Другое на тему Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью изобразительной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.
Особенности развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием
речи…………………………………………………..…………11
1.2.
Характеристика детей с общим недоразвитием
речи……………………………….………………………………………………17
1.3.
Изобразительная деятельность как способ развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
…………………………………………………………………………………….29
Выводы
по первой главе ……………………………………………………….37
ГЛАВА II. . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ
РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
2.1.
Описание методов и методик исследования……………………………………………………………………40
2.2. Анализ результатов
исследования…………………………………………53
Выводы
по второй главе…………………………………………………………79
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1.
Методические рекомендации по развитию связной речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи с
помощью изобразительной деятельности……………………………………………………………………..81
3.2.
Программа «Мои волшебные пальчики» как
способ развития связной речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи
4-6 лет…………………86
3.3.
Анализ эффективности использования изобразительной деятельности в развитии
связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи……………………………………………………………106
Выводы
по третьей главе………………………………………………………110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….111
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………114
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Актуальность исследования. Одна из актуальных проблем в логопедии в настоящее время
это то, что сейчас в дошкольных образовательных учреждениях часто встречаются дети, имеющие различные
проблемы с речевой функцией. Такое явление имеет много причин, это и неблагоприятный экологический фон,
осложненная беременность у матери различными заболеваниями, детские
психологические и физические травмы и
просто фактор плохой наследственности.
Особенно
остро встают проблемы с речью в старшем дошкольном возрасте, потому что ребенок
готовиться к переходу на школьный этап жизни и поэтому необходимо как можно
тщательнее подготовить дошкольника к успешному обучению в начальной школе. Эффективность
общения завистт от умения выражать свои мысли.
Поэтому
особое внимание в старшем дошкольном
возрасте требует развитие связной речи ребенка. Развитая связная речь позволяет
дошкольнику свободно общаться с
окружающими людьми, тем самым «включаясь»
в активный процесс коммуникации.
Речь
– это коммуникативная деятельность человека, это процесс говорения и результат
данного процесса [11,14].
Развитие
речи это не только сложный и непростой
процесс, он также творческий, таким образом, определяется необходимость
овладения речью как можно раньше. Чтобы ребенку уверенно себя чувствовать в
коллективе, ему необходимо уметь правильно говорить [11,30].
По
мнению языковеда, доктора педагогических наук А. В. Текучева, связная речь —
организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое
целое речевое высказывание. Поэтому «каждое отдельное предложение можно
рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [71].
В
свою очередь российский психолог и лингвист Ф.А. Сохин дал следующее
определение: «Связная речь — вбирает в себя все достижения ребенка в овладении
родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и
грамматического строя». По его мнению, по тому, как дети строят свои
высказывания, можно судить об уровне их речевого развития [67,58].
В
этих дополняющих друг друга определениях выделяется важнейшее качество связной
речи – тематическое, смысловое и структурное единство составляющих ее
элементов. Связная речь включает в себя диалог (диалогическая форма речи) и
монолог (монологическая форма речи)[1,51]
Сложность
работы по развитию связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями
заключается, прежде всего, в том, что нарушение речи, каково бы оно не было по
степени выраженности, никогда не существует само по себе, оно носит
многосторонний характер и требует комплексного подхода. Комплексный подход к
развитию речи ребенка это когда в коррекционной работе участие принимают такие
специалисты как: врач, психолог, педагог и другие. Только в согласованной
работе появится результат [58].
Комплексный подход, как один из успешных
способов развития речи у детей дошкольного возраста, поддерживали многие специалисты в области психологии,
логопедии, дефектологии (Р.Е.
Левина, С.С. Ляпидевский, С.И. Маевская. Т.Б. Филичева и другие авторы). В психолингвистической области также число
сторонников комплексного подхода не единично (Р.И. Лалаева, В.К. Воробьева,
В.А. Ковшиков, В.П. Глухов, А.В. Текучев, Ф.А. Сохин и другие авторы), в области
медицины (О.Н. Исаев, В.В.
Ковалев и другие авторы). Наличие
проблемы дает толчок к поиску и необходимости новых подходов и
методов развития речи у детей дошкольного возраста.
Одним из
эффективных подходов на наш взгляд является изобразительная деятельность. Все
чаще в современной педагогике и психологии она используется как способ
всестороннего развития личности ребенка (Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова и др.).
Понятие
изобразительная деятельность включает в себя
художественную и творческую
деятельность. Можно выделить
четыре вида изобразительной деятельности, самые доступные и эффективные, что способствуют не только
развитию творчества дошкольников, но и развитию воображения, мелкой моторики
рук и правильной связи слов в речевых оборотах. Это лепка, рисование (в
различных техниках), конструирование, аппликация.
Исходя
из выше сказанного можно предположить,
что эффективность занятий появится, если объединить наиболее популярные виды изобразительной деятельности, связать
занятия с использованием речевого сопровождения и только тогда мы получим положительное влияние
изобразительной деятельности на развитие
ребенка и особенно это коснется связной
речи.
Степень изученности
проблемы
заключается в следующем. Вопросами
развития связной речи занимались многие
учёные, это С.Л.Рубинштейн, Д. К. Ушинский, Е. А. Флерина, А. М.
Бородич, Т. Б. Филичева, Л. Н. Ефименкова, О. С. Гомзяк, В. П. Глухов, В.К.
Воробьева, Р.Е. Левина, Т. А. Ткаченко
и другие.
Теме влияния изобразительной деятельности на
связную речь посвящены работы Л.С. Выготского, Г.Г. Григорьевой, Т.С.
Комаровой, И.А. Лыковой, Н.Ф. Штейнле и другие.
Проанализировав
литературу можно отметить, что исследуемая проблема изучена достаточно, но наблюдается
необходимость усовершенствования уже имеющихся методов и приемов.
Проблема исследования, заключается в том, что необходимо
определить, как происходит формирования связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи с помощью
изобразительной деятельности.
Выявленные
противоречия и проблема исследования определили тему исследования: «Развитие
связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи с помощью изобразительной
деятельности».
Цель нашей работы изучить и экспериментальным путём
проверить влияние изобразительной деятельности на развитие связной речи у детей
старшего дошкольного возраста с о общим недоразвитием речи.
Объект исследования — процесс развития связной речи у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – изобразительная деятельность как средство развития связной речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования развитие связной речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет проходить
эффективней, если применять изобразительную деятельность для развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию
связной речи у детей с общим недоразвитием речи;
2.
Охарактеризовать дошкольников с общим недоразвитием речи;
3. Выявить
особенности формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием
речи;
4.
Рассмотреть особенности применения изобразительной деятельности в коррекции
связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
5.
Организовать экспериментальное исследование особенностей развития связной речи
у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи и влияние на связную речь изобразительной
деятельности;
6.
Представить программу по изобразительной деятельности для детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Волшебные пальчики» как способ
развития связной речи;
7. Провести
анализ эффективности использования изобразительной деятельности в развитии
связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу
исследования составляют: труды
К.Д. Ушинского, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Ф.А.Сохина, А. В. Текучева. Основы методики развития связной
речи дошкольников определены в работах В.П. Глухова, В.К. Воробьевой, М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной, М.М. Кониной,
А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой,
Е.А. Флериной.
Проблемы
содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно
разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В.
Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой,
О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Формирование
связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимался
В.П. Глухов, В.К. Воробьева, О.С. Ушакова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и др.
Изобразительная
деятельность используется в развивающих и диагностических работах (Г.Г.
Григорьевой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, Н.Ф. Штейнле).
Методы исследования определились как теоретическими
позициями лингвистики и психолингвистики, психологией и педагогики, так и
задачами работы. В нашей работе применялись такие исследовательские методы
как теоретические, сюда входит анализ научной и методической литературы по проблеме
исследования, разработка содержания работы по развитию связной речи у
дошкольников старшего возраста с общим
недоразвитием речи, методы обработки констатирующего этапа исследования,
изучение педагогической, медицинской, психологической документации, беседа,
наблюдение в процессе учебной, практической и игровой деятельности.
Методики исследования: комплексное обследование по
методике В.П. Глухова [13], В.К. Воробьевой[10].
Методологическую основу исследования составили научные
представления о становлении речевой деятельности и факторах, облегчающих
процесс развития связной речи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна; учение об
общих и специфических закономерностях психического развития детей с общим недоразвитием
речи Л.С. Выготского; особенности психического развития, Л.И. Божович, научные
теории о личностном аспекте детского творчества Е.А. Флерина, А.П. Усова и
других.
Апробация результатов
исследования. Результаты исследовательской деятельности были представлены в виде публикаций на сайте международного
образовательного портала МААМ. RU статья «Развитие мелкой моторики рук у детей
с нарушениями речи посредством изобразительной деятельности» свидетельство о
публикации № 1322915-016-015 от 29 марта 2020 г., на сайте ведущего
образовательного портала России «Инфоурок» статья «Развитие мелкой моторики рук
у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня посредством изобразительной
деятельности» свидетельство о публикации № БШ69559172 от 01 апреля 2020 г.
Практическая значимость заключается в том, что с помощью
изобразительной деятельности, возможно,
проводить развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Полученные
результаты позволяют углубить представления о роли изобразительной деятельности
в общем психическом развитии детей дошкольного возраста с логопедическими
нарушениями.
Опытно-экспериментальная база
исследования:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»
с.
Тагильское Каргапольского района Курганской области.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех
глав, заключения, списка литературы, включающего 90 источников. Приложение
отражает практический материал исследования, а также результативные обобщения
проведенного эксперимента.
Заключение:
Так,
проблема развития связной речи у дошкольников может наблюдаться на третьем и
четвертом уровнях речевого недоразвития в виде отсутствия логической,
смысловой, грамматической связности слов, то есть ребенок может понимать
значение слова, но его употребление в речи, правильное размещение
затруднено[39].
Зрительная
деятельность является одним из способов формирования связной речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи. Использование изобразительной
деятельности в работе с детьми имеет много существенных преимуществ перед
другими формами работы. Самое главное, что нет противопоказаний к использованию
зрительной деятельности, кроме того, как средство невербального общения, она
полностью влияет на развитие ребенка. В настоящее время существует множество
технологий в визуальной деятельности. Для дошкольников с недоразвитыми языками
в целом, а также традиционными техниками можно использовать нетрадиционные
техники, такие как рисование пальцами и ладонями, рисование оттисков поролоном,
рисование мелками и акварелью, рисование пятнами. Каждая из этих техник — игра.
Использование нетрадиционных методов изображения может стимулировать позитивную
мотивацию, вызывать у детей Радостные эмоции и уменьшать страх перед работой.
Эти курсы не вызывают у дошкольников чувства усталости, они поддерживают
высокую степень активности и работоспособности[20,21,42].
На занятиях
изобразительной деятельностью происходит развитие речи у детей: усвоение и
называние форм, цветов и их оттенков, пространственных названий способствуют
обогащению словарного запаса;в процессе наблюдения за предметами,
рассматривания предметов [48].
На
определяющем этапе исследования было проведено исследование связной речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи. Полученные данные показывают, что у
всех детей в разной степени поражены все компоненты речевой системы. Эти данные
подтверждаются заключениями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). На
основании анализа результатов детерминационного этапа исследования можно
сделать следующие выводы:
Констатирующий
этап исследования позволил установить, что уровень развития связной речи у
дошкольников с ОНР не соответствует возрастным нормам. Формирующий этап
исследования показал, что уровень развития связной речи у старших дошкольников
при ОНР находится на низком уровне и требует специальных коррекционных
мероприятий. С этой целью была разработана коррекционная программа с
использованием различных техник зрительной деятельности, в количестве 36
категорий. Продолжительность программы — с сентября по август.
Поэтому в
ходе повторных экспериментов результаты работы были изучены. На групповых
занятиях, осуществляющих зрительную деятельность, у детей с общим недоразвитием
речи выявляется положительная динамика развития связной речи. Это
свидетельствует об эффективности зрительной деятельности в данном направлении.
В результате дети начинают делать меньше ошибок, а их речь становится более
выразительной, Связной, логически оформленной и грамматически правильной. Дети
меньше путаются во фруктах и овощах и не объединяют одежду, обувь и головные
уборы в группу. Анализируя результаты этого исследования, было установлено, что
словарный запас детей богат, и в то же время ребенок начинает лучше владеть
связной речью. Ребенок правильно выбрал тему логотипа, которая может выразить
основную идею.
Анализируя результаты этого исследования, было
установлено, что дети стали хорошо овладевать связной речью о поведении
предметов (людей и животных, признаках предметов).
Проведенная
практическая работа приводит нас к некоторым выводам: на работе необходимо
обращать внимание на навыки овладения различными видами связных развернутых
высказываний; в процессе работы необходимо опираться на дифференцированные и
персонализированные методы; эффективно использовать коллективную работу на
уроке, в которой ребенок дополняет рассказ другого ребенка, указывает на
ошибки, допущенные в употреблении слов и фраз, пытается имитировать более
удачные ответы и работу друзей. Для того чтобы наиболее полно преодолеть
системное недоразвитие речи и подготовиться к предстоящему школьному обучению,
необходимо уделять внимание и развивать монологическую и разговорную речь
ребенка, поэтому развитие связной речи также будет происходить успешно. Благодаря связи речи, как средства общения,
личное сознание, выходящее за пределы личного опыта, общечеловеческого опыта
других, в большей степени, чем это может позволить наблюдать другие процессы
невербального, непосредственного познания через органы чувств: восприятие,
внимание, воображение, память и мышление. Важно не потерять качество задачи
развития речи у детей, которая может быть достигнута только при комплексном
подходе, то есть при сотрудничестве всех педагогов и специалистов, а также
родителей дошкольников (их законных представителей).
Поэтому в
процессе использования изобразительной деятельности работу по формированию
связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием можно считать
эффективной.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Особенности развития связной
речи детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи Вопросы
развития связной речи изучались такими учеными,
как Л.С. Выготский [15], С.Л.
Рубинштейн [58], К.Д. Ушинский [75], А.М. Бородич [11], Т.А. Ткаченко [70] , В.П. Глухов [17], В.К. Воробьева
[13], О.С. Ушакова [79], Ф.А. Сохин [67], А. В.
Текучев[71], М.М. Алексеева [1] и другими
авторами.
Связность, по мнению советского психолога и философа С. Л.
Рубинштейна, — это «идея оратора или писателя, конструкция речи которого
достаточна с точки зрения полноты ее слушателя или читателя».
Связная речь — это речь, отражающая все основные аспекты ее
тематического содержания. Речь может быть разрозненной по двум причинам, потому
что эти связи не реализуются и не выражаются в сознании говорящего. Вторая
причина заключается в том, что эти связи неправильно идентифицируются в его
речи.
Связная речь — это единое смысловое и структурное целое,
включающее в себя полные фрагменты родственных и тематических сочетаний [1].
По мнению русского лингвиста и психолога Ф. А. Сохина, связная
речь — вбирает в себя все достижения ребенка по овладению родным языком,
овладению его звучанием, лексикой и грамматическим строем. Другими словами, об
уровне их речевого развития можно судить по тому, как дети строят свои
высказывания [67].
Поэтому связная речь является наиболее сложной формой речевой
деятельности. Она обладает характеристиками последовательного, детального
внедрения системы. Основной функцией связной речи является коммуникация. Связь
речи происходят в двух основных формах — диалоге и монологе. Понятие «связная
речь» относится к диалогу и единой форме речи. Каждый из них имеет свои
особенности [1]. Диалогическая речь (dialogic speech) является основной формой
речи. Существует четкая социальная ориентация, которая обслуживает потребность
в прямом общении в реальном времени. Диалог как форма речи состоит из реплики
непрерывной цепи речевых реакций (личных высказываний); диалог как форма
речевого общения основывается на общем восприятии собеседником окружающего
мира, общих ситуациях, знании того, что в диалоге наряду с речью актуальными
языковыми средствами важную роль играют невербальные компоненты-жесты, мимика,
а также выразительность интонационных средств. Эти характеристики определяют
характер вербального дискурса в диалоге. Структура диалога допускает
грамматическую неполноту, опущение одного элемента грамматического расширенного
дискурса (многоточия или пропуски), повторение наличия лексических элементов,
использование стереотипной структуры разговорного стиля (фонетических штампов).
Простейшая форма диалога (например, копия — высказывание, например
утвердительный или отрицательный ответ и т. д.) не требует построения
декларативной программы [15].
Важно научить ребенка вступать в диалог, развивать умение слушать
и понимать данную ему речь, вступать в диалог и поддерживать его, отвечать на
вопросы и задавать самому себе, объяснять, использовать различные языковые
средства, учитывать ситуацию общения.
Важно также, что разговорный голос развивает навыки, необходимые
для более сложных форм общения — монологов. Монолог возник в глубине диалога
(Ф. А. Сохин) [67].
Развитие связной монологической речи предполагает формирование
навыков слушания и понимания связных текстов, пересказа, построения различных
видов самостоятельных высказываний. Эти навыки формируются на основе базовых
знаний о структуре текста и типе коммуникации в нем [1].
Монологи являются наиболее сложными формами речи и используются
для целенаправленной передачи информации. Большинство исследователей отмечают,
что эта характеристика монологической речи носит односторонний характер,
произвольность, расширяемость, обусловленность содержания, направленного на
аудиторию, и ограниченное использование невербальных средств передачи
информации [15]. Особенность монолога в том, что его содержание заранее
спланировано. Существуют разные типы монологов: описание-это характеристика
предмета; повествование — это связный рассказ о важных событиях рассказчика; рассуждение
— логическое изложение материала в виде доказательств; пересказ — осмысленное
воспроизведение литературных образцов в устной речи; рассказ — самостоятельное
развернутое изложение детьми определенного содержания [1].
Как известно, для детей старшего дошкольного возраста основной
задачей дошкольного образования является развитие связной речи. Это связано с
рядом обстоятельств. Первый аспект заключается в том, что в связной речи
реализуется основная функция языка и речи — коммуникативная. Общение с
окружающими осуществляется с помощью связной речи. Во-вторых, в связной речи
связь между психологией и речевым развитием наиболее очевидна. В-третьих,
связная речь отражает все остальные задачи речевого развития: формирование лексики,
грамматического строя, фонологических аспектов. Она показывает все достижения
ребенка в овладении родным языком[1].
Старшие дошкольники (4-6 лет), без проблем с речью, активно
участвуют в беседах, могут участвовать в коллективных беседах, пересказывать
сказки и рассказы, самостоятельно рассказывать про игрушки и картинки. В то же
время их связные утверждения остаются несовершенными. Их истории, по большей
части, повторяют взрослые паттерны и содержат нарушения логики; предложения в
историях, как правило, являются просто формальными связями.
У старших дошкольников есть
возможность активно участвовать в диалоге, отвечать на вопросы полно и точно,
дополнять и корректировать ответы других, подавать соответствующие замечания,
разрабатывать вопросы. Характер детского диалога зависит от сложности задач,
решаемых в совместной деятельности [1].
В процессе развития связной речи совершенствуется и монологическая
речь: дети усваивают различные виды связных высказываний (описание,
повествование, частичное рассуждение) на основе наглядных материалов без опоры.
Синтаксическая структура детских рассказов усложняется, увеличивается
количество составных и сложносочиненных предложений. В то же время эти навыки
неустойчивы у значительной части детей. Детям трудно подбирать факты для своих
рассказов, логически выстраивать их, строить слова и формировать их словами[10,
11 и т. д.].
Так
как в современной действительности у детей стали часто диагностировать
различные речевые нарушения это повод насторожиться и искать способы улучшения
показателей по речевому развитию дошкольников. Самое распространенное речевое
нарушение у детей с сохраненным интеллектом и нормальных слухом, это общее
недоразвитие речи третьего и четвертого уровня [39]. Дошкольники с данным
нарушением составляют большую часть числа детей посещающих детский сад.
Проблема осложняется тем, что не во всех дошкольных учреждениях есть логопед.
Поэтому диагностика не проводится в свое время, когда ещё можно исправить речь
и в итоге дети не получают необходимой помощи, что и является причиной в
начальной школе проблем с обучением. Как правило, общее недоразвитие речи у детей специалисты не диагностируют раньше
трех лет. Такое правило не означает, что у ребенка не достигшего трех лет нет
логопедических проблем, просто говорить об общем недоразвитии речи нельзя, так
как речь должна быть более менее сформирована для постановки такого диагноза.
Согласно нормам определенными специалистами в логопедии это как раз и
происходит к трем годам.
Чтобы
помочь дошкольнику максимально убрать и скорректировать речевые проблемы,
необходимо разобраться в сути и механизмах нарушений, найти источник проблемы.
Причины общего недоразвития речи очень разнообразны. Это может быть просто педагогическая запущенность, или неблагополучная беременность у мамы, возможно
сильный стресс или потрясение у ребенка в раннем возрасте. Очень частая причина
и как следствие проблемы с речью это
осложненные роды, кесарево сечение,
травмы и инфекции ребенка особенно в первые годы жизни и во
внутриутробном развитии, также можно соотнести
сюда резус – конфликт, причиной
может также стать и серьёзные черепно – мозговые травмы, частые инфекции, хронические
заболевания. Причиной может также послужить то что в семье с ребенком не
разговаривают правильно родители, «люлюкают» и изменяют слова, тем самым искажая восприятие ребенка
речи. Большое влияние оказывает и неблагоприятная
речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого
развития. Важно на первом этапе занятий собрать как можно по возможности подробный анамнез развития ребенка до
поступления в детский сад и в раннем периоде дошкольной жизни.
Специалисту по речевому развитию важно правильно разработать целую
систему, включить поэтапный и стойкий режим
в работе. Первое что должен сделать логопед в своей работе, это научить
ребенка понимать и слушать рассказы и сказки что соответствуют развитию
ребенка, включают в себя его интересы. Например, многие девочки мечтают быть
похожими на принцесс и фей из любимых мультфильмов, мальчики на смелых и
благородных рыцарей или героев с
большими возможностями (супер – героев), этот момент можно использовать в своей работе на
начальном этапе, чтобы заинтриговать и заинтересовать ребенка. Эффективно
использовать различные пособия, тетради, где ведущими являются задания с
играми, упражнениями и тренингами,
необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря,
формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического
восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: внимания,
памяти, мышления [3,74,75 и др.]. Существует много вспомогательных материалов по
логопедии, в виде альбомов по развитию связной речи у детей с общим
недоразвитием, в сочетании с методиками и новшествами логопедической области
можно логопеду возможно в контрольные сроки получить результат в работе по
исправлению и формированию речи [1,2].
Далее важно дать ребенку
хотя бы самую элементарную бытовую речь, на этом этапе важна работа с
родителями детей, им нужно дать понять, что не только от работы логопеда или
воспитателя зависит развитие речи их ребенка, но и от родительского внимания к
проблемной стороне речи зависит успех.
Параллельно необходимо дать навыки чтения и письма соответственно
возрасту и развитию малыша. Одним словом общая задача этого периода – повышение
речевой активности и совместное сотрудничество всех сторон. Надо добиться того,
чтобы ребенок захотел говорить, не испытывал страха перед речью, стремился бы
любым способом выразить свои мысли и желания. Если эта цель будет достигнута,
можно ожидать, что ребенок начнет учиться речи не только у педагогов, но и у
всех окружающих, как это делает ребенок
без особенностей.