Другое Гуманитарные науки Русский язык

Другое на тему «Речевые штампы и клише в текстах современных музыкальных исполнителей»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О РЕЧЕВЫХ ШТАМПАХ И КЛИШЕ 4
1.1 Определение речевого штампа, клише 4
1.2 Речевые штампы и клише в русском языке 7
ГЛАВА 2. РЕЧЕВЫЕ ШТАМПЫ И КЛИШЕ В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 10
2.1 Анализ жанровой принадлежности песен, содержащих речевые штампы и клише 10
2.2 Функции речевых штампов и клише в текстах современных музыкальных исполнителей 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

  

Введение:

 

Актуальность работы связана с интересом современных лингвистов к языку как части коммуникации. Если раньше язык интересовал ученых сам по себе, в отрыве от его функций, то в настоящее время язык рассматривается через призму его роли в коммуникации между людьми. В этом аспекте, немаловажно изучить такую часть языка, как речевые штампы и клише, сфера употребления которых связана с разговорным языком.
Проблема в том, что речевые штампы и клише относятся к числу явлений, для которых проявляется противоречивость научных представлений. Отсутствие единого мнения среди лингвистов в понимании и описании этих единиц ведет к большому количеству терминов: шаблоны, клише, штампы, речевые штампы, застывшие конструкции, структурные слова, слова речевого этикета, устойчивые модели и другие.
Объект исследования: речевые штампы и клише в русском языке.
Предмет исследования: речевые штампы и клише в текстах современных музыкальных исполнителей.
Цель исследования: выявить жанровые особенности и функции речевых штампов и клише в текстах современных музыкальных исполнителей.
Задачи:
1) проанализировать определения речевого штампа, клише;
2) рассмотреть речевые штампы и клише в русском языке;
3) провести анализ жанра песен, в которых есть штампы и клише;
4) выявить функции речевых штампов и клише в текстах современных музыкальных исполнителей.
Гипотеза: штампы и клише используются в текстах современных музыкальных исполнителей, так как речевые штампы и клише распространены в русском языке.
Методы исследования: анализ научной литературы, контент-анализ (анализ песенных текстов), обобщение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для диалогической речи характерные устойчивые фразы, которые употребляются в отдельных ситуациях общения, и понятны каждому носителю языка. В лингвистической литературе они описываются при помощи терминов формулы, шаблоны, клише, речевые штампы, застывшие конструкции, слова-предложения и т.д. Под штампом понимается стилистически окрашенное средство речи, отложившееся в коллективном сознании носителей данного языка как устойчивый, «готовый к употреблению» и поэтому наиболее «удобный» знак для выражения определенного языкового содержания». В отличие от штампов, клише носят «информативно-необходимый характер.
Некоторые из речевых штампов и клише передают свое содержание прямо и непосредственно и не требуют домысливания; другие требуют определенной дешифровки со стороны собеседника, но обычно это несложно. Для понимания речевого штампа или клише нужно понимать контекст общения и знать типичный набор штампов и клише языка. Среди функций данных единиц называют суггестию, регуляцию социально-ролевого поведения участников коммуникативного акта и др.
Анализ речевых штампов и клише в 50 текстах современных музыкальных исполнителей позволяет сделать вывод, что распространенность речевых штампов и клише прямо зависит от жанровой принадлежности песен. Рок-музыканты стараются всячески избегать штампов и клише. В текстах поп-музыки и шансона речевые штампы и клише широко представлены.
Речевые штампы и клише выполняют ряд функций: установление социальных ролей, установление межличностных отношений, выражение негативной оценки поступков, выражение эмоционального состояния. Штампы и клише в песнях нередко предполагают множественность умозаключений о смысле сказанного, что повышает интерес слушателя, заставляя вслушиваться в текст, чтобы понять намерения исполнителя.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О РЕЧЕВЫХ ШТАМПАХ И КЛИШЕ
1.1 Определение речевого штампа, клише
В лингвистической литературе существует целый ряд терминов, использующихся для описания воспроизводимых в диалогической речи единиц: формулы, шаблоны, клише, штампы, застывшие конструкции, рутины, слова-предложения и т.д.
Все они представляют собой непредикативные коммуникативные единицы, состоящие из неполнозначных (дискурсивных) компонентов или полнозначных, например: Не говори! Не говорите!; То есть как? и т.д. Они выступают как реакция на слова собеседника или ситуацию.
Отсутствие единого мнения среди лингвистов в понимании и описании единиц диалогической речи ведет к большому количеству определений в различных словарях. Есть термины «структурные слова» (Словарь структурных слов русского языка под ред. В.В. Морковкина); «слова речевого этикета» (Словарь речевого этикета А.Г. Балакай); «сочетания, эквивалентные слову» (Толковый словарь сочетаний, эквивалентных слову Р.П. Рогожниковой); «устойчивые модели» (Словарь экспрессивных устойчивых фраз русского языка В.Ю. Меликян).
Под штампом понимается «стилистически окрашенное средство речи, отложившееся в коллективном сознании носителей данного языка как устойчивый, «готовый к употреблению» и поэтому наиболее «удобный» знак для выражения определенного языкового содержания» [1, с. 588].
В отличие от штампов, клише носят «информативно-необходимый характер и относятся к целесообразному применению готовых формул в соответствии с коммуникативными требованиями той или иной речевой сферы» [1, с. 588-589].
Общепринятым является определение клише по словарю лингвистических терминов Д. Э. Розенталя, в котором клише называется готовый оборот, речевой стереотип, используемый в качестве легко воспроизводимого в определённых условиях и контекстах [6, с. 168].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы