Другое на тему Специфика путевого очерка на современных медиа-платформах (на примере Инстаграм)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Современные медиа-платформы и их жанровое разнообразие 5
1.1. Особенности жанра «путевой очерк» 5
1.2. Современные медиа-платформы – общая характеристика 12
Краткие выводы к Главе 1 22
Глава 2 Особенности создания путевого очерка на примере Instagram 23
2.1 Общая характеристика сети Instagram 23
2.2. Подходы к созданию путевого очерка на примере Instagram 25
Краткие выводы к Главе 2 57
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение 66
Введение:
Актуальность данной работы обусловлена тем, что жанр путевого очерка на сегодняшний день в официальной прессе представлен в малом количестве.
Всё чаще можно встретить данный жанр на медиа-платформах, видоизмененный, но сохранивший признаки классического путевого очерка. Ранее в научных работах был представлен анализ текстов социальных медиа в рамках журналистских и лингвистических исследований, но жанр путевого очерка рассматривался крайне редко. В рамках данного исследования акцентируется внимание на основных подходах к созданию текстов на медиа-платформе Instagram, конкретно в жанре путевого очерка, также ведется сравнение классического и современного подхода, их сходства и различия.
Объектом исследования являются тексты жанра «путевой очерк» в сети Instagram.
Предметом исследования являются особенности создания «путевого очерка» на современных медиа-платформах.
Цель данного исследования – это представление специфики путевого очерка на современных медиа-платформах на примере сети Instagram.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
— описание понятия «медиа-платформа», толкование термина и основных, ключевых понятий;
— рассмотрение главных особенностей жанра «путевой очерк», его законы, методы и диахронический анализ;
— изучение медиа-платформы Instagram, ее история, особенности развития и разнообразие аудитории (читателей);
— анализ текстов современных авторов в жанре путевого очерка, главные положительные и негативные стороны, характеризующие подъём/кризис жанра.
Теоретическая база представлена трудами таких ученых, специализирующихся на жанровом разнообразии в теоретической журналистике, как Тертычный А.А., Красноярова О.В., Баранова Е. А., Пескова О.Ю.. На основе их определений понятий, распределения и классификации жанров в журналистике был проведен анализ, а именно, сравнение и сопоставление.
Методы, используемые в исследовании: описание, контент-анализ, интервью, сравнение, сопоставление, классификация, обобщение.
Понятийный аппарат представлен такими терминами, как: медиа-платформа, виды, жанры, социальные медиа, социальные сети, SMM, маркетинг, блог, блогер, travel-блогер.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой содержание, введение, две главы – теоретическую и практическую, список литературы и электронных ресурсов, 4 приложения.
В первой главе работы представлены основные характеристики и описание главных медиа-платформ в Интернете, а также признаки классического и современного жанра «путевой очерк».
Во второй главе представлены главные критерии оценки текстов популярных публикаций в Instagram, сходства и различия в подходах к написанию путевого очерка, уровень качества и профессионализм авторов. Также приведен анализ соответствия современных публикаций travel-блогеров путевому очерку по ряду критериев.
Заключение:
В настоящее время, когда газетные жанры становятся все менее популярными, а тексты в сети Интернет привлекают большую аудиторию, существует необходимость изучения тенденций современной журналистики, представленной на медиа-платформах.
Одной из главных особенностей интернет-журналистики является то, что авторами онлайн-контента являются журналисты-любители, а не журналисты-профессионалы. Качественный и популярный контент, а именно тема путешествий, привлекает огромное количество читателей, которые, опираясь на труды журналистов формируют свое восприятие окружающей действительности.
В данной работе были рассмотрены наиболее известные публикации популярных travel-блогеров и авторов путевых очерков. Был проведен анализ различий этих двух категорий, при этом отмечается, что направление travel хоть и претендует на звание путевого очерка, но, тем не менее, таковым не является.
Порой тексты медиа-платформ имеют признаки дилетантства, низкого качества, безграмотности и абсурдности. Travel-блогеры, в основном, ориентированы непосредственно на получение прибыли, а это значит, что они в своих текстах, затрагивая темы той или иной местности и демонстрируя очень красочные фотографии, зачастую делают ссылки на другие аккаунты на правах рекламы, или же просто советую места для того, где можно остановится на ночлег. Некоторые же пошли еще дальше: фотографируя пейзажи, они пишут о том, каковы технические характеристики фотоаппарата. Можно говорить о том, что с полной ответственностью такие блогеры не относятся к написанию своих текстов как к путевым очеркам, они не соблюдают основные законы жанра и не используют настоящие журналистские методы. Скорее, их тексты похожи на «обзор».
В данной выпускной квалификационной работе были представлены основные особенности жанра «путевой очерк» на современных медиа-платформах. На некоторых примерах были показаны основные характеристики данного жанра, проведено сравнение классического и современного очерка. Отмечено, что современных авторов путевых очерках на страницах социальной сети Instagram не много, поскольку, как нами уже было замечено, преимущественным направление сейчас является именно рекламный контент.
Можно отметить, что в современных текстах сохраняются основные черты и характеристики жанра «путевой очерк», такие как: сюжетно-композиционная структура, применение художественно-выразительных средств, основа на реальном факте и авторский художественный вымысел.
При этом, появились новые черты: краткость изложения, рекламная информация в публикуемых текстах, максимально субъективное рассмотрение вопроса, а также черты, характеризующие кризис жанра: отсутствие редакторской правки, использование разговорной лексики, сленга и жаргона. Если рассмотреть медиатекст, в целом, то высокий уровень профессионализма автора наблюдается на сайтах информационных агентств, газет, журналов, телеканалов и радиостанций. Но тексты этих сайтов не столь популярны, как тексты на медиа-платформах.
Такая медиа-платформа, как Instagram характеризуются большим количеством подписчиков (читателей), активной обратной связью (большим количеством комментариев), легче отслеживаются (по количеству «лайков» и просмотров).
Среди данных текстов, таким образом, достаточно редко можно встретить качественные публикации в жанре «путевой очерк», которые представляют действительно контент высокого уровня. Подобные примеры были приведены во второй главе данной работы.
Также более подробно с помощью метода интервью были изучены основные подходы к созданию путевого очерка казахстанского trevel-блогера Даната Алиева. Его можно отнести к профессиональному типу авторов, которые добросовестно редактируют свои тексты, тщательно подбирают иллюстрации, заботятся о читателях, не переполняя аккаунт рекламой
Подводя итог проделанной работы, можно отметить, что жанр путевого очерка не теряет своей актуальности на сегодняшний день. Претерпевая изменения и несколько меняя свою структуру, он не перестает быть актуальным и популярным. Порой бывает непросто найти качественный контент среди прочего низкоуровневого, любительского обилия информации, но он существует и вызывает активный резонанс среди читателей и своей специфической аудитории.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Современные медиа-платформы и их жанровое разнообразие
1.1. Особенности жанра «путевой очерк»
Жанровое разнообразие в журналистике представлено тремя большими классами: информационный, аналитический и художественно-публицистический. К информационному классу можно отнести такие жанры, как новостная заметка, репортаж, хроника, отчет, событийное интервью. Аналитическими жанрами являются: статья, интервью-беседа, интервью-портрет, корреспонденция, обзор, рецензия, комментарий. В контексте данной темы нас интересует именно художественно-публицистический класс жанров, а именно: эссе, памфлет, фельетон, зарисовка, очерк. Художественно-публицистический класс жанров характеризуется при этом достаточно высоким литературным мастерством автора, а также наличием собственной оценки, большой аналитической и художественной работой.
Наряду с жанрами литературы, очерк представляет особый интерес в журналистике. Живой язык и стиль написания, глубокое изучение темы и профессиональное авторское преподнесение информации является особенным преимуществом перед иными жанрами. Являясь синтетическим жанром художественной публицистики, очерк нередко является объектом пристального изучения со стороны специалистов не только филологии, но и журналистики.
Следует обратить внимание на то, что очерк представляет собой рассмотрение вопроса, проблемы или личности человека с самых различных позиций. При этом, для написания очерка автор активно использует литературные приемы, такие как: метафоры, сравнения, аллегории, гиперболу, литоту и другие тропы.
На сегодняшний день можно констатировать существование ряда определений жанра путевого очерка. В.Я. Канторович, советский писатель, трактовал данное понятие так: «Путевой очерк — как раз та форма литературы, которой, как и гражданской поэзии, свойственно выражать личность самого писателя, его видение мира, его отношения к общественным проблемам своей эпохи».
Путевой очерк, в основном, это непосредственно поездки, встречи, путешествия, рассмотренные автором бытовые, социальные, ландшафтно-природные явления, которые так или иначе оставили свое впечатление и, соответственно, были пропущены через мировосприятие автора и его духовно-нравственные ориентиры.
А.А. Тертычный, в свою очередь, полагал, что путевой очерк является художественно-публицистическим журналистским жанром, который описывает какие-либо значимые события, ситуации, различные встречи, которые автор переживает в период своего путешествия.
Центральная роль путевого очерка принадлежит, таким образом, непосредственно авторскому «Я». Путешественник и его субъективные мысли, эмоции и впечатления рассматриваются как своеобразные проводники в увлекательный приключенческий мир. Несмотря на то, что из всех существующих в настоящее время публицистических жанров очерк является наиболее личностно ориентированным, авторская мысль во всех случаях доступна для читателя. Это, в сущности, означает, что автор имеет возможность писать одновременно о себе, собственных переживаниях, однако, он делает это не для себя, а открыто и для других.
Интересно заметить, что в процессе путешествия, как правило, всех путешественников зачастую посещают достаточно схожие мысли о разнообразии мира, окружающей действительности, нравов. Для ряда путешественников такого рода скитания обуславливаются поиском себя и личностного смысла. Именно по этой причине личностные авторские замечания зачастую откликаются в разуме и чувствах читателей. Так, нами отмечается, что наиболее важная особенность путевого очерка – это непосредственно наличие активной авторской позиции в реализации движения сюжета очерка.
Путевой очерк достаточно часто заявляет о себе при помощи таких приемов как прямая речь или диалоговая речь. Представленные типы изложения позволяют быть тексту очерка максимально реалистичным и современным, соответствующим тенденциям в языковом выражении.
Демонстрация авторского «Я» в путевом очерке связывается с функционально-смысловыми речевыми типами. В путевом очерке имеет место быть достаточно резкая смена типов речи, что, в свою очередь проставляется возможным связать с эскизностью и ассоциативностью путевого очерка.
Следует обратить внимание на то, что ключевым стилистическим приемом путевого очерка являются фрагменты-пейзажи. По сути, представляются как определенная форма, в которую автор помещает собственное представление о рассматриваемом месте, которое сопрягается, в свою очередь, с эмоциональным состоянием. В данном случае нет необходимости отрицать факт о том, что форма описания в каждый конкретный период находится в прямой зависимости от настроения. Так, автор предоставляет читателю фрагменты увиденного, в то время как читатель самостоятельно формирует из этого целостный образ и картину.
По той причине, что в момент путешествия автор путевого очерка всегда встречается с людьми, в путевых очерках, как правило, присутствуют различные портретные зарисовки. То есть, в путевом очерке человек не рассматривается с точки зрения личности, а он является проводником в культуру, обычаи.
В путевом очерке имеется ряд языковых особенностей. Отметим, что «Я» героя, как правило, выражается с использованием форм чужой речи. Однако же, наиболее распространенным способом включения чужой речи в путевой очерк остается именно прямая речь.
С точки зрения лингвистики путевой очерк обладает разнообразием использования различных языковых средств. Это обуславливается тем, что в путевом очерке находят сочетание элементы художественного и публицистического стилей.
Следует констатировать тот факт, что в путевом очерке могут быть использованы диалектизмы, бытовые выражения, профессионализмы. В сущности, используются все те приемы, которые позволят включить читателя в текст своей ориентированностью и живостью изложения материала.
Особенности синтаксического характера путевого очерка рассматриваются как преобладание вставных конструкций, которые прочитываются быстрее, нежели основное предложение, что, в свою очередь, позволяет делать текст легким для восприятия и не «перегруженным».
Кроме рассмотренных конструкций путевому очерку свойственно достаточно активное применение неопределенно-личных предложений. При этом частое их употребление связано с введением образа автора, когда нет прямого указания на авторское присутствие (я, мы), которое при этом же является очевидным.
К.А. Панцирев в области исследования теории журналистики отмечает на сегодняшний день кризис жанра «очерк». В погоне за оперативностью информации, многие средства массовой информации оставляют в стороне художественно-публицистический класс жанров, ссылаясь на то, что для подготовки подобного материала требуется достаточно много времени и сил сотрудника, за это время есть возможность создать десятки заметок, репортажей или интервью. Так, очерк остановился в своем развитии. К счастью, становление социальных медиа и причисление социальных платформ к средствам массовой информации дает возможность восстановить художественно-публицистические жанры. Несмотря на то, что на написание очерка тратится много времени, проводится очень много исследований, тем не менее, он никогда не станет однодневной новостью, его ценность будет оставаться актуальной на годы при наличии полного анализа вопроса.
Кризис жанра можно определить также и кризисом непосредственно самой профессии журналиста. С появлением социальных медиа-платформ журналистом и блогером может стать каждый, что отчасти засоряет контент информацией довольно низкого качества и непрофессиональным подходом к изучению проблемы. Стоит отметить и положительные стороны свободы публикации: на просторах Интернета появилась возможность публикаций непрофессиональных, но талантливых авторов. С обилием подсказок и методик в интернете практически любой желающий может создать качественное произведение в жанре очерка, получить моментальный отклик и комментарии – этом преимущества сегодняшних реалий.
Рассматривая особенности путевого очерка на медиа-платформах, следует отметить, прежде всего, большое технологическое разнообразие. Помимо текстовой информации, социальные медиа владеют большим спектром разнообразных технологий: от профессиональных фотографий от непрофессиональных фотографов (благодаря техническим настройкам социальных сетей) до моментального создания видео коллажей, слайд-шоу и современных медиа жанров.
Путевой очерк – одна из жанровых разновидностей традиционного очерка в журналистике. В научном обороте современных исследований предлагается модернизированная теоретическая интерпретация названия этого направления – travel-журналистика. Хотя данное понятие следует понимать более широко. Некоторые исследователи рассматривают путевой очерк как одну из его жанрообразующих форм, наряду с путевыми заметками, репортажем, обозрением, рекомендациями. Учитывая особенности образного изложения факта, происшествий, впечатлений, чувств, путевой очерк относится к группе художественно-публицистических жанров. Главными его составляющими считаются: самостоятельная проблематика; оригинальный замысел; драматургическое построение материала.
Из всех очерков, путевой очерк в наибольшей мере претендует на то, что в основе его сюжета будет лежать авантюра. Она задается самим характером подготовки данного типа повествования. Сюжет очерка отражает последовательность событий, происшествий и встреч автора во время его путешествия. Выбирать из всех впечатлений автор должен самое важное и интересное для читателя. Что именно автор посчитает важным и интересным, зависит от его замысла, который обычно формируется во время путешествия. Иногда замысел возникает до начала поездки. Автор в данном случае основывается на своих ранних наблюдениях. Помимо авантюрности сюжета путевой очерк обладает такой чертой, как динамизм. Он формируется благодаря самому факту перемещения автора во времени и пространстве. Динамизм позволяет автору сделать читателя «соучастником» путешествия, дать почувствовать напряжение поездки.
Для журналистского текста, представляющего такой жанр как путевой очерк, неотъемлемым считается документально-сюжетное начало. Произведение выстраивается согласно композиционным законам, основываясь на драматургической линии события, описания человеческих судеб, традиций другого народа. Персонифицируя информацию общего характера, в очерке присутствует образная система повествования. Авторская позиция журналиста или писателя четко прослеживается через эмоции от увиденного. Это новые впечатления – отношение к людям, проблемам, явлениям. В публицистике путевой очерк – пример, когда рациональное начало документалистики и хроники соседствует и переплетается с художественными фантазийными образами, однако не переступая при этом грань выдуманного и несуществующего. Воздействуя на аудиторию, информант прилагает большие усилия, достигая выразительности, оригинальности, интриги.
Содержательная основа таких материалов сводится к описанию или трансляции посредством телевидения достопримечательностей, обычаев чужой страны, ее государственного устройства, интересных деталей быта. Очень часто при этом происходит сопоставление своего и чужого. Суть изложенного в любом путевом очерке заключается в том, чтобы не просто зафиксировать увиденное, а выразить во всей красе художественного слова собственный авторский взгляд и яркие впечатления от путешествия.
Говоря о жанре путевого очерка в художественной литературе, нельзя не отметить такие бессмертные произведения, как «Остров Сахалин» А.П. Чехова, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева, «Картины Италии» Ч. Диккенса.
Журналистский текст на сегодняшний текст в меньшей степени представляет собой художественное произведение, при этом именно жанр путевого очерка раскрывает перед читателями все лингвистические способности автора, его владение литературными приемами и инструментами.
Путевой очерк на медиа-платформах чаще всего четко структурирован, имеет довольно шаблонную композицию, и его структура исходит, в первую очередь, из запросов аудитории. Чаще всего аудитория не желает читать слишком объемные тексты. Соответственно, характерными особенностями современного путевого очерка на медиа-платформах является: небольшой объем, структурирование информации по тезисам, возможность моментального комментирования, получение обратной связи от читателей (подписчиков).
В научном обороте современных исследований предлагается модернизированная теоретическая интерпретация названия этого направления. Оно звучит как трэвел-журналистика. Хотя это понятие следует понимать более широко. Некоторые исследователи рассматривают путевой очерк как одну из его жанрообразующих форм, наряду с путевыми заметками, репортажем, обозрением, рекомендациями.
Доминирующими его составляющими считаются:
— самостоятельная проблематика;
— оригинальный замысел;
— драматургическое построение материала.
Множество захватывающих историй было создано публицистами и журналистами, которые находили регулярное отображение в СМИ, развлекая и информируя аудиторию.
Содержательная основа таких материалов сводится к описанию или трансляции посредством телевидения достопримечательностей, обычаев чужой страны, ее государственного устройства, интересных деталей быта. Очень часто при этом происходит сопоставление своего и чужого.
Таким образом, суть изложенного в любом путевом очерке заключается непосредственно в том, чтобы не просто зафиксировать увиденное, а выразить во всей красоте художественного слова собственный авторский взгляд и яркие впечатления от путешествия таким образом, чтобы это заинтересовало читателей любой категории.