Другое на тему Социально-психологические аспекты влияния игровой деятельности на коммуникативные способности детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………….8
1.1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста…………………….8
1.2. Теоретическое обоснование формирования коммуникативных способностей дошкольников……………………………………………………18
1.3. Роль игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста……………………………………………………………22
Вывод по первой главе…………………………………………………………..27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ «ШАНС»….29
2.1. Описание хода исследования и выборки испытуемых в МБОУ ДО психолого-педагогическом и медико-социальном центре «Шанс»………….29
2.2. Диагностические методики, направленные на изучение коммуникативных способностей дошкольников ……………………33
2.3 Разработка программы по формированию коммуникативных способностей у детей………………………………………………………………………………..37
Вывод по второй главе…………………………………………………………..41
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ ………………………42
3.1. Результаты диагностики сформированности коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста …………………………………42
3.2. Результаты исследования по использованию игры как средства формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………55
3.3. Рекомендации по формированию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………..59
Вывод по третьей главе………………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….73
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….83
Введение:
Актуальность темы исследования. Современный мир – мир всеобщей цифровизации. Мозг ребенка развивается в цифровой среде, а должен развиваться в естественных условиях. Дети не научены понимать внутренний мир другого человека, они перестали контактировать друг с другом. Дошкольный возраст для развития социально-коммуникативных навыков является наиболее сенситивным периодом. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, которая оказывает огромное влияние на социально-личностное развитие ребенка. Анализ практики деятельности дошкольных учреждений показал, что педагогический потенциал дошкольной организации по использованию дидактической игры как средства формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста не используется в полной мере. В основном игры используются с целью обучения. Они редко обновляются и дополняются, дети теряют к ним интерес. Слабо организовано взаимодействие педагогов, родителей и детей по вопросу формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Этот процесс, хотя и совершается в организованных условиях дошкольных учреждений, тем не менее, носит стихийный, нерегулируемый и не целевой характер их усвоения. Неблагополучные взаимоотношения со сверстниками, складывающиеся в силу недостаточно развитых социально-коммуникативных умений, отрицательно отражаются на эмоциональном состоянии детей дошкольного возраста. Такое состояние в практике и обусловливает актуальность проблемы настоящего исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «развитие игровой деятельности детей направлено на достижение целей освоения пяти первоначальных представлений социального характера», таковыми и являются социально-коммуникативные умения [79].
Степень разработанности проблемы. Проблема формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста является предметом изучения в работах многих отечественных психологов и педагогов. В частности А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др. изучали концепцию деятельности; М.И. Лисина, А.Г. Рузская выдвигали базовые идеи, рассматривающие общение как коммуникативную деятельность; также труды, представляющие процесс общения как показатель коммуникативного поведения, как необходимое условие развития коммуникативных способностей и навыков (Л.В. Епишиной, О.Н. Сомкова и др.); педагогические труды, посвященные разработке теории и методике формирования коммуникативных способностей и навыков у детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, и др.);
разработанные методики, раскрывающие ключевые позиции к разработке дидактических игр, как средства обучения и воспитания детей (Е.О. Смирновой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой др.).
Объект исследования: коммуникативные способности дошкольников.
Предмет исследования: формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством игры в дошкольной организации.
Цель исследования: выявить и обосновать содержание и формы успешного формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами игры в дошкольной организации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику формирования коммуникативных способностей у дошкольников.
2. Изучить аспекты использования игр в развитии дошкольников.
3. Определить средства развития коммуникативных способностей в процессе игровой деятельности.
4. Выявить уровень сформированности коммуникативных способностей у детей 4-6-летнего возраста в дошкольной организации.
5. Разработка программы по формированию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
6. Проанализировать и оценить результаты эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: в ходе систематической и целенаправленной работы с использованием игры улучшатся коммуникативные способности, сложатся нравственные ценности, повысится самооценка и разовьются личностные качества детей.
Методы исследования:
— теоретические: анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования;
-эмпирические: анкетирование, наблюдение, беседа;
-математические: количественный и качественный анализ результатов исследования. Проводился при помощи математической статистики с использованием программы Excel.
Новизна исследования состоит в том, что разработан комплекс мероприятий (содержание и формы) эффективного формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами дидактической игры в дошкольной организации и экспериментально проверена его эффективность.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний за счет:
— конкретизации понятия «коммуникативные способности» дошкольников, под которым понимается комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на теоретической и практической подготовленности личности ребенка, позволяющих творчески использовать знания для взаимоотношений с окружающими его людьми;
— деятельности детей дошкольного возраста по формированию коммуникативных умений средствами дидактической игры рассмотрена (с учетом возрастных особенностей) как потенциально эффективное средство;
— представленное содержание и формы организации деятельности по формированию коммуникативных способностей раскрывает возможности достижения эффективности процесса средствами дидактической игры.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанный комплекс мероприятий по формированию коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами дидактической игры, включающий содержание и формы работы с детьми, методическую работу с педагогами и родителями по организации данной деятельности, а также методические рекомендации востребованы и используются в профессиональной деятельности педагогами. Представлен критериально-диагностический инструментарий определения уровня сформированности коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, констатировать появившиеся эффекты в воспитательной деятельности.
Достоверность полученных результатов обеспечена теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, использованием объективных методов исследования, в том числе методов математической статистики, проверкой теоретических выводов, а также продолжительностью педагогического эксперимента. Объективность и достоверность подтверждены результатами нашего эмпирического исследования по формированию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами игры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Коммуникативные способности детей дошкольного возраста — это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на теоретической и практической подготовленности личности ребенка, позволяющих творчески использовать знания для взаимоотношений с окружающими людьми, сущность которого состоит в определенном типе поведения ребенка во взаимоотношениях с окружающими его людьми, способам воздействия и отношению к сверстникам. Содержанием коммуникативных умений дошкольников в нашем исследовании выступают: желание и умение вступать в контакт со сверстниками и взрослыми; проявление основ вежливого поведения и сопереживание; знание простейших норм и правил общения. Структура формирования коммуникативных умений у дошкольников представлена следующими компонентами: умение педагогов формировать у детей дошкольного возраста коммуникативные навыки при общении со взрослыми и сверстниками; умение детей слушать и договариваться друг с другом, знание норм и правил поведения, умение педагогов выстраивать взаимодействие детской дошкольной организации и семьи по формированию коммуникативных умений.
2. Критерии оценки сформированности коммуникативных способностей детей дошкольного возраста: когнитивный (показатели: знание как вступать в контакт со взрослыми и сверстниками; знание основных норм и правил общения); организационно-деятельностный (показатели: умение соотносить свои интересы и желания с интересами других детей; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми начать разговор со знакомыми и незнакомыми детьми и взрослыми); оценочно-результативный (показатели: проявление интереса к положительным действиям и поступкам детей в группе; проявление заботы об окружающих) и уровни (высокий, средний, низкий).
3. Комплекс мероприятий по формированию коммуникативных способностей дошкольников в условиях ДОО, включающего: познавательные, практические, коммуникативные направления в подборе содержания и форм работы с детьми, методическую работу с педагогами и родителями по организации данной деятельности.
База исследования: исследование проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждение дополнительного образования «Психолого-педагогический и медико-социальный центр «Шанс».
Структура ВКР: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Проблема формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста давно привлекает внимание ученых, исследователей и находит свое отражение в научных трудах педагогов, психологов, социологов. Ведь именно в дошкольном возрасте должны развиваться коммуникативные навыки и происходить активное освоение социального пространства.
Теорию и методику коммуникативного развития при формировании коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста разрабатывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
В дошкольном возрасте наблюдается значительное расширение и углубление содержания мыслительной деятельности детей. В процессе повседневной жизни, общения со взрослыми, обучения на занятиях в детском саду перед детьми раскрываются новые стороны действительности, новые аспекты познания уже знакомых объектов.
Следовательно, для всего этого необходимо, чтобы игры были разнообразными и содержательными, также необходимо обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре воспроизводить полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием.
Побуждение детей к играм, предоставление материала для строительства и конструирования, собственное участие взрослых в играх детей и поощрение инициативы и самостоятельности – вот те условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность игр.
Сравнительный анализ проведенного исследования позволил сделать следующие выводы:
1. По методике «Секрет»: по шкале «предпочитаемые» произошли значительные сдвиги в положительном направлении — 42% детей (15 человек) после программы по формированию коммуникативных способностей стали более коммуникабельны, стали проявлять интерес к другим детям, общению с ними, а также имеют склонность играть в коллективные игры. Разница по сравнению с констатирующим этапом составила 20%; по шкале «принятые» также наблюдаются улучшения – 36% детей (13 человек); по шкале «непринятые» — 32% детей (12 человек), изменения значительны (4 ребенка); по шкале «изолированные» — выявлены лучшие результаты — 0 человек.
2. По методике «Рукавички» (автор Г. А. Цукерман): высокий уровень на этапе контрольного эксперимента показали 60% детей (24 ребенка), что на 20% детей (17 человек) больше по сравнению с результатами констатирующего этапа исследования; показатель среднего уровня выявлен у 27% детей (11 человек), разница с результатом на констатирующем этапе здесь незначительна (1 ребенок); низкий уровень показал значительные изменения – 12,5% детей (5 человек) по сравнению с результатом констатирующего этапа – 50% детей (20 человек).
3. По методике «Контекстного общения со взрослым»: высокий уровень наблюдается у 68% детей (27 человек). Значительный положительный результат, характеризующий программу по формированию коммуникативных способностей как эффективное средство; средний уровень выявлен почти у 25% детей (9 человек), результаты по сравнению с результатами констатирующего этапа исследования здесь ниже; низкий уровень выявлен менее, чем у 10 % детей (всего 4 человека), что также является доказательством эффективной работы программы по формированию коммуникативных способностей.
4. По методике «Да и нет, не говорите»: высокий уровень выявлен у 24 детей. Полученный результат мы можем по праву считать значительным, по сравнению с результатом на констатирующем этапе (6 детей из 40 в группе); средний уровень выявлен у 13 детей. здесь также наблюдается положительная динамика, по сравнению с результатами на констатирующем этапе (11 детей из 40); низкий уровень наблюдается только у 3 детей (что также является значительным положительным сдвигом в формировании коммуникативных способностей дошкольников) по сравнению с результатами констатирующего этапа исследования, где низкий уровень составлял у 23 детей (из 40 в исследуемой группе).
5. По методике диагностики самооценки «Лесенка Щур»: низкая самооценка выявлена у 10% детей (4 человека) дети выбирали ступеньку черного (предназначалась для детей, которые едут себя плохо) и коричневого (дети, которые иногда совершают плохие поступки) цвета). Стоит отметить, что чаще всего дети в таком возрасте идентифицируют себя с оценкой значимых взрослых. На констатирующем этапе количество детей составляло 18. Мы считаем, что это значительный положительный сдвиг в рамках нашего исследования. Средний уровень выявлен у 62% детей (25 человек), что демонстрирует адекватное отношение взрослых к ребенку и адекватную самооценку самого ребенка. На констатирующем этапе средний уровень имели 13 детей (по нашему мнению, это также значительный сдвиг в положительном направлении, т.к. адекватная самооценка важна для формирования коммуникативных способностей ребенка). Высокий уровень выявлен у 28% детей (11 человек), дети выбирали ступеньки оранжевого и красного цветов. Самооценка завышена ввиду чрезмерной и преувеличенной похвалы со стороны взрослых (родителей). На констатирующем этапе высокий уровень был выявлен у 9 детей. Считаем, что и на данном уровне выявлены положительная тенденция, т.к. адекватная самооценка имеет большое значение в формировании коммуникативных способностей.
Таким образом, совокупность результатов проведенного исследования позволила нам вывести следующее: была отмечена динамика развития коммуникативных навыков у детей в различных видах деятельности, а именно: сформировались адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях; сформировались способности к произвольной регуляции своей деятельности; обогатился опыт совместной деятельности и формы общения со сверстниками; повысилась самооценка; сформировалась способность к эмпатии, к осознанию и переживанию чувств сверстника; сформировались предпосылки регуляции эмоциональных состояний.
Подводя итог, проведённому исследованию, можно констатировать, что цель нашего исследования достигнута, задачи, решены, гипотеза, доказана.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст по праву считается наиболее продуктивным периодом для начала успешного развития всех имеющихся задатков будущей личности. От того, насколько благоприятным окажутся условия, в которых растет и развивается ребенок зависит все его дальнейшее благополучие как в физическом, так и в психосоциальном плане.
Рассмотрим подробнее период дошкольного возраста исходя из физиологических и психологических особенностей.
У трехлетнего ребенка объем мозгового черепа составляет уже 80% от объема мозгового черепа взрослого. До полутора лет позвоночник растет равномерно. Гибкость и подвижность позвоночника обеспечиваются наличием значительного процента хрящевой ткани. Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут легко деформироваться [9]. Отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата излишний вес тела. Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) могут стать привычными, т.е. нарушается осанка. А это, в свою очередь, сказывается на функции кровообращения и дыхания.
Утомляет и отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата длительное пребывание в статической позе. Здесь отдельное внимание следует уделить осанке и не допускать «одностороннего физического воздействия», иначе могут развиться такие осложнения, как сколиоз, лордоз и кифоз.
Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой, поскольку крупная мускулатура в своем развитии преобладает над мелкой. Но постепенно в процессе изодеятельности, в строительных и дидактических играх совершенствуются движения кисти и пальцев. Поднимание руки вверх, в стороны, наклоны, покачивания и повороты туловища одновременно формируют и навык владения своим телом [5].
Органы дыхания. Ребенок дошкольного возраста не может еще сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением.
Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. При выполнении физических упражнений следует обращать внимание на момент выдоха, а не вдоха. В этом возрасте очень важна продуманная система мер закаливания [4].
Сердечно – сосудистая система. По сравнению с органами дыхания, сердечно-сосудистая систем намного лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок. Поэтому необходимо дозировать нагрузку ребенка, особенно в жаркие погодные периоды.
О реакции организма на нагрузку, в частности физическую, судят про внешним признакам утомления: отвлекаемость, общая слабость, одышка, побледнение или покраснение кожи лица, нарушение координации движений.
Центральная нервная система. Происходит совершенствование строения и деятельности. К 3 годам у ребенка обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействия окружающей среды. Развивающая способность концентрации возбуждения облегчает сосредоточение на учебном материале. Однако оно легко разрушается при изменении обстановки, под влиянием возникновения ориентировочного рефлекса (могут мгновенно отвлекаться) [7].
Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко распространяются. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Состояние оптимальной возбудимости часто нарушается в сторону повышения. Все это приводит к быстрой утомляемости детей.
У ребенка дошкольного возраста взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Поэтому важно правильно сочетать непосредственные и словесные воздействия на детей [62].
Успешному усвоению двигательных навыков в дошкольном возрасте способствуют двигательные ощущения, возникающие в результате успешного усвоения действий. И на первый план при этом выступают положительные эмоции. Уровень межанализаторных связей в дошкольном возрасте таков, что в момент выполнения упражнений дети порою не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, задавая правильную амплитуду движения и т.д.
Формирование личности и основных видов деятельности ребенка. Четвертый год жизни характеризуется двумя основными качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая – с формированием его деятельности. Период появления в речи ребенка местоимения «Я» знаменуется переменами в его поведении – возникает стремление действовать самому. Другое новообразование этого возраста – самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых – быть хорошим [3].
Элементы самосознания у ребенка 3-4 лет проявляются и не всегда в удачном сочетании и противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивости настроения. Наличие одновременно существующих тенденций, но противоположно направленных: сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям взрослых – создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь [9].
Однако «кризис поведения» вовсе необязателен. Кризиса может вовсе не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а управляемым процессом – управляемым воспитанием.
Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ, возводить постройки, выполнять определенную роль в игре. Но преднамеренность, произвольность поведения ребенка на четвертом году жизни только формируется. Поэтому его деятельность носит неустойчивый характер. Отвлекаемость детей велика и на занятиях, и в игре, и в быту [7].
Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. В дошкольном возрасте это умение проявляется лишь в виде элементов: из игрового материала ребенок выбирает несколько предметов, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему понравилась, не думая о взаимодействии с партнером.
При воспитании детей дошкольного возраста особое внимание необходимо обратить на развитие самостоятельности, как черты характера; на развитие эмоций и поддержание эмоционального климата в группе и семье, на развитие речи и мышления детей [9].
Самостоятельность. Ребенок может выполнять задание, знакомое по прошлому опыту, действуя знакомым ему способом в знакомых (или несколько измененных условиях).
Таким образом, самостоятельность здесь важна как стимул для применения и совершенствования уже приобретенных умений. При этом необходимо опираться на эмоционально-волевой компонент самостоятельности и формировать желание сделать, выполнить. Не менее важны доброжелательность, сочувствие – ведь самостоятельность увязывается с общением, взаимопомощью [43].
Подражание. В рамках дошкольного детства качественно облегчает формирование самостоятельности. Ребенок второй младшей группы способен подражать отдельным действиям, поступкам, произношению, поведению сверстников и взрослых.
Эмоции, чувства. Этим двум качества отведена особая роль в дошкольном возрасте. На четвертом году жизни у малыша развиваются сложные нравственные чувства: любовь к близким, привязанность к воспитателю, чувство симпатии к сверстникам, способность к сопереживанию, помощи; стремление быть хорошим, добрым, подражать положительному в поведении других, способность стыдиться своих плохих поступков; жизнерадостность, уверенность в своих силах, желание делать все посильное самому, стремление преодолевать небольшие трудности; любовь к животным, растениям, желание заботиться о них; чувство юмора: дети легче всего воспринимают комическое в поведении животных, сказочных персонажей, сверстников [1].
Однако, следует отметить тот факт, что восприятие юмора взрослых происходит труднее, эта новая форма пока что является для них образцом.
Отрицательные эмоции часто возникают при смене привычных условий жизни, например, при поступлении в детский сад. Облегчает привыкание наличие у ребенка навыков самостоятельности и самообслуживания.
Причиной отрицательных эмоций может быть нежелание или неумение взрослых создать правильный стиль отношений с ребенком: ограничение самостоятельности в сочетании с чрезмерной требовательностью; отсутствие требовательности и внимания, нарушение режима; плохая организация игры и других форм деятельности [45].
Восприятие. Уровень восприятия достаточен, чтобы оно могла служить для дальнейшего воспитания и обучения. Дети способны различать тембр звучания 2-3 музыкальных инструментов в пьесах, несложный ритм, узнавать знакомые песни. Они тонко чувствуют настроение музыки.
Трехлетний ребенок неплохо различает основные цвета, но хуже промежуточные. Наблюдается значительное расхождение между умением различать предметы по цвету, знанием названий цветов и использованием соответствующих слов в речи [10].