Другое на тему Российско-турецкие отношения в сфере культуры в последней четверти ХХ века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Влияние культурного сотрудничества на экономическую,
политическую, финансовую сферы жизни государства. 5
1.1 Вклад сферы культуры в
социально-экономическое развитие. 5
1.2 Вклад сферы культуры в политическое
взаимодействие стран. 13
Глава II. Российско-турецкие культурные
связи в последней четверти XX века. 18
2.1 Социокультурная
ситуация в России. 18
2.2 Социокультурная
ситуация в Турции. 21
2.3 Культурные связи
Турции и России. 23
Заключение. 31
Список
использованной литературы и источников 33
Введение:
Введение
Сотрудничество Турции и России насчитывает многие столетия.
Страны близки друг другу во многих аспектах: обе находятся на стыке Европы и
Азии, обе в своих культурах имеют черты западного и восточного общества, а
также обе эти черты смогли преобразовать в самобытное культурное наследие.
Страны являются близкими политическим и экономическими партнерами. Однако,
такое партнерство стран не было бы возможно, если бы между ними не существовало
тесных культурных связей. Актуальность работы обусловлена тем, что в современном мире
процессы глобализации и информационного развития человечества создают новые
условия для культурного диалога и обмена между странами, поскольку это является
действенным рычагом к улучшению взаимоотношений между странами и стабилизации политических
конфликтов. Поскольку Россия и Турция переживают разные периоды
межгосударственных отношений, важно оценить степень влияния межкультурного
диалога на их сотрудничество.
Объектом исследования являются культурные связи между
государствами.
Предметом исследования являются русско-турецкие культурные
взаимоотношения в последней четверти XX века.
Целью исследования является анализ культурных связей между
Россией и Турцией в последней четверти XX века.
Для достижения цели были поставлены и выполнены следующие
задачи:
1. Определено понятие
«культура»;
2. Охарактеризован
вклад сферы культуры в социально-экономическое развитие;
3. Дана оценка роли
сферы культуры в политическом взаимодействии стран;
4. Выявлены основные
черты социокультурной ситуации в России и Турции в последней четверти XX века;
5. Определены и
охарактеризованы основные направления культурных связей между Турцией и
Россией.
Хронологические рамки в работе определяются периодом с
1970ых по конец 1990 годов, однако мы также обращаемся и к более ранним
событиям. Выбор данного периода обусловлен тем, что в это время происходит
сближение между Советским Союзом (Россией) и Турцией и начало
межгосударственного диалога.
Работа состоит из двух глав: теоретической и практической. В
главах последовательно решаются поставленные перед исследованием задачи. В
теоретической главе подробно изучен вклад культуры в экономическое и
политическое развитие стран. В практической части теоретические знания подкрепляются
примерами из взаимоотношений России и Турции. В заключении работы представлены
основные обобщения и выводы, сделанные в ходе исследования.
Исследование опирается на труды историков и членов
российского научного сообщества. При подготовке теоретической части мы
обращались к работам Скороход Л. А., Бирюковой Е.А. Дороховой М.А., Кобзистой
Ю.Г., Белозор А.Ф., Тульчинского Г.Л. Слинковой О.К., Масленниковой Н.Ю.,
Черкасовой С.А., Бабатова З.Б., Овсянникова Ю.А., Безвербного А.А., Безвербного
А.С., Дивлеткильдеева Ш.А., Соловьевой А.А., Поляковой В.В. Для описания
социокультурной ситуации в России и Турции, а также исторических этапов их
сотрудничества, были проанализированы работы Хренова Н.А., Овчинникова А.В.,
Замалеева А.Ф., Заславской Т.И., Сотниченко А.А., Эргиль Д., Репенковой М.М.,
Еремеева Д., Коротько Т.В., Башаран В.И., Кузеева И.Э., Киреева Н.Г., Желтякова
А.Д., Колобова О.А., Корнилова А.А., Озбай Ф., Сулейманова Р., Сайфулиной Ф.С.
и Ягьи В.С. Также, большую роль в исследовании составляют нормативные акты,
такие как Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Турецкой Республики о культурном и научном сотрудничестве от 13 сентября 1992 и
от 19 июля 1994 года, Соглашение о сотрудничестве между Государственным комитетом
Российской Федерации по высшему образованию и Министерством национального
образования Турецкой Республики от 2 ноября 1994 года.
Работа несет в себе практическую ценность. Она может быть
полезна студентам исторических факультетов, факультетов востоковедения,
политологии, культурологи и международных отношений; членам научного
сообщества, сферой научных интересов которых является культурная дипломатия,
культурные связи между странами, а также Турция и русского-турецкие
взаимоотношения. Кроме того, для расширения кругозора работа может быть
использована другими заинтересованными лицами.
Заключение:
Культурное и эконмическое развитие
играет одну из ведущих ролей в области функционирования государства. Эти
понятия взаимосвязаны между собой и часто вытекают одно из другого. Не
последнюю роль вопросы культуры играют и в политическом взаимодействии между
странами. Как правило, три перечисленные сферы являются тремя областями
сотрудничества, на которых основываются все межгосударственные отношения.
Культура направлена
на создание и развитие новых и качественных материальных и духовных ценностей,
которые являются производными неповторимых способностей людей. Из этого
вытекает взаимосвязь экономики и культуры: благодаря экономике создаются
условия для развития культуры, в то время как культура обеспечивает экономике
поле для саморазвития. В то же время, взаимосвязь культуры и политики
определяется тем, что культура выступает как орудие престижа для государств.
Используя такие дипломатические приемы, как мягкая сила, культурная дипломатия
и публичная дипломатия, странам удается наладить между собой долгосрочные
внешнеполитические отношения, повысить свой статус на мировой арене, а также
открыть для себя новые рынки экономического сотрудничества.
Таким образом, на
примере культурных взаимоотношений между Советским Союзом, его правопреемницей
Российской Федерацией, и Турецкой Республикой, можно проследить взаимосвязь
между социокультурной ситуацией в стране и межкультурным диалогом двух стран.
Так, в последней четверти XX века
обе страны проживали непростой внутриполитический период. Для России это время
характерно перестройкой всей системы власти внутри страны, изменением
политической идеологии и как следствие, поиском путей и направлений для
развития и сотрудничества. Турция в данный период переживала внутренний кризис,
обостривший вопросы национальной идентификации. Культурный диалог между
странами позволил им решить накопившиеся проблемы и вопросы. Мы пришли к
выводу, что возможность культурного диалога и социокультурная ситуация в стране
взаимосвязаны друг с другом: культурны диалог не возможен, если внутри стран не
будут преобладать «настроения» на сотрудничество и взаимодействие. Вместе с
тем, диалог несет за собой стабилизацию спорных вопросов внутри станы, поиск
новых путей и методов решения накопившихся проблем, а главное укрепление
союзных отношений между странами. Ярким этому примером служит подписание
взаимных соглашений между Россией и Турций в 1990ых годах после нескольких лет
активного культурного диалога и обмена культурными ценностями.
Сотрудничество стран
происходило в разных сферах, а именно в сфере литературы, кинематографа,
музыки, балетного искусства, науки и образования, изобразительного искусства,
спорта и туристической деятельности. Важно отметить, что в ходе исследования
удалось установить, что ценность культурного сотрудничества между странами
заключается в долгосрочности такого рода взаимоотношений. Начиная выстраивать
культурный диалог в 1980ых годах, страны с каждым годом наращивали силу и темпы
сотрудничества. Несмотря на ухудшение отношений между Россией и Турцией в 2016
году, сегодня страны вновь ведут культурный диалог друг с другом. И тот факт,
что 2019 год был назван перекрестным годом культуры Турции в России и культуры
России в Турции, говорит о том, что политические лидеры глубоко ценят
культурные методы международного сотрудничества, ведь с их помощью можно
установить крепкие политические и экономические отношения между странами.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Влияние культурного
сотрудничества на экономическую, политическую, финансовую сферы жизни
государства
1.1 Вклад сферы культуры в
социально-экономическое развитие
Двумя важнейшими
основами формирования современного общества являются культура и экономика,
через призму которых можно раскрыть всю многогранность и взаимозависимость
нынешних проблем. Для понимания места и роли культуры, нужно уяснить, как
культура взаимодействует с различными сферами общественной жизни, и прежде
всего, именно с экономикой. Главенствующую роль в жизни общества играет
материальное производство; культура буквально рождается из экономической
деятельности человека, подстраивается под эту сферу и активно взаимодействует с
ней. Сама по себе культура занимает далеко не последнее место в жизни любого
общества, так как она создаёт его целостность и сохраняет, передаёт ценности и
традиции, тем самым создаёт базис для развития экономики. Культура регулирует
деятельность людей, определяет те рамки и условия, в которых им следует
действовать. Нарушение этих предписаний
влечёт за собой наказания, которые установлены обществом и поддерживаются силой
общественного мнения, и узаконены федеральными актами[1].
Чтобы углубиться в данную тему необходимо разобраться
в двух важных понятиях это культура и
человеческий капитал. Для того чтобы
дать определение такому явлению как «культура», необходимо определить какое
именно значение слова нам подходит, потому что оно имеет разные смысловые
оттенки и трактовки в зависимости от случая.
Представим основные пояснения термина «культура»:
1. Н.К. Рерих дает поэтическое определение культуры: «Культура
есть почитание света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть синтез возвышенных
и утонченных достижений. Культура есть оружие света. Культура есть спасение.
Культура есть двигатель. Культура есть сердце»[2].
2. Культура (от лат. Culture – «воспитание,
возделывание») – обобщение искусственных объектов (материальных предметов,
отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и
специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).
3. Согласно концепции Э. Тейлора культура – это совокупность
различных видов деятельности, всевозможных обычаев и верований людей, всего
созданного человеком (книги, картины и т. п.), а также знаний о
приспособлении к природному и социальному миру (язык, обычаи, этика, этикет и
т. д.)[3].
4. Социолог У.Томас: «Культура… это материальные и социальные
ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие
реакции) независимо от того, идёт ли речь о дикарях или цивилизованных людях».
5. Генетические определения. Социолог П.Сорокин: «В самом
широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или
смодифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более
индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг
друга».
6. И по сегодняшний день классическим
определением считается то, которое еще в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор (1832-1917) —
один из основателей антропологии. Конечно же, со временем этот термин был
модифицирован и стал более точным: Культура — комплекс, включающий знания,
верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и
навыки, усвоенные человеком как членом общества. Данное определение чётко
сочетает в себе оба значения культуры — широкое и узкое, поэтому именно оно
будет раскрываться в данной работе.
Культура как
динамичная структура, воссоздаваемых ценностей и программ человеческого
поведения, является системой результатов социальной деятельности людей,
рассматривается как основной направляющий фактор современного формирования
общества.
Человеческий капитал
— это сложная категория, состоящая из
профессиональных знаний и потенциала человека (работника) или трудового
коллектива, направленная на получение сверхприбыли и обеспечение процесса
воспроизводства[4].
Исследуя данный термин, по положению теории, основанной американским
экономистом Теодором Шульсом, который обосновал свою идею о том, что
человеческий капитал, как и любой вид капитала, должен подпитываться
инвестициями, в образование и профессиональное обучению. Два данных термина
непосредственно связаны между собой, так как культура активно участвует в
процессах формирования и накопления человеческого капитала. Сфера культуры —
это надёжное хранилище, которое накапливало весь человеческий капитал столетиями,
тем самым на данный момент, обеспечивая конкурентоспособность экономики
государств на международной экономической арене.
Можно выделить следующие этапы становления экономики
культуры как науки: · 70-е годы 20 века: Спорные точки зрения о характере
экономических отношений в культуре
1. В культуре не подразумеваются экономические отношения, так
как в ней не производятся материальные блага;
2. В сфере культуры имеются экономические отношения, но они
второстепенные.
· Рубеж 80-х — 90-х годов: Начинаются изучения новых экономических механизмов в
культуре.
· С начала 90-х годов: Развиваются рыночные отношения,
которые влияют на культуру; становится ясно, что в процессе культурной
деятельности складываются полноценные экономические отношения.
Именно уровень культуры
характеризует общество с социальной стороны. Посредством исторической
самоорганизации она создаёт предпосылки для формирования образовательного,
информационного, художественно-эстетического пространства как условия
социализации личности. Все это в сочетании [1]
Скороход Л. А. Подходы к определению понятия «культура» // Молодой ученый. —
2017. — №47 (181). — С. 245. [2]
Бирюкова Е.А. О значении понятия «культура» // Актуальные проблемы гуманитарных
и естественных наук. — 2016. — №4 (12). — С. 131. [3]
Дорохова М.А. История культуры: конспект лекций. — М.: ЭКСМО, 2008. — С. 3-9. [4]
Кобзистая Ю.Г. Человеческий капитал: понятие и особенности // Фундаментальные
исследования. — 2018. — №2. — С. 118-122.