Специальное (дефектологическое) образование Другое Педагогика/Психология

Другое на тему Развитие эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………………… 3 Глава
1. Теоретико-методологическое обоснование применения арт-терапии для развития
эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения ……………………………………………………… 7 1.1 Анализ понятия «эмпатийность» в психолого-педагогической
литературе  …………….…………………………………………….. 7 1.2 Возрастные особенности развития эмоциональной
сферы ………. 10 1.3 Особенности развития эмпатийности  у дошкольников с нарушением зрения
…………………………………………………. 14 1.4 Арт-терапия как средство развития
эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения ……………………………… 18 Вывод по 1 главе …………………………………………………………. 22 Глава
2. Экспериментальное исследование возможностей арт-терапии как средства
психокоррекции эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения …………………….…………. 24 2.1 Организация и проведение
экспериментального исследования …. 24 2.2 Анализ и интерпретация результатов
констатирующего этапа исследования ………………………………………………………… 28 2.3 Организация коррекционно-развивающих
мероприятий по формированию эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения с
помощью арт-терапии ………….………………………… 45 2.4 Анализ и  интерпретация  результатов контрольно-оценочного
этапа
эксперимента …………………………….……………………. 50 Вывод по 2 главе ……………………………………………………..…… 68 Заключение
……………………………………………………………….. 71 Список
литературы ……………………………………………………… 74 Приложение
.……………………………………………………………… 83

  

Введение:

 

Актуальность исследования. С каждым годом увеличивается количество детей с нарушением зрения,
и даже воздействие неблагоприятных факторов может привести к проблемам со
зрением. В условиях гуманизации общества особенно приоритетным становится
развитие типа взаимоотношений, основанных на гуманизме, на уважении к
индивидуальности каждого человека. В качестве неотъемлемой части культуры
личности выступает эмоциональная зрелость, развитые социальные эмоции, наличие
способности к сопереживанию, сочувствию, сорадованию.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у
детей эмпатийности, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы
эмоционально-нравственной культуры личности.

Проблемой изучения эмоционального развития детей с нарушениями
зрения занимались Н.Н. Будай [9], В.З. Денискина [21], Л.А. Дружинина [24],
В.П. Ермаков [25], А.В. Запорожец [27], М.И. Земцова [29], И.Г. Корнилова [38],
А.Г. Литвак [42], Г.В. Никулина [50], Л.И. Плаксина [58], Л.А. Ремезова [62],
Л.И. Солнцева [68], В.А. Феоктистова [77], В.Ю. Федоренко [76] и др.

На современном этапе развития
общества происходит активный поиск, разработка и внедрение вариативных программ
личностно ориентированного обучения и воспитания. Особо актуальна проблема
разработки и апробации инновационных методов и средств, направленных на
коррекцию эмоциональной сферы детей с нарушением зрения.

Арт-терапия — одна из
перспективных областей коррекции эмоциональных расстройств у старших
дошкольников. Кроме того, одной из важнейших особенностей арт-терапевтического
взаимодействия участников психокоррекционной работы является опыт позитивной
совместной деятельности, развитие коммуникативной деятельности, ценность
переживаний ребенка.

Психотерапевтическим
воздействием сотворчества на эмоциональное, а также нравственное развитие
личности занимались А.И. Аржанова [2], И.П. Воропаева [13], В.Г.
Нечаева [47], Р.В. Овчарова [53], и др. Таким образом, арт-терапия обладает
возможностями мягкой гуманной поддержки личности ребенка, развивает его
способности к самопознанию.

Актуальность работы обусловлена противоречием между необходимостью усиления
значения эмпатии для межличностного взаимодействия дошкольников с нарушениями
зрения и недостаточным использованием потенциала арт-терапии в развитии эмпатии
этих дошкольников.

Объект исследования: эмпатийность у детей старшего дошкольного
возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования: возможности арт-терапии в развитии
эмпатийности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Гипотеза исследования: у
старших дошкольников с нарушениями зрения есть трудности в развитии
эмпатийности (недостаток знаний о социальных эмоциях, недостаточная
сформированность эмпатических реакций на переживания другого, несформированные
способности оказания помощи и содействия сверстникам, ограниченность форм
устойчивого содействия сверстнику, несформированность способности к выражению
сочувствия и сопереживания и др.), а также, что арт-терапия является
эффективным методом развития эмпатийности.

Цель исследования: оценка эффективности арт-терапии для развития эмпатийности
у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Названные проблема,
цель, объект и предмет исследования, обусловили постановку и последовательное
решение следующих задач исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме

исследования;

2. Подобрать комплекс психодиагностических методик для изучения актуального уровня эмпатийности у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением зрения;

3. Разработать и реализовать коррекционную программу для развития
эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения;

4. Провести   изучение
итогового уровня эмпатийности у детей старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения и оценить успешность проведённой работы.

Методы и методики. Для решения поставленных нами задач и проверки гипотезы использовался
комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:

− Анализ  теоретических  и  методологических
данных по проблеме

исследования;

− Эмпирические методы исследования (беседа,  
наблюдение,

эксперимент);

− Количественный и качественный анализ результатов.

− Математическая обработка результатов по t-критерию Стьюдента

для связных выборок.

Исследование
эмпатийности проводилось при помощи следующих методик:

− Методика «Изучение понимания эмоциональных
состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

− «Изучение эмоций» (Г.А. Урунтаева, Ю.А.
Афонькина);

− Опросник «Характер проявлений эмпатических
реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина);

− «Метод  
проблемных  ситуаций» (Л.А.  Венгер, О.М. Дьяченко);

− «Изучение 
эмоциональных проявлений  детей
при разыгрывании

сюжетных
сценок» (А.Д. Кошелева). База исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» г. Реутов, ул.
Комсомольская, д.17, заведующий — Семенова Наталья Сергеевна.

Контингент испытуемых. Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения общим количественным составом 30 человек, распределенных в
две группы (экспериментальную и контрольную) по 15 человек в каждой.

Практическая значимость
исследования заключается в
составлении комплекса для диагностики уровня эмпатийности у дошкольников с
нарушением зрения; разработке и апробации коррекционно-развивающей программы для
развития эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения. Программа на основе
арт-терапии, может быть полезна педагогам и психологам, работающим с детьми с
нарушением зрения.

Структура работы. ВКР включает введение, две главы, заключение, список
использованной литературы. Текст исследования изложен на 147 страницах.
Результаты исследования представлены в 19 таблицах и 11 рисунках.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
результате проведенной работы были проанализированы отечественные и зарубежные
исследования коррекции эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения.

Подводя итог современным достижениям
педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что
воспитание эмпатии у дошкольников-очень сложный процесс, направленный на
понимание важности отзывчивости, сострадания, формирование способности сочувствовать,
сопереживать, радоваться, искренне делать добро, а для формирования эмпатии у
дошкольников следует развивать сопереживание, взаимопонимание,
доброжелательность, дружелюбие и внимание.

Из-за особенностей эмпатии у детей с
нарушениями зрения у нас сформировался диагностический комплекс.

Констатирующий
эксперимент позволил нам выявить следующие особенности эмпатийности у детей
дошкольного возраста с нарушением зрения, которые входили в экспериментальную и
контрольную группы:

− у  детей 
недостаточно  сформировано
понимание эмоционального состояния людей, при интерпретации эмоций требовалась
помощь;

− у
большинства детей не сформированными оказались социальные эмоции;

− у
большинства детей слабо развита способность проявлять сочувствие и сострадание,
редко проявляется способность к оказанию помощи и содействия сверстнику;

− у детей
не сформирована способность к адекватному сопереживанию, к проявлениям
безусловной помощи;

− недостаточно
сформированы эмоциональные проявления, плохо сформированы экспрессивно-мимические
средства выражения эмоций.

На
основании полученных первичных результатов была разработана
коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмпатийности  у детей с нарушением зрения при помощи
арт-терапии.   Результаты исследования, которые мы получили в
процессе констатирующего исследования, учитывались нами при планировании
коррекционно-развивающей программы. Программа проводилась 2-3 раза в неделю в
течение месяца. Включала в себя 10 занятий. Программа проводилась только с
детьми экспериментальной группы.

После
проведения коррекционно-развивающей программы мы провели повторную диагностику
уровня эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения с целью определения
эффективности проведенной работы. В результате проведенной коррекционно-развивающей
программы у детей экспериментальной группы была отмечена положительная динамика.

В
частности, по результатам методики «Изучение понимания эмоциональных состояний
людей, изображенных на картинке», у детей экспериментальной группы, согласно
статистической обработке результатов достигнуты значительные результаты (p≤0,01). В то время как у детей
контрольной группы не было замечено значительных изменений.

Результаты
по методике «Изучение эмоций» у детей экспериментальной группы повысился уровень
развития социальных эмоций. Согласно статистической обработке результатов по
данной методике достигнуты положительные результаты (p≤0,01). В контрольной группе
результаты находились в зоне незначимости, что говорит о неизменности уровня
развития социальных эмоций.

По
результатам методики «Характер проявления эмпатических реакций и поведения» у
детей экспериментальной группы, согласно статистической обработке результатов
произошли незначительные изменения в развитии эмпатических реакций (p≤0,05). Эмпирические значения
находолись в зоне неопределенности. В контрольной группе результаты по данной
методике остались на прежнем уровне развития. Результаты были в зоне
незначимости, не выявлены статистически значимые различия, т.е. изменений не
происходило.

Результаты
по методу проблемных ситуаций у детей экспериментальной группы показывают
положительные изменения уровня межличностного взаимодействия. Эти данные
подтверждает статистическая обработка результатов по этим методикам, которая
показывает значительные различия  (p≤0,01). В то время как в контрольной
группе значительных изменений не было выявлено.

Результаты
по методике «Изучение эмоциональных проявлений детей» у детей экспериментальной
группы повысился уровень эмоциональных проявлений. Это подтверждает
статистическая обработка результатов по данной методике. Были достигнуты
положительные результаты (p≤0,01).
Эмпирические значения детей контрольной группе находились в зоне незначимости.
Изменений у детей контрольной группы не было выявлено.

Полученные
результаты  позволяют утверждать, что
коррекционно-развивающая программа с использованием арт-терапии оказалась
эффективной для развития эмпатийности у детей старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения.

Таким
образом, гипотеза о том, что арт-терапия является эффективным методом развития эмпатийности у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением зрения, получила подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретико-методологическое обоснование применения арт-терапии для развития
эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения 1.1 Анализ
понятия «эмпатийность» в психолого-педагогической литературе Эмпатийность — это качественная характеристика личности,
которая состоит из готовности и способности человека к реализации им процесса
эмпатии в межличностном общении.

В качестве психологического феномена эмпатия имеет продолжительную
историю изучения в рамках зарубежной науки и относительно короткую в
отечественных исследованиях. Данная дефиниция впервые введена в философских
дисциплинах, в которых именовалась термином «симпатия» и была взаимосвязана с
развитием моральных чувств и альтруистическим поведением, что подчеркивается в
трудах А. Смит [67], Г. Спенсера [70], А. Шопенгауэра [81] и др.

Слово
эмпатия происходит от греческого "empatos«, что означает»в ощущении,
проникновении".

Известный
исследователь психологии С. Л. Рубинштейн [64] рассматривал эмпатию как элемент
любви человека к человеку, как эмоционально опосредованные отношения с другими.

Ю.
А. Менжерицкая [46] определяет эмпатию как «многоуровневое сложное явление, в
котором заложен набор эмоциональных, когнитивных и поведенческих переменных,
выражение которых опосредовано компетенцией социального взаимодействия субъекта
с другими людьми».

М. А. Пономарева [60] эмпатия определяется как системное
образование, представленное когнитивным (понимание эмоционального состояния
другого), эмоциональным (сопереживание и сопереживание другому) и конативным
(активная помощь объекту эмпатии) компонентами, в рамках которых эмпатический
процесс базируется на сопереживании, сопереживании и помощи.

Л. П. Выговская [14] отмечает, что эмпатия может развиваться как в
сторону асоциального поведения, так и в сторону просоциального, и что звеньями
этого процесса являются восприятие друг друга, сопереживание, симпатия,
внутреннее и реальное сотрудничество.Н.Н. Обозовым [51] эмпатия рассматривается
как отклик одной личности на переживания другой.

И.М. Юсуповым [85] эмпатия определяется в качестве целостного
феномена, который связывает сознательную и подсознательную психические
инстанции, целью является проникновение во внутренний мир другого человека.

Согласно
В.В. Бойко [83], эмпатия также служит отражением партнеров по взаимодействию,
основой ее являются интуиция, рациональное восприятия и эмоциональная
отзывчивость, в связи с чем можно констатировать, что ученым эмпатия воспринимается
как форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека.

Компонентами
эмпатии являются:

1)
когнитивный компонент в виде понимания состояний другого без изменения его
состояния;

2)
эмоциональная (аффективная) составляющая в виде сопереживания и сопереживания;

3)
поведенческий (эффективный) компонент в виде активной поддержки другого и
помощи.

Исследователи
говорят о различных формах эмпатии: Л.И.
Божович [5], Т.П. Гаврилова [17] выделяют сопереживание и сочувствие; Л.П. Стрелкова
[73] выделяет сопереживание – сочувствие – содействие.

Н.Н. Обозова [51] выделяют следующие формы эмпатии в рамках иерархической
структурно-динамической модели:

1) когнитивная эмпатия — это простейшая форма эмпатии в виде понимания
состояний другого без изменения его состояния;

2) эмоциональное сопереживание, в форме не только понимания состояний
другого, но сопереживания и сопереживания, причем основой сопереживания
является потребность в собственном благополучии, а основой сопереживания
является потребность в благополучии другого;

3) действенная эмпатия — это высшая форма и заключительная фаза
эмпатического акта. Выражается в действии, активной поддержке личностью
партнера по общению.

Существует три уровня эмпатии.

Первый, самый глубокий уровень — это метод существования, способ бытия с
другими, способ постижения нюансов и сложностей их внутренних миров.

Второй уровень, эмпатия, является чрезвычайно полезным средством
профессионального присутствия, средством профессионального контакта с
клиентами, внутренняя жизнь которых сложна и разнообразна.

На третьем уровне эмпатия — это коммуникативный навык, которому можно
научиться, но коммуникативная технология эмпатии будет бесполезной, пока она не
станет выражением манеры быть консультантом [13].

Функции эмпатии включают:

— размышляя, где эмпатия действует в когнитивном направлении;

— нормативной, где она представлена как эффективная эмоциональная
идентификация, осуществляемая через процессы влечения;

— когнитивный, где эмпатия-это способ познания другого человека или объекта
и подтверждения факта познания.

Эмпатия как способность к эмпатии включает в себя следующие факторы:

— понимание своих чувств, самоопределения, самоидентификации;

— чуткое внимание, память и воображение;

— когнитивная сложность, искренний интерес и доброжелательное отношение к
людям.

Внешними факторами развития эмпатии являются: моделирование эмпатического
взаимодействия, формирование эмпатии, воздействие положительного примера, чего
можно добиться различными средствами, включая средства массовой информации и
культуру.

Таким образом, можно сказать, что эмпатия-это способность эмоционально
реагировать и реагировать на переживания другого, способность распознавать
эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в его мысли, чувства
и действия, способность давать адекватный эмпатический ответ вербального и
невербального типа на переживания другого.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы