Методика преподавания английского языка Другое Педагогика/Психология

Другое на тему Ролевая игра в обучении диалогической речи старших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1. Обучение диалогической речи учащихся старшей школы.
1.1 Развитие навыков диалогической речи у учащихся старшего звена.
1.2 Ролевая игра как основная современная педагогическая технология обучения иностранному языку.
1.3 Основные характеристики ролевых игр.
Глава 2. Использование ролевой в обучении диалогической речи на уроках английского языка
2.1 Подходы к использованию ролевой игры для обучения диалогической речи на английском языке.
2.2 Разработка и анализ упражнений для развития навыков диалогической речи на уроках английского языка на базе УМК «Английский в фокусе» для 10 класса авторов Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др.
2.3 Ход и результаты экспериментальной работы

  

Введение:

 

Наше общество постоянно развивается, в связи с этим последнее время все больше растет интерес к изучению иностранных языков. Причин тому можно выделить несколько. Одна из них – стремление к путешествиям по миру, знакомство с представителями разных культур и их традициями. Однако это становится практически невозможным без знания хотя бы одного иностранного языка. Английский язык является самым распространенным языком, на котором говорят в разных уголках мира. Именно поэтому английский является наиболее популярным языком, который изучают в школе.
Иностранный язык стал осознаваться в полной мере как средство коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия людей различных национальностей. Ввиду этого основной целью обучения иностранным языкам в школе стало развитие коммуникативных навыков у обучающихся, способности осуществлять иноязычное общение с носителями других языков.
Диалог является одной из форм устного общения, благодаря которому происходит обмен информацией, устанавливается контакт, осуществляется передача опыта, оказывается воздействие на собеседника. Диалогическая речь занимает более 70% в изучении иностранных языков. Необходимое условие для успешного обучения диалогу – создание условий, максимально приближенных к реальной ситуации общения. Акцент делается не только на языковую компетенцию людей, изучающих язык, но и на развитие их коммуникативных способностей. А для того, чтобы развитие коммуникативных способностей учащихся было успешным, необходимо преподнести обучение в живой, интересной форме. Многими учителями иностранного языка в настоящее время применяется инновационные методы работы в классе, одним из которых является ролевая игра.
Ролевая игра обеспечивает эффективные межличностные отношения и помогает наладить успешное взаимодействие между участниками игры, и для того, чтобы взаимодействие произошло, участникам предлагается принять на себя определенную роль и ответственность за успешное исполнение ситуации, в которой они находятся. При этом участникам, безусловно, необходимо владение социальными навыками.
Актуальность данной работы обусловлена несколькими ключевыми моментами.
Во-первых, в старшем школьном возрасте становится все тяжелее поддерживать интерес к обучению, потому учителю необходимо прибегнуть к таким методам и средствам обучения, благодаря которым процесс восприятия и запоминания нового материала будет более легким и доступным. В этом случае педагогу приходят на помощь игровые технологии, в частности ролевая игра.
Во-вторых, устная речь является «слабым звеном» в обучении иностранным языкам. Ведь важно не только иметь теоретические знания, но и поддерживать их с помощью практики, учиться применять их в реальной жизни. И тогда на помощь приходит ролевая игра, которая помогает ученикам вообразить ситуацию, приближенную к реальной, научиться реагировать на нее.
В-третьих, серьезная проблема, которая возникает у большинства обучающихся – это преодоление языкового барьера. Проблема устраняется путем погружения в культуру страны изучаемого языка с помощью игровых технологий. Ролевая игра помогает ученикам раскрепощаться в процессе говорения, забыть о страхе сделать ошибку и полностью погрузиться в атмосферу говорения.
Цель работы: исследовать, насколько эффективно применение ролевой игры как средства обучения диалогической речи на английском в старшей школе.
Задачи работы:
— Рассмотреть диалог в качестве формы иноязычного общения;
— Исследовать способы и методики формирования диалогических умений;
— Изучить подходы к обучению диалогической речи
— Дать характеристику возрастным особенностям школьников на старшем этапе обучения;
— Рассмотреть типы ролевых игр, используемых в обучении диалогической речи на английском языке;
— Овладеть технологиями организации ролевых игр на уроках английского языка;
— Разработать собственные комплексы ролевых игр для учащихся старших классов.
Объект выпускной квалификационной работы: процесс формирования диалогических умений учащихся старшей школы на уроках английского языка.
Предмет выпускной квалификационной работы: обучение диалогической речи на уроках английского языка на базе ролевых игр на старшем этапе обучения.
Методы, использованные для решения поставленных задач:
1. Теоретический: анализ литературы по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков;
2. Эмпирический:
— комплексные эмпирические методы (констатирующий и формирующий этапы);
— частные эмпирические методы (наблюдение, беседы, тестирование), используемые для диагностики и анализа состояния изучаемого явления;
— методы статистической обработки полученных результатов;
— педагогический эксперимент по специально разработанной программе.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что продукты исследования в дальнейшем могут быть применены в работе с учениками на старшем этапе обучения английскому языку.
Разработанный нами комплекс ролевых игр является новизной исследования. Апробация результатов производилась в ЦО №17 г. Тулы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами к ним, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев психологическую и лингвистическую характеристики обучения диалогической речи, мы пришли к выводу, что при обучении говорению в диалогической форме особую важность приобретают умения учащихся пользоваться различного рода опорами: зрительными и слуховыми, вербальными и невербальными, содержательными и смысловыми, и умения создавать их.
Рассмотрев сущность ролевой игры, можно отметить, что ролевая игра помогает ребятам побороть стеснительность, то есть преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Она посильна всем, даже слабо подготовленным ученикам. Ролевая игра даёт возможность не только усвоить изученное, но и приобрести новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать пройденный материал и запоминать все то новое, что встречается в игре.
Анализ экспериментальных материалов показал, что ролевая игра — это один из самых гибких, эффективных и универсальных приемов обучения. Постоянное использование ролевых игр способствует развитию коммуникативных умений, вызывает интерес и желание изучать иностранный язык.
Учитывая все вышесказанное, в ходе эксперимента уровень сформированности диалогических навыков вырос. Тем самым мы доказали, что, ролевые игры как средство развития навыка диалогической речи будут эффективны, если: учитель будет предлагать темы, соответствующие реальной действительности; игры будут соответствовать уровню языковой и коммуникативной подготовки детей, будут создаваться проблемные ситуации на уроке, будет соблюдаться структура игры и требования к ней, будет создаваться благоприятная атмосферы на уроке.
Таким образом, наш эксперимент помог осуществлению поставленных задач.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Развитие навыков диалогической речи у учащихся старшего звена.
В старших классах, одной из основных и наиболее трудных задач при обучении иностранному языку, является содействие активному владению учащимися речевыми навыками по иностранному языку, которые они приобрели ранее в процессе обучения, в том числе и навыки диалогической речи.
Диалог – это такая форма речи, при которой между двумя или более лицами осуществляется непринужденный обмен высказываниями. Фундаментом любой такой беседы являются разные высказывания, тандем которых и представляет сущность диалога [1, c. 92].
Типичные черты диалога: естественность, неофициальный способ изложения, разнообразная интонация, многоликость жестов и мимики. Фундаментом обучения иностранного языка, а соответственно, и навыков владения диалогом, является осознание устной речи в диалоге. При этом важно обращать внимание на изменения, которые могут появиться в зависимости от условий стихийной речевой беседы нескольких собеседников.
Диалогическая речь имеет в своей основе непосредственные задачи и цели. Сам же диалог должен выглядеть, как социально – речевая коммуникация, она проявляется во взаимосвязи между людьми, и, обязательном взаимодействии между собой. Речевое действие/речевой акт представляют собой некую единица диалогической речи, она всегда возникает двумя или несколькими индивидами. Отличительной чертой диалогической речи считается поочередное высказывание каждого участника, сначала один слушает, другой говорит, потом наоборот.
В ходе ведения диалога важна реализация коммуникативных навыков:
• принятие информации;
• обмен взглядами (впечатлениями, суждениями) о любом событии;
• возражение по теме диалога,
• обоснование своего мнения [38].
При рассмотрении психологического обучения диалогу, можно заметить, что говорение проявляется, как монологический вид, а также диалогический. Их различия – в лингвистических и, соответственно, в психологических характеристиках. Для улучшения результатов обучения устной иностранной речи у старшеклассников, обязательным является учитывание психологических особенностей данного возраста.
Как известно, ученики 9-10 классов – это ранний юношеский период становления, который подробно описан И.С. Коном.
И.С. Кон убежден, что именно юность характеризуется, как завершающий этап созревания и полного формирования индивида. Этот этап отличается усовершенствованием умственных людских дарований. Молодежь овладевает интересными интеллектуальными навыками, способностями и умениями. Умственная деятельность, при приближении к деятельности взрослых, становится все более эффективной и надежной. И.С. Кон акцентирует внимание и на том, что для 15-17-летнего возраста характерно различение направленности интересов у подростков, что является причиной того, что умственная их деятельность значительно усложняется и приобретает неповторимую индивидуальность. Заметна активизация ценностно-ориентационной деятельность, теперь для подростков важно, чтобы их деятельность и деятельность одноклассников оценивали по достоинству.
И. С. Кон предлагает общую психолого-возрастную характеристику подростков 15-17 лет. Он исходит из трех психологических автономий: поведенческую (желание решать вопросы самостоятельно), эмоциональную (желание иметь свои личные привязанности), моральную, ценностную (желания и права на свои личные взгляды) [24, c. 146-148].
Не менее интересную характеристику обучения старшеклассников приводит Л.Б. Ительсон. Он уверен в их способности вести не только деятельность познавательно практическую, но и сознательную. По мнению автора, вот главные черты познавательной деятельности старшеклассников:
а) изучение особенностей изучаемых явлений (по характеристике автора «внешней предметной познавательной деятельности»);
б) созерцание, наблюдение, слушание (перцептивная деятельность);
в) изображение, высказывание, характеристика (символическая деятельность).
Л.Б Ительсон подчеркивает важность и взаимосвязь всех перечисленных ранее видов деятельности. Он дополняет так же, что они могут быть внешними и внутренними, автор именует этот процесс, как «интериоризация учебных действий». На стадии постижения, внешними действиями, в качестве организации материал, используются непосредственно эти приемы обучения для определения ориентиров и связей, упорядочивания материала. На внутреннем этапе проходит перевод таких действий во внутренний план [18].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы