Другое на тему Развитие интереса к изучению географии детей дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 Теоретическая часть. 5
1.1 Индивидуальный проект по изучению.. 5
«географии» дошкольников. 5
2 Практическая часть. 13
2.1 Формирование географических представлений
детей дошкольного возраста 13
2.2 Дидактическая игра для детей старшего
дошкольного. 16
возраста «Юные географы». 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 21
Введение:
Актуальность. Ребенок познает мир в процессе любой своей
деятельности. Но именно в познавательно- исследовательской дошкольник получает
возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему?
Зачем? Как устроен мир?». Ознакомление детей с широким кругом знаний,
представление целостной картины мира – важнейшая задача для достижения цели
общего развития детей. Богатейшими возможностями
для решения этой задачи обладает наука «География».
Это
единственный естественно научный предмет, в сферу рассмотрения которого входят
и естественные (природа), и общественные (население, хозяйство, социальные
вопросы) объекты и явления. Необходимость формирования географических
представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами развития современных
детей – объем информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с
дошкольного возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире.
Дошкольники
нуждаются в новой информации, их мозг готов впитывать ее, как губка, ведь
только так происходит его развитие. При изучении географии закладывается
важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего
кругозора дошкольника. Ребенок узнает, что наш мир – это не только знакомые ему
«дом – двор – садик».
Изучая
основы географии, он начинает фантазировать и представлять себе другие страны,
людей и животных, их населяющих, учится мыслить шире. Детям становится очень
интересно, а какое же место занимает в этой вселенной их дом, город, страна.
Что происходит в других местах, что за люди там живут и чем они отличаются от
нас.
Актуальность проблемы
исследования позволила сформулировать цель
проектной деятельности:
1. Разработка элементарных
естественно-научных представлений о земле, о природе, о населении нашей
планеты;
2.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
3.
Научить детей изучать окружающий мир, учиться беречь и любить природу.
На основе теоретического
анализа проблемы исследования была выдвинута гипотеза: предполагается,
что в ходе систематической,
планомерной и целенаправленной работы по формированию географических представлений,
произойдут качественные и количественные изменения в познавательном развитии
старших дошкольников посредством использования системы игр – путешествий как
одного из способов руководства познавательной деятельностью.
Данный
материал по обмену опытом могут использовать в своей работе методисты (старшие
воспитатели), воспитатели дошкольных учреждений, родители. Здесь представлена
система работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с
окружающим, знакомство с наукой «география» во взаимосвязи с «экологией». Здесь
можно найти ответ на вопросы, как и чем заинтересовать детей изучать такие
серьезные науки.
Заключение:
Формирование познавательной
деятельности посредством элементарных географических представлений происходит с
учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
География как область знаний
имеет свои особенности, отличающих ее от других областей. Это интегрированный
цикл, который представляет собой систему обобщенных знаний о природе — он в
доступной форме знакомит дошкольников с предметами и явлениями, раскрывает
связи между отдельными явлениями, помогает осмыслить закономерности развития
окружающего мира. При его изучении закладываются основы понимания
материальности и познаваемости мира взаимосвязи явлений, идеи закономерности и
эволюции. Осознание ребенком меры ответственности человека перед природой,
необходимости сохранения ее богатства и многообразия, является условием
формирования экологически грамотной личности.
Формирование у дошкольников
географических представлений способствует: развитию целостного представления об
окружающем мире. Воспитывает любознательность, понимание красоты природы, любви
и бережного отношения, развивает познавательный интерес, творческое отношение к
окружающей действительности.
Новый подход к использованию
географического материала дает устойчивый положительный результат в
формировании у детей интереса к прошлому и будущему земли. Необходимо только
самому педагогу понять и творчески переосмыслить глубокий смысл и мудрость,
заложенную в его содержании. Только тогда педагог сможет стать не просто
посредником между объектами и явлениями истории и культуры и ребенком, а
соавтором, творческим интерпретатором, «проводником» в мир культуры, в мир
обыкновенных и необыкновенных вещей, сказок, мифов, преданий, былин, музыки и
многого другого.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретическая часть
1.1 Индивидуальный проект по изучению
«географии» дошкольников Для разностороннего развития
детей старшего дошкольного возраста важно развивать эрудированность, память,
мышление, познавательную активность. Способствовать развитию познавательной
активности, интереса к миру природы можно через разные формы организации
образовательного процесса, разные формы образовательной деятельности детей.
Проект «География в детском
саду с детьми старшего возраста – путь познания окружающего мира» великолепно
подходит для углубленного исследования детьми вместе с педагогами и родителями
многообразия жизни на земле.
Дети и география. Некоторые
могут сказать, что школьные термины не согласуются с дошкольниками. Отнюдь нет,
и это я постараюсь показать в своей работе. Пытливый детский ум впитывает всю
интересующую его информацию, тем более, если она предоставлена в форме игры.
Первые основы в изучении окружающего мира должны даваться педагогами дошкольных
учреждений. Изучение окружающего мира можно разнообразить изучением основ
географии.
Изучение географии в детском
саду очень мало рекламируется, материал нужно собирать по крупицам, используя
научно-методическую литературу в виде детских энциклопедий, художественную
литературу географического направления, ресурсы интернета. Этот предмет не
введен в программу ДОУ, поэтому существует потребность собрать материал,
обобщить его и представить в таком виде, который удобен для работы с детьми [5].
Часть детей способна
самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых
представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети
путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую
литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное
поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой
части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту
информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут
втянуты в процесс познания [4].
Познавать мир лучше
комплексно, охватывая не только какую-то одну его сторону, а постараться
раскрыть детям многообразие мира. Разнообразный познавательный материал
объединяется вокруг одной изучаемой темы.
По продолжительности:
долгосрочный (сентябрь – апрель).
Вид проекта: информационно –
практический.
По методу: поисково –
творческий.
По количеству участников:
групповой.
Направление проекта:
познавательное развитие.
Участники: дети
подготовительной группы, родители и воспитатель.
Возраст детей: дети 6-7 лет.
Цель проекта: развитие
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через знакомство
с многообразием жизни на планете Земля.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о
глобусе, как модели Земля.
2. Формировать представления
о природных зонах земли на континентах, условиях жизни их обитателей (животных,
растений).
3. Формировать элементарные
представления о народах, населяющих Землю, их традициях, быте, культуре,
особенностях жизни.
4. Формировать умения
находить на глобусе и карте необходимые объекты (материки).
5. Приобщать родителей к
реализации совместного детско-родительского проекта по поиску и сбору
материала, как активных участников образовательного процесса.
6. Обогащать
предметно-развивающую среду группы, раскрывающей особенности разных континентов
и ее обитателей.
7. Развивать психические
процессы (внимание, память, мышление, воображение, речь).
8. Воспитывать
любознательность, желание познавать окружающий мир.
Форма проведения итогового мероприятия:
презентация на педагогическом совете.
Продукт проекта:
— лэпбуки материков;
— детские
рисунки;
—
презентации.
Прогнозируемый
результат:
— дети
знают, что такое глобус;
— умеют
находить на глобусе и карте материки;
— дети
имеют представления о флоре и фауне материков;
— дети
имеют представления о национальных костюмах.
Развивающая
среда:
— глобус;
— карта
мира для детей;
—
физическая карта мира;
—
иллюстрации природы и животных материков;
—
иллюстрации национальных костюмов.
Реализация
поставленных задач будет проходить в 3 этапа:
1 этап – Организационный:
— анализ
проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
— подбор
методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по
выбранной тематике проекта;
—
составление поэтапного плана работы.
2 этап –
Реализационный (содержательная часть):
—
вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей:
заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке
познавательного материала.
— развитие
познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему.
Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед
сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы
по теме.
3 этап – Итоговый:
— выявление
уровня познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о
многообразии жизни на планете Земля через мониторинг.
— анализ
востребованности детьми созданных макетов в повседневной самостоятельной
деятельности.
План работы
по реализации проекта
Результат.
1.
Родительское собрание.
Диалог с
родителями «Исследования в познавательном развитии дошкольников. Плюсы и
минусы». Сентябрь. Воспитатели, родители. Знакомство родителей с перспективами
работы по познавательному развитию детей группы. Интерес к новой форме работы.
2. Создание
лэпбуков разных континентов. Сентябрь – апрель. Воспитатели, дети, родители. Лэпбуки.
3. Подбор
презентаций, слайдов, иллюстраций о жизни животных и растений в природных
зонах, национальные костюмы. Сентябрь – апрель. Воспитатели. Презентации,
слайды, иллюстрации.
4. Родительское собрание. Итоги
совместных детско-родительских исследований. Апрель. Воспитатели, родители.
Рефлексия о совместно проведенной работе. Отчет о реализации проекта.
Мониторинг на начало и конец
учебного года.
Ф. И. ребенка Имеет
представление о материках, их отличительных природных особенностях. Имеет
представление о зависимости растительного мира материков от климата; знает
представителей флоры материков. Имеет представление о зависимости животного
мира материков от климата; знает представителей фауны материков. Имеет
представление о многообразии национальных костюмах [14].
Высокий уровень (+) –
овладевший материалом в полном объеме.
Средний уровень (*) –
овладевший половиной изученного материала.
Низкий уровень (-) –
овладевший менее чем половиной изученного материала.
Условия реализации проекта.
Для реализации поставленных
задач в группах старшего дошкольного возраста необходимо организовать
предметно-развивающую среду:
— «Чудо»-глобус, физическая
карта мира, атласы, контурные карты;
— энциклопедии,
художественная литература (подборка книг);
— фотографии, открытки,
иллюстрации по темам;
— коллекция магнитов из разных
стран и городов, макеты ландшафтов (горы, степь, пустыня);
— тематические альбомы:
«Россия», «Пустыня», «Горы», «Мой город», «Знаменитые достопримечательности»,
«Животные жарких стран», «Народы разных стран», «Животные России»;
— дидактические игры: «Убери
лишнего», «Собери герб», «Найди похожих», «Собери картинку», «Кто, где живет?»;
— тематические презентации:
«Древний Египет», «Индия»;
— развивающие мультфильмы
«Астрономия для самых маленьких»;
— лаборатория с материалами
для опытов и исследований;