Другое на тему Социально-эмоциональное обучение как средство формирования навыков самооценивания учебной деятельности у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
СПИСОК ТЕРМИНОВ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 11
1.1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИТСТИКА НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО 11
1.2. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 14
1.3. АНАЛИЗ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 17
1.4. СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 22
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БАЗЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА
ЭКСПЕРИМЕНТА 30
2.4. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 36
2.5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1-5 66
Введение:
Актуальность исследования. В Российской Федерации Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая. 2021 г № 286 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарт ориентирован на становление характеристик выпускника, им определены результаты, которыми должен обладать учащийся к окончанию начальной школы. В их числе личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию [ФГОС НОО, с. 8]. Стандартом предопределены требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Таким образом, целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую тенденцию, как умение учиться.
Актуальность выбора темы данной работы обусловлена важностью развития у младших школьников навыков самооценивания учебной деятельности в образовательном процессе, поскольку такие способности помогают становлению ученика младших классов как полноценного субъекта учебной деятельности.
Имея определенную структуру, — мотивация, учебная задача, учебные операции, рефлексия, — учебная деятельность не может быть сведена ни к одному из компонентов в отдельности. Поскольку самооценивание является составляющей учебной деятельности, то и роль его действий значима: они способствуют полноценному развитию успешной учебной деятельности.
Как отмечается в работах некоторых ученых — Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, П.И. Пидкастого, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др., — играющие роль регулятора процесса выполнения учебной работы учащихся навыки самооценивания учебной деятельности очень важны. Они способствуют корректировке личных интеллектуальных умений, дают возможность устранить пробелы в знаниях, оценить свою деятельность.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема формирования навыков самооценивания учебной деятельности у учащихся непрерывно изучается учеными и педагогами–практиками, что позволяет сформировать и обобщить эффективный педагогический опыт, а также накопить и систематизировать знания по данной проблематике.
Становление личности и психических процессов школьников младших классов происходит, в основном в рамках процесса воспитания и обучения (образования). Поэтому важным является понимание учителем начальных классов развивающей и воспитывающей функции обучения, также применение учителем в практической деятельности эффективных методов и приемов воспитания и обучения, одним из которых является социально-эмоциональное обучение.
Социально-эмоциональное обучение – метод «целостного развития» ребенка. Данное исследование представлено в работе И.А.Калмазовой и М.Ю. Статниковой в «Формирование дивергентного мышления как условия развития потенциала личности» . В ходе исследования выявлено, что целостность достигается благодаря развитию таких навыков, как саморегуляция, выносливость, сострадание, самоанализ и осознанность. Социально-эмоциональное обучение является эффективным в процессе учебной деятельности: младшие школьники учатся регулировать эмоции, быть внимательными, хорошо ладить и работать со своими одноклассниками. Есть и более важные преимущества: в процессе использования социально-эмоционального обучения у учащихся улучшались
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена требованиями ФГОС НОО, где напрямую указаны требования к формированию универсальных учебных действий обучающихся. Одним из компонентов регулятивных универсальных учебных действий является самооценка учебной деятельности. Младший школьный возраст сензитивен к данному компоненту психического развития.
Самооценивание учебной деятельности представляет собой основной структурный компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми.
Учебная самооценка младшего школьника в учебной деятельности основывается на оценке окружающих, прежде всего — оценке учителя. Но к концу обучения в начальной школе самооценка ученика начинает испытывать определяющего влияния со стороны других факторов, в целом соответствует установленным возрастным закономерностям: постепенной автономизации Я ребенка от Я взрослый, прогрессирующей с возрастом стабилизации ценностных ориентаций и способности к самосозиданию.
Формирование навыков самооценивания учебной деятельности может быть осуществлено при помощи социально-эмоционального обучения. Социально-эмоциональным обучением принято называть приобретение учениками навыков распознавания и управления эмоциями, развития сопереживания и заботы о других, принятия ответственных решений, установления позитивных отношений и эффективного решения возникающих сложных жизненных ситуаций.
Исследовательская работа проведена на базе 4 класса. По результатам педагогической диагностики на начальном этапе можно сделать вывод, что для учащихся изучаемого класса характерен средний уровень развития навыков самооценивания учебной деятельности. При выполнении заданий у таких учеников преобладает ориентация на атрибуцию «способности» и «объективная сложность». В причинах неуспеха в учебной деятельности ссылаются на сложность задания или нехватку времени на ее выполнения, а большой объем собственных усилий приводят этих учеников к успехам. Таким ученикам бывает не всегда легко дать многоаспектную характеристику понятию, выявить свои точки роста, но они могут оценить пути достижения высоких успехов. Не всегда удается оценить работу другого ученика, но они достаточно часто и вполне объективно могут оценить уровень своих знаний.
Для ликвидации обнаруженных недостатков в самооценивании были подобраны и применены на внеурочных занятиях в 4 классе приемы посредствам социально-эмоционального обучения. В ходе формирующего этапа были апробированы специально разработанных уроков. Повторная (итоговая) диагностика выявила, в общем, положительную динамику в уровнях сформированности навыков самооценивания учебной деятельности у младших школьников. После реализации системы уроков работы у испытуемых младших школьников также преобладает низкий уровень развития навыков самооценивания учебной деятельности, но, все же его уровень снизился.
Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, и задачи успешно реализованы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИТСТИКА НАВЫКОВ САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
Одним из основных направлений развития общего образования является переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Это наиболее значимая системная инновация за последние годы, в т. ч. и для начальной ступени общего образования. Фундаментальным центром начального общего образования является достижение качественно новых образовательных результатов, в том числе, формирование универсальных учебных действий, позволяющих развивать социально активную, реализующую свои способности личность [ФГОС НОО, с. 8].
Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения [ФГОС НОО, с. 10]. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.
Самооценка – это способность человека составить определенное суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности [Авдеева, с. 45].
Самооценивание – процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах [Демидович, с. 22].
В педагогике понятие «самооценка» имеет большое значение во всех основных ее категориях: обучение, воспитание и развитие. А.Б. Воронцов определяет самооценку, как суждение человека о степени наличия у него тех или иных качеств, свойств в соотношении их с определенным эталоном, образцом. Самооценка — проявление оценочного отношения человека к себе. Самооценка является результатом прежде всего умственных операций — анализа сравнения, синтеза [Воронцов, с. 45].
Самооценка в процессе обучения рассматривается как метод повышения учебно-познавательной деятельности и контроля учебной деятельности. Учебная самооценка предполагает критическое отношение к своим способностям и возможностям и объективное оценивание достигнутых успехов [Машкина, с. 48].
Навыки самооценивания учебной деятельности — это навыки учебной деятельности, предполагающие способность