Другое Педагогика/Психология Педагогика

Другое на тему Развитие навыков речевого общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические
основы исследования речевого
общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития……………………………………………………………………..

 

7

1.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития…………..

7

1.2
Специфика формирования и особенности развития коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………..

16

1.3 Методы, средства и приемы
развития навыков речевого общения у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития………………………………………………………………………

26

Глава
2. Эмпирическое исследование особенности развития речевого общения  со сверстниками у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития ……………………………………….

36

2.1 Анализ результатов исследования развития речевого общения
со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития …………………………………………………….

36

2.2 Экспериментальная работа по развитию навыков речевого общения со
сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития ……………………………………….

43

2.3 Динамика развития  навыков речевого общения со сверстниками у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
…………………………………………………………………….

52

Заключение………………………………………………………………….

60

Список литературы…………………………………………………………

63

Приложения…………………………………………………………………

68

  

Введение:

 

В настоящее время в обществе на первое место ставятся личные интересы
каждого человека, совершенствование его навыков и умений, ориентация на его
способности и интересы. В соответствии с такими ценностями актуализируется
ценность воспитательно-образовательной работы в педагогической и психологической
сфере с детьми, которые обладают некоторыми проблемами в развитии. Также
актуализируется работа по установлению оптимальных факторов личностного
развития таких детей, уделяется первостепенное внимание их адаптации в
социальном и психологическом плане в современном обществе.

Задержка психического
развития в данный момент времени считается распространенной формой психической
патологии детского возраста. Дети с ЗПР составляют около 15-20% всей популяции
детей. Относительно не так давно — примерно 15 лет назад педагогами и
психологами началось подробное изучение детей с задержкой психического
развития.  Причины возникновения такой
патологии как задержка психического развития изучали Т.А. Власова, М.С.
Певзнер, З.И. Калмыкова, Л.И. Переслени, В.И. Лубовский и др.  Многие исследователи (М.С. Певзнер, Р.Д.
Триггер, У.В. Ульенкова, Е.С. Слепович 
и др.) указывали на незрелое развитие навыков в общении у детей с ЗПР, а
кроме того на недостаточность. Однако учитывая такую популярность среди
различных авторов именно проблемы коррекционной и логопедической работы с
данной категорией детей, даже сейчас не существует общего решения и в сою
очередь не изучены принципы развития у таких детей коммуникативных умений;
присутствует недостаток в изучении условий, содействующих развитию элементов
для организации процесса общения.

Данные клинических и психолого-педагогических исследований
свидетельствуют о замедлении у данной категории детей темпов формирования
системы социальных отношений
(в том числе и
использовании конкретных видов речевой деятельности в процессе коммуникации),
представлений и знаний о них. Изучение проблем социализации детей с
задержкой
психического развития
требует разностороннего исследования особенностей формирования межличностных
отношений таких детей в конкретных условиях их жизни (в семье и детском саду).
Этим и объясняется актуальность выбранной
темы исследования.

Проблема исследования определяется отсутствием разработанной технологии формирования социальной компетентности детей с ограниченными
возможностями здоровья
и
необходимостью  разработки
практико-ориентированных подходов к решению задач
развития речевого общения дошкольников с задержкой психического развития.

Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий развития речевого общения со
сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития.

Объект исследования –навыки речевого общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития.

Предмет исследования – условия развития навыков речевого общения у  детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития.

Гипотеза
исследования:
мы предполагаем, что процесс развития навыков речевого
общения  у детей старшего дошкольного возраста
со сверстниками с задержкой психического развития, будет проходить эффективнее
при
условии:

-учета особенностей речевого общения детей
с ЗПР;

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Детство до школы — особо
ответственный период в развитии каждого ребенка, когда закладываются основные
личностные механизмы, характерологические особенности человека. У дошкольника
возникают первые представления об окружающей действительности, об отношениях с
людьми, которые оказывают существенное влияние на активность развивающейся
личности. И поэтому, любое отклонение ребенка в поведении может являться
серьезнейшим тормозом в развитии коммуникативных умений и эмоционального
состояния ребенка.

Теоретический анализ
литературы, показал, что нарушение функции общения у дошкольников с ЗПР
выражается в снижении потребности в общении со своими сверстниками,
недостаточной сформированности диалогической формы коммуникации, особенностях
поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в
ситуации общения, негативизм).

На качество речевого общения
сильно влияют недостатки словарного запаса и грамматического строя речи детей с
ЗПР. У многих детей с ЗПР не сформирована культура общения: у них отсутствует
чувство дистанции, интонации, дети часто крикливы, резки, они часто назойливы в
своих требованиях, или наоборот очень пассивны. Указанные коммуникативные и
речевые затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание
контактов со сверстниками во время игры, совместной деятельности и процесса
общения в целом.

C целью выявления особенностей речевого общения со
сверстниками у детей с ЗПР, нами была использована методика диагностики
«Рукавички» (Г.А. Цукерман), для оценки результатов исследования по данной
методике была разработана шкала оценки речевого оформления коммуникативного
акта (шкала 1) и шкала оценки коммуникативных умений (шкала 2).

Анализ результатов
проведенного констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о том,
что у старших дошкольников с задержкой психической развития наблюдаются
нарушения межличностного общения со сверстниками. Нами были выделены некоторые
общие особенности, характерные для всех детей с ЗПР, имеющих нарушения в
общении со сверстниками: отказ от вступления в межличностные и групповые
отношения с детьми; агрессивное, отпугивающее или защитное поведение; уход от
прямых контактов со сверстниками; проявление агрессивности, застенчивости,
нерешительности.

У детей с ЗПР наблюдались
следующие нарушения речевого общения:
дети  испытывали некоторые
трудности при формировании сообщения; в их речи отсутствует тематическая
целостность высказывания, наблюдается лексический дефицит, присутствуют
трудности с интонационным оформлением речи;
нарушения
логичности и связности высказывания, односложность ответов, неумение правильно
выразить мысль, ошибки и трудности в выборе языковых средств и грамматическом
оформлении предложений, неумение общаться в группе и участвовать в обсуждении
замысла и хода игры или совместной деятельности, неумение договариваться друг с
другом, отсутствие инициативы.

По результатам диагностики
было спланирована и проведена коррекционно-логопедическая работы
 с
использованием сюжетно-ролевой игры.
Вся работа
проходила с экспериментальной группой дошкольников на специально организованных
занятиях.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования речевого общения
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

  1.1
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития.

В психологии и
педагогике большая часть даже слабых отклонений у детей называются «задержкой
психического развития». Данное понятия и обстоятельства его происхождения
изучены многими авторами. К числу таких авторов и исследователей можно отнести:
М.С. Певзнер [47], Т.А. Власова [15], В. И. Лубовский [14],  Л. И. Переслени[48], З.И. Калмыкова и др.

Рассмотрим
понятие «задержки психического развития». Так под ним понимается некоторый
синдром, который характеризуется временным запаздыванием в процессе
психического развития, а также в процессе становления некоторых психических
функций и запаздыванием общего потенциала развития всего организма. Данную
особенность развития можно обнаружить на стадии вступления ребенка в школьную
жизнь. В свою очередь она может выражаться в малом резерве познаний у ребенка, плохо
развитых мыслительных процессах, недостатке умственных способностей, неспособности
адаптироваться или приспособиться к новым ситуациям, преобладании игрового
характера поведения.

Непосредственно
термин «ЗПР» относится к области педагогики и психологии и в первую очередь
свидетельствует о некотором замедлении в процессе психического развития.
Понятие «задержки» включает определенное расхождение между психическим
развитием и возрастом ребенка, чаще всего обладает временным проявлением. В
свою очередь этот означает, что с течением времени данная характеристика
развития с успехом пресекается, но только в том случае, если ребенок во время
(уже в самом раннем возрасте) попадает в соответствующую для него развивающую
обстановку [13;
c. 113].

К числу ключевых факторов развития ЗПР можно отнести
следующие: проблемы во время беременности матери ребенка и также проблемы в
процессе его рождения. Если у ребенка возникают проблемы во время родов и
родов,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы