Другое на тему Развитие познавательной деятельности у учащихся на уроках истории
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Введение
2. Теоретические основы познавательной деятельности
3. Методы стимулирования познавательной деятельности.
4. Из опыта работы по активизации познавательной деятельности школьников в обучении истории
5. Заключение
6. Используемая литература
7. Разработки уроков
Введение:
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в качестве своей главной цели ставит формирование общей культуры учащегося, реализацию мировоззренческих, развивающих и воспитательных задач общего образования, а также важнейших задач социализации. Данный стандарт направлен на «формирование условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию через личностно значимую деятельность». Основа Стандарта — это системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Он ориентирован на формирование и дальнейшее развитие личностных характеристик выпускника: овладение научными методами познания окружающего мира, мотивирование на творчество и актуальную на текущий момент инновационную деятельность, готовность к сотрудничеству в рамках учебного процесса, а также на осознание себя в качестве полноценной социально активной личности. Согласно требованиям Стандарта, учащиеся должны быть готовы к саморазвитию и личностному самоопределению, в том числе и после окончания обучения.
Каковы же условия, необходимые для решения пересиленных задач? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося. Применения им на практике этих знаний и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения.
Цель работы: изучить особенности познавательной деятельности учащихся и представить практический материал разработанный Андрияновой О.А, способствующий активизации познавательной деятельности.
Задачи пособия: Определить основные характеристики активизации познавательной деятельности. Описать условия эффективности управления познавательной деятельностью учащихся на уроке.
В данном методическом пособии представлены методы стимулирования познавательной деятельности у учащихся по предмету «История» для учащихся 5-9 классов.
Заключение:
Обогащение уроков истории средствами, методами, приемами познавательной деятельности развивает познавательный интерес обучающихся и способствует более глубокому усвоению учебного материала. Организация учебно-воспитательного процесса ориентирована на формирование у студентов умений и навыков познавательной деятельности, что способствует достижению высоких результатов.
Фрагмент текста работы:
Теоретические основы познавательной деятельности
Деятельность — важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности.
Познавательную деятельность можно определить как процесс отражения человеком окружающей его деятельности, основанный не только на приобретении знаний, умений, навыков, но и отношении личности к результатам своей деятельности. Успешность учебной деятельности во многом зависит от степени самостоятельности ребенка, его активности (или, наоборот, пассивности), заинтересованности в достижении результата. Хорошая результативность является результатом поисковой, творческой, самостоятельной познавательной деятельности.
Чтобы стимулировать активную познавательную деятельность учащихся необходимо формировать у школьников стойкий интерес.
Познавательные интересы школьников характеризуют интеллектуальная активность, положительный эмоциональный настрой, возможность свободного выбора и избирательной направленности деятельности.
Организация познавательной деятельности учащихся — это создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач, с учетом закономерностей каждого познавательного процесса.
Рассматривая такую организацию учебно-воспитательного процесса, следует выделить следующие условия:
-организация внимания учащихся (направить сознание ученика на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать);
-тренировка памяти с учетом ее основных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение);
-развития мышления учащихся;
-стимулирование творческой активности учащихся (стимулы: жизненно-практическое значение знаний, интерес, доверие к учащемуся, личный пример);
-учет индивидуальных способностей учащихся;
-формирование у учащихся положительного отношения к учению, познавательных интересов и потребностей в знаниях;
Учитывая эти условия, каждый педагог должен в своей работе по активизации познавательной деятельности обеспечить этапы ее организации:
1) создание оптимальных условий для активной самостоятельной творческой работы мышления, восприятия, воображения;
2) организация аналитико-синтетической мыслительной деятельности, а также воображения и формирование на этой основе новых знаний и интеллектуальных (умственных) умений учащихся;
3) закрепление через упражнения, выработка и автоматизация технических компонентов познавательной деятельности учащихся.
Методы стимулирования познавательной деятельности.
Активизации познавательной деятельности детей на уроках происходит с помощью:
Фактов (историческая информация, пример из жизни, факты из жизни «замечательных» людей).
Иллюстраций и демонстрационных средств (документальное, художественное кино; вещественные источники).
Создания проблемной ситуации на уроке (ситуации неожиданности, проблемные задачи, опережающие задания).
Индивидуальной и групповой работе на уроке.
Игр.
Нетрадиционных уроков (круглых столов, аукционов знаний, уроков выставок, уроков-аукционов, пресс-конференций и др.)
Методы развития познавательного интереса:
Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений дифференцированного или индивидуального характера, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока.
Выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета.
Использование занимательного материала. Подбор яркого, образного, занимательного учебного материала в сочетании с учебными заданиями создает в классе атмосферу заинтересованности.