Другое на тему Современный этап краеведческого образования в российской школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава
1. Возникновение и развитие исторического краеведения. 4
1.1 Истоки исторического
краеведения. 4
1.2 Краеведческие
исследования в XVI – XVIII вв. 6
1.3 Историческое
краеведение в XIX – начале XX вв. 10
Глава
2. Источники исторического краеведения. 15
2.1 Вещественные источники. 15
2.2 Письменные источники. 18
2.3 Устные источники. 23
Глава
3. Историческое краеведение в XX – XXI вв. 26
3.1
Историческое краеведение в Советской России. 26
3.2
Современный этап краеведческого образования. 31
Заключение. 35
Список
использованной литературы.. 37
Введение:
Актуальность. Роль многообразия факторов, воздействующих на
развивающийся организм (личность), в человеческом обществе играют этнические
культуры, хранящие неоценимый опыт многообразного воздействия на индивида в
период его онтогенетического развития. Этот опыт реализуется в жизнеустройстве
любого народа как на микро-, так и на макро- и мезоуровнях. Каждый народ, этнос
проживает свой индивидуальный путь, накапливая уникальный опыт, закрепленный в
геноме социокультурного кода этноса, доступный любому представителю этого этноса.
Краеведение как народное знание о своих родных местах
зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди,
хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную
жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим
поколениям. В процессе развития краеведения в России наметились два его
направления: научное и школьное. Научное краеведение, направленное на
всестороннее изучение различных территорий страны, расширялось и углублялось с
развитием науки. Важную роль в развитии школьного краеведения в России сыграл
К. Д. Ушинский, который обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал
большое воспитательное и образовательное значение изучения своего края. В
системе современного общего образования, имеющего целью оптимальное развитие
школьников, особая роль отводится знаниям по истории, культуре, экономике
региона. Регионализация образования содействует целостному восприятию и
широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости, дает
особую ориентацию во времени, помогает реализовать ключевую идею закона
Российской Федерации «Об образовании» о единстве интересов личности, общества и
государства в деле воспитания гражданина России.
Целью исследования является изучение современного состояния
краеведческого образования в России.
Исходя из указанной цели были сформулированы следующие
задачи:
— определить истоки исторического краеведения;
— изучить историю краеведения с древнейших времен до наших
дней;
— дать характеристику источникам исторического краеведения:
вещественным, письменным, устным;
Объект исследования – историческое краеведение.
Предмет исследования – историческое краеведение на
современном этапе развития.
Методы исследования.
В исследовании использовались общенаучные методы анализа,
синтеза, системный и диалектический методы. Частнонаучными методами
исторической ретроспекции и анализа исторической литературы были установлены
характеристики источников исторического краеведения и история развития
краеведения в России.
Структура. Работа представлена введением, 3 главами,
заключением и списком использованной литературы.
Заключение:
Исторически, истоки краеведения уходят в глубокую древность,
и первыми источниками считаются останки жилищ древних людей. С возникновением
государственности и письменности начинает накапливаться краеведческий материал,
отражаемый в летописаниях. Развитие научных знаний, расширение границ
государства повлекли за собой возникновение первых исторических экспедиций,
создание карт местностей. Важным аспектом развития краеведения в период XVIII – XIX вв. является
привлечение к сбору краеведческого материала местного населения, которое охотно
делилось находками. В это время краеведение зарождается как наука, а значит и
обосновываются цели и методы краеведческих исследований. К концу XVIII в.
основы краеведения проникают и в систему образования. К концу XIX в.
происходит замедление в развитии краеведения, и новым этапом становится уже
начало следующего столетия, где появляются различные формы краеведения в зависимости
от задач и практических интересов, от предмета исследования. В советский период
краеведение приобретает значительную ценность в рамках патриотического
воспитания и идеологической пропаганды, в целом выходит на новый
методологический уровень, приобретает большие масштабы в формах организации и
работы по сбору материала, и методах организации демонстрации материала
(выставки, музеи).
Современное историческое краеведение оперирует широким
кругом источников. Их критический анализ и комплексное использование позволяют
раскрыть основные тенденции и особенности региональной истории, проследить
количественные и качественные изменения, национальный состав жителей,
охарактеризовать условия и реальные перемены в их жизни, обобщить опыт
изменения жизненной среды, выявить специфику, показать, как позитивные, так и
негативные стороны повседневности. При репрезентативном отборе, классификации и
анализе исторических источников необходимо учитывать информативность,
уникальность и типичность различных видов исторических документов, что позволит
исследователю-краеведу получить суммарные данные в отношении изучаемого
объекта, сравнить общегосударственные и региональные аспекты, выявить специфику
региональных исторических процессов и явлений. Краеведение по своей природе
многофункционально и обладает серьезным потенциалом для решения многих
социальных и экономических проблем, стоящих перед нашим обществом, поэтому в
современной исторической науке историческому краеведению отводится значительный
пласт исследований. Краеведческие исследования позволяют через историю малых
поселений, конкретных людей формировать общее представление об историческом
процессе, менталитете и мировосприятии человека прошлого тех событий, в которых
он проживал. Это делает историю не просто набором фактов и дат, но ярким,
характерным примером того, как была обустроена жизнь в далекие от нас времена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Возникновение и развитие исторического
краеведения
1.1 Истоки исторического краеведения Историческое краеведение – это область научного
исторического познания (изучает прошлое края, отраженное в памятниках,
опирается на закономерности, принципы и методы исследования исторической науки)
и практической деятельности историков-краеведов, направленная на
распространение знаний об историческом прошлом края.
В основе становления краеведения лежит не только любознательность,
но и необходимость. Для более оптимального использования ресурсов окружающей
местности человеку необходимы были знания о них. Ha самых древних стоянках
встречается сырье для орудий, принесенное за десятки километров от места обитания.
Например, большая часть орудий на стоянках олдувайской культуры в Африке
сделана из принесенных камней. Устойчивое использование одних и тех же
источников сырья в течение сотен тысяч лет показывает, что человек уже тогда
передавал «краеведческие» знания из поколения в поколение [6].
С появлением письменности эти знания стали фиксироваться более
прочно.
На Руси краеведческие сведения фиксировались в летописях.
Наиболее древний из летописных сводов, дошедших до нас, – «Повесть временных лет».
Изложение датированных событий начинается в ней с 860 г. Первоначальная
редакция её не сохранилась. До нас дошли Лаврентьевская (1116) и Ипатьевская
(1118) редакции «Повести». Причем сами летописи, в которых сохранились эти
редакции, были созданы в более позднее время. В «Повести временных лет»
рассказывается о расселении славянских племен, указывается, какие племена
говорили на славянских языках, дается описание быта и обычаев славян, имеются
сведения об археологических памятниках и т.д.
Лаврентьевская летопись содержит копию летописного свода 1305
г„ сделанную в 1377 г. под руководством монаха Лаврентия по заданию суздальско-нижегородского
князя Дмитрия Константиновича. При перечислении событий до 1282 г. в летописи
не пользуются копии других летописей, a c 1282 r. Описываются события тверского
княжества. Ипатьевская летопись также начинается с «Повести», вторая ее часть –
события 1118-1199 гг. В Киевском княжестве, третья (до 1292) –
галицко-волынские летописи. Название летопись получила по местонахождению ее в Ипатьевском
монастыре (Кострома). «Повести временных лет предшествовали Киевский Свод 1037
г., Киевско-Печерский 1073 г. и Новгородский 1079 г., которые не дошли до нас.
На их основе возник «Начальный свод» и «Повесть временных лет).
В «Повести временных лет» рассказывается о расселении славянских
племен. Вначале, по мнению летописца, славяне жили на Дунае, потом они
расселились по Висле, Днепру, Волге. Автор указывает, какие племена говорили на
славянском языке, a кaкие – на других языках: «Се бо токмо, словенски язык в
Руси: Поляне, Древлине. Новгородци, Полочане, Дреговичи, Север, Бужане, зане
седоша по Бугу, после де же Велыняне. А се суть инин языции, иже дань дают
Руси: Чюдь, Меря, Весь, Мурома, Чере- мись, Мордва, Пермь, Печера. Ямь, Литва.
3имигола, Корсь, Норова, Лнбь. Си суть свои язык имуще от колена Афетова, иже
живуть в странах полунощных› [12].
Летописец дает и описание быта и обычаев славян: «…живяху кождо
с своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим на своих местех» и
т.п.
К концу XII в. относится появление «Слово о полку Игореве». В
нем содержатся сведения о русских городах, реках, птицах, и т. д., кроме того,
автор умело дает психологическую характеристику правящих в этот период князей [14].
В XII – XIV вв. почти в каждом княжеском центре
велись летописные своды. В Киеве летописание велось в Печерском и Выдубецком
монастырях; во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир,
Суздаль, Ростов, Переяславль. Монголо-татарское иго привело к временному упадку
летописания, но в XIV – XV вв. начинается новый этап его развития. Крупнейшими
центрами летописания стали Москва, Новгород, Псков, Тверь. В летописях детально
описываются местные события – рождение и смерть князей, выборы посадников и
тысяцких, военные походы, битвы и т. п. Из памятников XVI в. любопытна
«Казанская история», написанная около 1550 г., содержащая сведения об истории
Казани и народах Поволжья [6].