов и других кооперативных
организаций. В дополнение к личной собственности, созданной в 1936 году, новая
конституция также позволяет использовать землю, предоставленную в соответствии
с юридически установленными процедурами.

Как и в старой конституции, был
установлен принцип социализма: «От каждого по его способности, каждому — по
труду»[4].

Государство
осуществляет контроль за трудом и потреблением. Труд не эксплуатируется. Труд
считается честью. Результат определяет статус человека в обществе. Однако, в
отличие от Конституции 1936 года, Конституция 1977 года не предусматривает
принципа «кто не работает, то и не ест». Отсутствие этого принципа является
результатом роста промышленности и экономики, культуры и страны в целом.

Высшая цель
производства — полностью удовлетворить растущие материальные и духовные
потребности людей. Советский Союз боролся за повышение производительности
труда, который сочетал материальные и духовные стимулы для поощрения инноваций,
инновационного отношения к труду, зависимости от социалистического
соревнования, научно-технического прогресса и совершенствования форм и методов
экономического лидерства. Как и Конституция 1936 года, новые правила регулируют
управление экономикой в ​​соответствии с государственным планом. Но в то же
время добавляется: ««при сочетании централизованного управления с хозяйственной
самостоятельностью и инициативой предприятий». Статья 17 повторяет статью 9
старой Конституции, которая предусматривает личную трудовую деятельность. В
заключении отмечается, что в интересах нынешнего и будущих поколений
принимаются меры по защите рационального использования земельных и минеральных
ресурсов, воды, животных и растений, поддержанию чистоты воздуха и воды,
обеспечению воспроизводства природных ресурсов и улучшению состояния окружающей
среды.

Кроме того,
Конституция 1977 года предусматривает три совершенно новые главы: «Социальное
развитие и культура», «Внешняя политика» и «Защита социалистического Отечества».
В третьей главе говорится, что государство стремится устранить классовые
различия, основные различия между городскими и сельскими районами, духовный и
физический труд, развитие и гармонию всех наций. Сосредоточение внимания на
улучшении условий труда и жизни является главным приоритетом. Страна берет
всестороннее развитие личности в качестве своей цели, а именно, творчества,
способностей и таланта, и повышает физическую и умственную культуру. С этой
целью работают и развивают системы здравоохранения, социального обеспечения,
торговли и питания, бытового обслуживания и системы коммунального обслуживания,
единую государственную систему образования, которая обеспечивает общее
образование и профессиональную подготовку граждан, научную организацию
проведения исследований, заботу о защите. И укреплять духовные ценности. Все
это для того, чтобы любой гражданин Советского Союза мог вести достойную жизнь
и удовлетворить все потребности.

С точки зрения
внешней политики Советский Союз выступает за укрепление безопасности людей и
широкое международное сотрудничество, укрепление социалистических позиций в
мире, поддержку борьбы людей за национальное освобождение и социальный
прогресс, предотвращение агрессивных войн, а также достижение всеобщего и
полного разоружения. Принцип мирного сосуществования стран с различными
социальными системами. Основой для установления отношений является соблюдение
принципов суверенного равенства, нерушимости границ, мирного урегулирования
споров, невмешательства во внутренние дела и серьезного выполнения
обязательств. Советский Союз запретил военную пропаганду. Можно сказать, что
Советский Союз выступает за мир во всем мире. Борьба за мировой социализм и
освобождение народа — это явно мирная борьба.

В последней главе
первого раздела говорится, что защита Родины — это самое важное для страны и
народа. Для защиты советских людей были созданы Советские Вооруженные Силы и
установлены общие военные обязанности. Ответственность Советских Вооруженных
Сил перед народом состоит в том, чтобы надежно защищать Родину, постоянно
поддерживать состояние боеготовности и гарантировать немедленный отпор любым
агрессорам. Появление этой главы показывает, что, хотя у людей есть различные
гуманистические идеи о дружбе народов мира и мирном существовании всех стран,
они представляют угрозу безопасности.



 



[1] Статья 1
Конституции 1936 года

[2] Статья 6
Конституции 1936 года

[3] По
Уголовному Кодексу Российской Федерации Статье 3 пункту 1 принцип законности
гласит о том, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные
уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.

[4] Фраза,
которую широко использовал Пьер Жозеф Прудон в своих сочинениях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы